Наталья Сальникова
Конспект занятия в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ «Наша ложка волшебная немножко»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
в старшей группе «Морячок» на тему:
«Наша ложка волшебная немножко»
(С использованием методов ТРИЗ)
Интегрированные задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ „Наша ложка волшебная немножко“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Образовательные: Формировать познавательный интерес к окружающему миру. Формировать системное мышление через выявление функций объекта – «ложки», надсистемных и подсистемных связей; формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, обследования объектов, формулировать выводы своего исследования; закреплять молекулярное строение твердых объектов с помощью метода Маленьких человечков; формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм, свойстве металла притягиваться магнитом. Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Активизировать в речи детей слова: столовые приборы, «черпало», «держало»; лошкари, примагничивается.
Развивающие: Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности; развивать свободное общение с взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи; воспитывать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности.
Предварительная работа: изучение модели твердого вещества методом МЧ, заполнение морфотаблиц, изучение системного анализа, рассматривание иллюстраций посуды, изучение истории возникновения ложки, решение проблемных ситуаций, словесные игры на образование прилагательных, рисование рисунков «Ложка будущего.
Оборудование: игрушка фиксик – Симка (картинка на слайде, рюкзачок – помогатор, картинки – ложка, части ложки, столовые приборы; морфотаблица на каждого ребенка (МТ, емкость с водой, модель твердого вещества; картинки с изображением предметов - металлический чайник, металлический гвоздь, иголка, кнопка, поварёшка, ведро, матрешка, книга, карандаш, мяч, лейка, нож, платье, ножницы, стул, вилка, ковш, пирамидка, игрушки с магнитами и магниты, магнитный конструктор, разные виды ложек, рисунки для выставки «Ложка будущего».
Ход занятия:
1. Игровая мотивация.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки.
А теперь посмотрите все друг на друга и подарите свои улыбки друг другу, ребята, вы любите мультфильмы?
Сегодня у вас в гостях герой из мультфильма. А какой, попробуйте угадать загадку.
Воспитатель: Человечки очень скоро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нет тут места мистике,
Если рядом… (Фиксики.)
Все верно, к вам обращается Симка
2. Системный анализ объекта - ложки (урезанный, рассматривается подсистема- строение объекта, надсистема - к группе каких объектов относится)
Симка: - Однажды Дим Димыч нашел сломаную ложку. Фиксики всё любят чинить, но обычно мы чиним электроприборы, а вот ложки нам чинить еще не приходилось.
Воспитатель: - Поможем ребята им в этом трудном деле?
- Целая, не сломанная ложка выглядит так. Показ картинки целой ложки, размещение её на доске.
- Сначала давайте подумаем и назовём, из каких частей состоит обычная, металлическая ложка (черпало, держало, перемычка). Картинка частей крепится под изображением ложки. К чему относится ложка, к группе каких предметов? Как мы можем назвать двумя словами ложку, вилку, столовый нож? (столовые приборы). Картинка столовых приборов крепится над изображением ложки.
Воспитатель: давайте сделаем вывод. Дети делают вывод - ложка состоит из… (черпало, держало, ложка это (столовый прибор).
Воспитатель: - А для чего нужна ложка. Дети перечисляют её функции.
Игровое упражнение «Дразнилка»
- Ребята, а как мы можем назвать ложку по-другому, если вспомнить, для чего она нам нужна, где мы её можем использовать (черпалка, в рот кашу доставлялка и т. д.)
Воспитатель: ребята, я предлагаю вам познакомить Симку с историей ложки, какая она была в древности.
Просмотр презентации. Картинки комментируют дети.
Воспитатель: а еще я предлагаю вам рассмотреть коллекцию ложек. Ложки используют не только для приема пищи, но еще бывают сувенирные, расписные, и в качестве музыкальных инструментов. А музыканты, которые играют на ложках называются лошкари.
Симка: - Ну, теперь, всё понятно, с помощью помогатора я быстро починю ложку.
Кладем сломанную ложку в рюкзачок – помогатор. Звучит музыка или дети выполняют движения напевая песенку.
Музыкальная разминка «Помогатор»
Достаём «починенную» ложку.
Симка: Спасибо, ребята!Какие вы молодцы!
3. Исследование объекта.
Воспитатель: - Ребята, а давайте закрепим наши знания о ложке и немного поиграем.
Дети обследуют предмет и результаты фиксируем в таблице
4. Моделирование методом Маленьких Человечков
Воспитатель: - Наша металлическая ложка, как и всё вокруг, состоит из очень-очень маленьких частичек. Ученые называют их молекулы, а мы с вами называем их маленькие человечки. Вы уже сказали, что ложка — это твердый объект, значит в ней живут какие человечки?
Давайте представим себя твердыми человечками, встанем рядом друг с другом и крепко возьмемся за руки.
5. Игровое упражнение «Мои друзья»
Воспитатель: - Ребята, а у вас есть друзья? Вот и у нашей ложки тоже есть друзья. У меня в помогаторе есть карточки. Возьмите все по одной. На них изображены предметы, в которых живут твердые человечки.
-Со всеми этими предметами дружит ложка, но не со всеми сразу, будьте внимательны, и если услышите признаки своего предмета поднимайте карточку. Воспитатель держит ложку в руке.
Сейчас ложка дружит с предметами из металла.
…-с предметами, которыми можно зачерпнуть воду.
….- со всеми, кроме предметов из металла.
…- со всеми, в которых живут твёрдые человечки.
6. Закрепление знаний о свойстве металла притягиваться к магниту.
Воспитатель:- Ребята, а вы знаете, что наша ложка волшебная немножко.
Давайте проведем нашими ложками над этими предметами (на подносе лежат игрушки с магнитом, магниты, камушки, мелкие резиновые и деревянные игрушки). Что произошло? К металлической ложке прилипли магнитные игрушки и магниты.
Делаем вывод с детьми – металл, из которого делают ложки, может притягиваться к магниту.
7. Игровое упражнение «Достань предмет»
Воспитатель: - Ребята, собака Кусачка уронила в банку с водой детали конструктора. Как же нам достать их из воды не намочив рук? (постановка перед детьми проблемной задачи) Предложения детей.
Дети пробуют достать детали и выясняют, что одни достаются легко, так как примагничиваются к ложке, а другие (без магнита) с трудом.
Делают вывод, что в деталях конструктора, которые прилипают к ложке, находится магнит. В деталях конструктора «Лего» - магнита нет.
8. Итог.
В форме игры «Хорошо – плохо»
Мы сегодня многое узнали о ложке, а что хорошего в ложке? (ложка красивая, блестящая и т. д.) Что плохого? – может нагреваться и можно обжечься и т. д.
Литература
1. Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошк. учреждений. — 4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008. — 112 с.
2. Владимирова Т. В. Шаг в неизвестность (Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы) / под ред. – Гуткович И. Я. – Ульяновск, 2001. – 108 с.
3. https://www.maam.ru/detskijsad/-nasha-lozhka-volshebnaja-nemnozhko-konspekt-po-poznavatelnomu-razvitiyu-s-ispolzovaniem-metodov-triz.html