Наталья Беденина
«Тайны театрального саквояжа». Театрализованная деятельность с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение знаний детей о театре как виде искусства, создание условий для развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Материалы и оборудование:
•Мультимедия проектор,
•Магнитофон,
•Презентация «Тайны театрального саквояжа»,
•Видеофильм «Приветствие Хранителя тайн театра»,
Публикация «„Тайны театрального саквояжа“, Театрализованная деятельность с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
•Аудиозаписи: «волшебная музыка» из кинофильма «Гарри Поттер», фанфары, аплодисменты, театральный звонок, «звуки вокруг нас»: звук копыт лошади и ржание, смех и плач ребенка, шаги по снегу, шум дождя, вой волка, лай собак, мурлыканье кошки, пение птиц, звук поезда, треск поленьев, звук моря,
•Саквояж,
•Предметы театрального саквояжа: вешалка, театральная афиша, игрушечный стульчик, колокольчик, скрипичный ключ, занавес – элемент пальчикового театра, бутафорское зеркало с прикрепленными картинками-эмоциями, театральная маска,
•Предметы для театральных упражнений: книга, карандаш, стул,
•«Билеты»: парные карточки с картинками из сказок,
•Касса,
•Маски для постановки сказки «Теремок»: мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь,
•Карточки с героями сказок для жеребьевки,
•Маски (простые, белые, без оформления).
Ход:
Ребята в группе занимаются своими делами. Вдруг слышится музыка («Фанфары, начало представления», появляется изображение на мультимедиа проекторе, тем самым привлекается внимание детей. (Слайд 2)
На экране появляется видеозапись, и Хранитель театра говорит с экрана: (Слайд 3)
-Здравствуйте, почтеннейшая публика! Приглашаю Вас на представление! Я жду Вас!
Гаснет экран, и в группу заходит сам Хранитель тайн театра, как будто только что сошел с экрана.
- Здравствуйте, почтеннейшая публика! Прошу прощения за беспокойство, скажите, пожалуйста, куда я попал? (ответы детей).
-Позвольте представиться: я Хранитель тайн театра! Я знаю все-все про театр, все его тайны. А их великое множество!
-А вы знаете, мои маленькие зрители, что такое театр? (ответы детей).
-Театр - это вид искусства, а также это место, здание, в котором происходят театральные представления.
-А в вашем чудесном городе есть театры? (ответы детей). А Вы бывали там? Что Вы там видели? Что Вам больше понравилось? А Вам хотелось бы познакомиться с ним поближе, проникнуть в его тайны? Только не знаю, могу ли я посвятить в эти тайны Вас? (Хранитель замечает театральный уголок в группе. Удивляется.)
-Что это? Значит… вы тоже связаны с театральным искусством… Тогда я могу Вам доверить тайны театра. Посмотрите, что у меня в руках. Это волшебный саквояж, в котором скрыты тайны театра.
-Итак, вы готовы проникнуть в тайны театра? (Звучит волшебная музыка) Хранитель тайн приглашает первого ребенка и просит достать из саквояжа, то, что там лежит.
Ход задают сами дети в зависимости от того, какой предмет они достали. Каждый предмет – это тайна театра, которую дети раскрывают вместе с Хранителем. Педагог также может направлять или подсказывать, что достать из саквояжа. Перед каждым новым появлением предметов звучит волшебная музыка (Музыка из кинофильма «Гарри Потер»)
Театральная афиша. (Слайд 4)
-Что это? (ответы детей)
- Это театральная афиша, на которой с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях в театре (автор спектакля, режиссер, актеры, которые играют главные роли, название, дата и время спектакля).
-Попробуйте догадаться, к каким театральным постановкам, к сказкам эти афиши. На презентации по очереди показываются афиши, дети отгадывают. (Слайд 5)
Звучит волшебная музыка. Хранитель приглашает ребенка достать предмет из саквояжа.
Вешалка.
-Как Вы думаете, как этот предмет связан с театром? (ответы детей)
-Вы никогда не слышали такое выражение: «Театр начинается с вешалки»? Как Вы думаете, что оно означает? Хотите узнать? Один известный режиссер Константин Сергеевич Станиславский сказал, что зрители попадают на спектакль, как только переступили порог театра. Мы зашли в театр и сразу же попали в сказку. Такая особая атмосфера начинается уже с порога.
А вешалки, конечно, очень нужны в театре, чтобы зрители смогли снять одежду. А Вы знаете, что раньше зрители не раздевались.
Звучит волшебная музыка. Хранитель приглашает ребенка достать следующий предмет из саквояжа.
Стульчик.
-Что это может означать? Где находятся зрители во время спектакля? (В креслах, на стульчиках, все вместе - это зрительный зал.) (Слайд 6)
-Скажите, пожалуйста, а зрители садятся на любое место? (нет). А как определяется место? (по билету). А где можно взять билет? (в билетной кассе). (Слайд 7)
-Театральная касса – место, где продают билеты на спектакли театра. В них напечатано название театра, название спектакля, его автор, дата и начало спектакля, а также место и ряд в зрительном зале. Продает билеты в театральной кассе кассир. При входе в театр у зрителей проверяет билеты билетер.
-Итак, почтеннейшая публика, приглашаю Вас пройти в зрительный зал! Но у Вас нет билетов.
Дети замечают кассу и подходят к ней. Кассир, роль которого может исполнять второй воспитатель, выдает детям билеты.
-Посмотрите, какие необычные у Вас билеты. На них какие-то картинки. Это предметы из театральных постановок, на стульчиках вы найдете картинки, на которых изображены сказки, из которых эти картинки:
1. Золотой ключик - Приключение Буратино,
2. Красная шапочка – Красная шапочка,
3. Яблонька – Гуси-лебеди,
4. Сапоги – Кот в сапогах,
5. 2 избушки (деревянная и изо льда) – Заюшкина избушка,
6. Лягушка со стрелой – Царевна-лягушка,
7. Хрустальная туфелька – Золушка,
8. Печка – По щучьему веленью,
9. Чемоданчик с красным крестом – Доктор Айболит,
10. Короб – Маша и Медведь.
-Заняли свои места. А мой саквояж готов раскрыть еще одну тайну. Звучит волшебная музыка. Хранитель приглашает ребенка достать следующий предмет из саквояжа
Колокольчик.
-Как с театром связан колокольчик?
-Мы с вами – зрители. Спектакль скоро начнется. Но что это? (Хранитель звонит в колокольчик). Это театральный звонок. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. (Слайд 8) Третий звонок свидетельствует о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично.
Звучит волшебная музыка. Хранитель приглашает ребенка достать следующий предмет из саквояжа.
Скрипичный ключ.
-Что это? (ответы детей) Что это может означать? Как это связано с театром? (Слайд 9)
-Театр невозможно себе представить без музыки. Музыка создает настроение, различные музыкальные мелодии заменяют реальные звуки, например, шум дождя или завывание вьюги.
-Попробуйте определить, что это? Закройте глазки, чтобы лучше представить: Хранитель по очереди включает записи различных звуков, дети определяют звуки (шум дождя, плач ребенка, шаги по снегу, звук копыт лошадей и т. д.)
Звучит волшебная музыка. Хранитель приглашает ребенка достать следующий предмет из саквояжа.
-Саквояж хочет поделиться еще одной тайной. (Из саквояжа ребенок достает элемент пальчикового театра – занавес.)
Занавес.
-Что это? (ответы детей)
-Театральный занавес – ткань, закрывающая сцену от зрительного зала. (Слайд 10)
-А что такое сцена? (ответы детей) Это место, где выступают артисты.
-Так вот занавес отделяет сцену и зрительный зал. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, собираются в складки и украшаются эмблемами театра или широкой бахромой, пришитой к низу занавеса. Спектакль начнется, как только занавес поднимется или раздвинется, так как они бывают раздвижные или поднимающиеся.
-А кто такие актеры? (ответы детей) Актёры - (раньше их называли - «лицедеи») - это люди, которые исполняют роли в спектаклях.
Звучит волшебная музыка. Хранитель приглашает ребенка достать следующий предмет из саквояжа.
Зеркало.
-Как вы думаете, как зеркало связано с театром? (ответы детей) Перед зеркалом актеры готовятся к представлению, наносят грим. Что такое грим? (ответы детей) С помощью грима актеры меняют свою внешность, преимущественно лицо, с помощью специальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др. У актеров есть специальное место, которое называется гримерка, или гримуборная. (Слайд 11) Перед зеркалом актеры настраиваются, вживаются в свою роль.
-Сейчас мы с Вами попробуем выступить в роли актеров? Хотите? Посмотрите внимательно в зеркало. Вам надо внимательно посмотреть, на Вас будут смотреть люди с разными выражениями лица: веселое и грустное, злое и удивленное. Вам нужно изобразить ту эмоцию, которую вы увидели в зеркале, а остальным надо будет догадаться, какую эмоцию вы изобразили. (Дети по очереди пытаются изобразить эмоцию, а остальные должны догадаться)
-В гримерке актеры настраиваются на роль, выполняют разные актерские упражнения. А вы хотите попробовать себя в роли актера и выполнить несколько театральных упражнений?
Театральные игры:
1. Подойти к стулу и рассмотреть его, будто это:
- королевский трон;
- костёр;
- куст цветущих роз.
2. Передать книгу друг другу так, как будто это:
- кирпич;
- фарфоровая статуэтка и т. д.
3. Взять со стола карандаш так, как будто это:
- червяк;
-легкое перышко;
- горячая печёная картошка;
- маленькая бусинка.
4. Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату, (можно на пол положить тонкую ленточку).
Звучит волшебная музыка. Хранитель приглашает ребенка достать следующий предмет из саквояжа.
Маска
-Что это, мои маленькие зрители! (ответы детей) Это же театральная маска. А вы знаете, зачем она нужна в театре? Надевая эту маску, актеры перевоплощаются в того, кого изображает эта маска. (Слайд 12)
- Смотрите, здесь есть и другие маски. Хранитель достает из саквояжа другие маски: мышка, лягушка, зайка, волк, лиса, медведь.
Звучит красивая музыка.
-Саквояж нам хочет сказать, что все эти маски здесь неслучайно. Их что-то объединяет, какая-то сказка, театральная постановка. Как вы думаете, где встречаются эти герои? (Ответы детей) При затруднении Хранитель может положить их последовательно, как в сказке.
-Это же русская народная сказка «Теремок».
- Итак, друзья мои, вы все или почти все знаете о театре. А не хотите ли устроить преставление прямо здесь. Вот и маски есть. Давайте поставим эту сказку. Надо определиться, кто будет актерами, а кто зрителями.
Распределение ролей. Используется жребий: Хранитель выкладывает картинки с изображением героев сказки «Теремок» и других героев. Те, кто вытягивает картинку с героем, который присутствует в сказке, тот надевает эту маску. Кому не достались картинки с героями, становятся зрителями.
Инсценировка сказки «Теремок».
-Браво, мои маленькие артисты!
Звучит театральный звонок.
-Мне пора, мои маленькие друзья. Театр зовет меня! Но у меня есть для вас подарки. Хранитель достает из саквояжа маски (белые, простые).
-Украсьте их по-своему, нарисуйте, того, кем вы хотите быть. И творите, творите, творите! И помните, вся жизнь театр, и все мы в ней актеры. Прощайте! До встречи в театре. Все внимание на сцену! (Слайд12) Хранитель тайн театра незаметно уходит.
Звучит музыка из кинофильма «Ах, водевиль, водевиль…»
Предположительно, что по окончанию занятия дети сказу же идут раскрашивать и украшать свои маски и разыгрывать придуманные ими постановки.