Галина Варакосова
Конспект занятия в старшей группе «Тайны песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе «Тайны песка»
Образовательная область «Познавательное развитие»,
раздел «Познавательно-исследовательская деятельность».
Современные образовательные технологии:
• Личностно-ориентированная технология - наблюдения, экспериментальная деятельность.
• Социоигровая технология-работа в малых группах.
• Здоровьесберегающая технология - динамическая пауза.
Образовательная область «Познавательное развитие»,
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Тайны песка“» размещена в разделах
раздел «Познавательно-исследовательская деятельность».
Образовательные задачи:
-Уточнение и расширение словаря за счет новых слов: сыпучий, текучий, лупа, песчинка.
-Познакомить детей со свойствами сухого песка, с тем, что песок состоит из очень мелких частиц-зернышек песчинок.
-Знакомить детей с применением песка человеком.
Развивающие задачи:
-Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно- следственные связи.
-Познакомить с «Разноцветным песком».
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к окружаемому миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы, развивать доброжелательность, инициативность, самостоятельность
Интеграция образовательных областей:
-Социально-коммуникативное развитие;
-Познавательное развитие;
-Речевое развитие;
-Художественно-эстетическое развитие.
Технологии:
-Личностно-ориентированная технология - наблюдения, экспериментальная деятельность.
- Социоигровая технология-работа в малых группах.
- Здоровьесберегающая технология - динамическая пауза.
Конспект занятия в старшей группе «Тайны песка»
Материалы:
Песок, по два стаканчика на каждого ребенка, передники на каждого ребенка, лупы, вода, влажные салфетки, цветные мелки (порошок, клей - карандаш, одноразовые тарелки, ложки, контурные предметные изображения.
Ход деятельности:
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, получила я сегодня утром посылку. Без вас я ее не открыла. Давайте посмотрим, что в ней. Открывает посылку, а в ней - «Чудесный мешочек» и «Баночка - шумелочка». Что же это? Как вы думаете? Давайте пощупаем, потрогаем мешочек и послушаем звуки в баночке; попробуем предположить, что там может находиться. (Дети высказывают свои предположения) Вы уверены? Может это сахар или соль, а может мука? Чтобы точно узнать, что в мешочке отгадайте загадку.
Он нужен детворе
Он на дорожках во дворе
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже.
Дети: Песок
Воспитатель: (открывает мешочек и баночку-шумелочку –показывает детям) Правильно, а где можно встретить песок?
Дети: На улице, на море, в песочнице.
Основная часть:
Песок - это природный материал, который специальной техникой добывают со дна рек и озер.
Его добывают в песчаных карьерах.
Песок встречается на берегах морей и океанах, на берегах рек, в пустынях, в песочницах, применяют в строительстве, используют для изготовления стекла.
Песок используют для изготовления песочных часов. Зимой песком посыпают обледенелые дорожки, его используют для тушения пожаров, а также создают живописные картины и скульптуры из песка.
Воспитатель: А хотите узнать из чего состоит песок? Тогда пройдем в нашу лабораторию, проведем опыты с песком. Напоминаю правила проведения при проведении опытов ( показ моделей: внимательно слушать, выполнять предложенные действия, ничего не пробовать на вкус).
Опыт первый:
Детям предлагается пересыпать из стакана в тарелку песок.
Воспитатель: Легко ли сыплется песок? Почему?
Ответы детей. Да, легко сыпется, он сухой.
Опыт второй:
Воспитатель: сейчас мы рассмотрим песок с помощью вот такого приспособления (воспитатель показывает лупу). Кто знает, как оно называется?
Дети: Лупа, увеличительное стекло.
Воспитатель: Правильно.
Дети рассматривают песчинки через лупу.
Воспитатель: Из чего состоит песок?
Дети: Из песчинок, зернышек.
Воспитатель: Как они выглядят? Похожи ли друг на друга? Чем отличаются?
Ответы детей. (В песке каждая песчинка лежит друг от друга, не прилипает к своим «соседям»).
Воспитатель: Давайте проведем еще один опыт.
Опыт третий:
Возьмите мельницу, поставьте в центр тарелочки. Высыпайте весь песок, не спеша. Что вы видите? Какой песок? (Сухой, сыпучий, текучий).
Вывод: Песок сыпучий. Состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Воспитатель: А теперь пора отдохнуть.
Физкультминутка:
Мы на улице гуляем
Солнце ласково сияет
И летят как балеринки
Разноцветные песчинки.
Вверх песчинки поднялись
Закружились, понеслись.
Ветер в вальсе их несёт
Падать вовсе не дает.
Налетела тучка злая,
Дождик намочил песок
Нелегко песочку стало
Стал тяжелым, весь намок.
Воспитатель: Как вы думаете, кто может спрятаться в песке? (Жуки, насекомые). Хотите проверить? (Да, хотим проверить).
Опыт четвертый:
Воспитатель предлагает перейти к столу и найти с помощью кисточки тех, кто спрятался в песке (комплект насекомых, при этом назвать ласково;
Рассмотреть и назвать как называются одним словом, «кто лишний?»; какие следы могут оставить насекомые на песке? (Дети называют).
Воспитатель: Какие вы молодцы, внимательные. Скажите, бывает песок цветным? (Нет, да)
Воспитатель: Я вам скажу по секрету, песок может быть разноцветным.
Посмотрите какие картины из цветного песка я вам принесла (показ картин) Хотите я вас научу делать такую красоту (хотим).
Воспитатель подводит детей к столу, на котором находится всё необходимое для следующего опыта.
Воспитатель подводит детей к столу, на котором находится все необходимое для рисования песком.
Воспитатель: Для того чтобы сделать цветной песок можно натереть на терке цветной мелок, добавить песок и перемешать. Можно купить уже готовый в магазине. Смотрите, какой песок я вам приготовила.
Воспитатель: Предлагаю сделать из разноцветного песка красивые картины (воспитатель раздает детям контурные изображения насекомых). Дети выполняют работу, воспитатель по возможности помогает.
Воспитатель: Молодцы, как красиво. А теперь вспомним, чем мы сегодня занимались? С каким природным материалом мы сегодня познакомились, как сделать цветной песок?
Сухой песок: сыпучий, видны формы песчинок, движется, имеет цвет, хорошо пропускает воду, не лепится, можно рисовать, не имеет форму, легче в весе. Использование песка людьми : приятно и полезно ходить, лежать, играть, строить. Посыпают дорожки зимой, чтобы не поскользнуться. Тушат пожар. Используют в строительстве.
Вот наш опыт-игра и закончилась. «Досвидания! До новых встреч!»