Зульфия Кучкарова
Конспект занятия в старшей группе по экспериментированию со снегом «Волшебное печенье Карлсона»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
по экспериментированию
«Волшебное печенье Карлсона»
Цель. Систематизировать представления детей о снеге и его свойствах : холодный, мокрый, непрозрачный, тает в тепле, превращаясь в воду, белого цвета, не имеет запаха, рыхлый, через обследование предмета и экспериментальную деятельность.
Упражнять детей в умении моделировать последовательность проведения опыта, через знаковую систему.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по экспериментированию со снегом „Волшебное печенье Карлсона“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег и лед
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Старшая группа
- Темочки
Активизировать речь детей через познавательные вопросы.
Развивать у детей умение наблюдать, делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя., используя разные анализаторы слуховой, зрительный, обонятельный.
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком.
Воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность.
Воспитывать взаимопомощь при проведении опытов.
Материалы:
Ящик ощущений, плошки со снегом, формочки, ложечки, лопатка, духовочный лист, салфетки. Карточки схемы (моделирование опыта). Музыкальное сопровождение. Снежинки.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за снегом, рассматривание снежинок. Знакомство со свойствами снега, игры в снежки.
Ход занятия:
Видеописьмо.
Карлсон. -Здравствуйте ребята. Я хотел пригласить вас в гости, и приготовил для вас печенье,. Но печенье куда то пропало, я старался, хотел вас порадовать, а оно куда – то исчезло.
Карлсон на экране. -Помогите мне пожалуйста разобраться,выяснить что произошло и почему печенье пропало я передал вам чудесный ящик, он вам поможет узнать из чего я сделал печенье. А я буду сидеть на крыше и наблюдать на вами в волшебную камеру.
Воспитатель:
Что случилось у Карлсона?
(дети рассказывают, что пропало печенье)
Дети, а вы как думаете, куда исчезло печенье?
(дети высказывают предположения)
Воспитатель:
-Дети вы хотите помочь Карлсону? (вносится ящик ощущений).
Дети опускают руки и на ощупь обследуют «снег», высказывают мнение, что там может быть.
Воспитатель спрашивает: что ты почувствовал, какой на ощупь (холодный, мокрый, может кто-то из детей высказывает предположение, что там снег)
Как узнать, что там точно лежит (посмотреть)
Воспитатель открывает ящик ощущений и достает снег.
Что это? (снег)
А теперь давайте подумаем. Откуда появляется снег? Что такое снег? Это осадки, которые падают с неба. Это замерзший дождь. Снег это замерзшие кристаллы воды.
Значит из чего Карлсон приготовил печенье?
Дети: из снега
Воспитатель: Дети, может кто-то из вас догадался, почему исчезло печенье? (ответы предположения детей)
Воспитатель: А как мы можем проверить, действительно ли печенье, которое сделал Карлсон растаяло?
Дети: приготовить печенье самим.
Если дети, не высказывают предложения, воспитатель предлагает сделать самим печенье из снега.
Воспитатель:
Я предлагаю вам отправиться в лабораторию,
(Дети проходят за столы)
Теперь мы с вами ученые-исследователи, будем выяснять, какой снег и каковы его свойства и можно ли с него приготовить печенье.
Но сначала запомните 3 правила безопасности, снег холодный его долго в руках держать нельзя,чтобы не простудиться. Если на столе появится лишняя вода убрать ее с помощью салфетки. Если сосед не справляется оказать ему помощь.
1. Сначала мы попробуем сделать печенье.
Карточка № 1 на которой изображены предметы для проведения опыта.
Какие предметы для изготовления снежного печенья нам понадобятся? (Показ схемы.)
- тазик или плошка со снегом
- формочка,
- ложечка
- лист,
- салфетка.
Дети самостоятельно готовят себе рабочее место.
Воспитатель предлагает детям и гостям посмотреть, что на столах у них лежат, опорные схемы для моделирование опыта:
Схема.
1 - взять снег положить в формочку уплотнить
2 - перевернуть формочку сделать печенье
3 – поставить в теплое место газовую плиту
(схематическое изображение)
Дети вместе проводят эксперимент, по мере необходимости помогают друг другу.
Пока дети выполняют опыт: звучит мелодия.
Формы со снегом уносят на листе. Дети запомните какие формочки были у вас. Будем ждать печенье. И продолжать работу.
2. Воспитатель: -Ребята нам надо узнать из чего состоит снег?
Посмотрите на схему, на которой изображены предметы для проведения опыта номер 2. Что нам понадобится?
Нам понадобится снег, и лупа.
Воспитатель: А что такое лупа?
Дети: увеличительное стекло
Воспитатель: правильно
Опыт № 2: Наблюдение за снегом через лупу.
Дети выкладывают ложечками снег на темный лист бумаги и смотрят через лупу.
(зубочисткой дети разделяют комочки снега)
Из чего состоит снег? (снег состоит из снежинок.)
Какие снежинки по величине? (снежинки по величине маленькие.)
Первое свойство снега – снег состоит из снежинок (воспитатель вешает на мольберт снежинку)
Опыт № 3: «Определение цвета».
Какого цвета снег?
Дети: белый.
Воспитатель: А что еще бывает белого цвета?
(дети перечисляют на соль, муку, сахар и т. д.)
Воспитатель: Как можно проверить, что снег белый?
Дети: сравнить.
Воспитатель: Давайте сравним его с белой бумагой. Ватой.
Воспитатель: Возьмите листочки бумаги, поднесите близко к снегу, сравните: какого цвета снег?
-Какого цвета снег?
Дети: белый такой же, как бумага.
(воспитатель помещает на мольберт квадрат белого цвета)
Еще одно свойство снега – снег белого цвета. Рассказ воспитателя о том, что снег, как зеркало он отражает солнечные лучи, лучи белые они белого цвета поэтому и снег белый, если бы солнечные лучи были красные или зеленые то и снег был зеленым. Но можно ли сделать снег другого цвета.
Показ опыта грязный снег. Беседа о том, что снег есть нельзя.
Опыт № 4 Воспитатель: Ребята, когда в ящике ощущений вы трогали снег руками, какой он был на ощупь, что вы почувствовали?
Дети: снег был холодный. Потрогайте свои щечки, какие они какие (теплые)-А снег какой?
Воспитатель: это еще одно свойство снег а, снег холодный. Педагог выставляет карточку. Значит когда Карлсон лепил печенье, руки какие у него были? Давайте согреем наши ладошки.
Снег поймали мы в ладошки.
Снег погреем мы немножко.
Разотрем им пальцы,руки.
Снег холодный просто супер.
Наши пальцы веселит.
Укрепляет и бодрит
Опыт №5. Снег рыхлый.
Воспитатель: молодец. Ребята давайте попробуем воткнуть в снег палочку, что произошло? А можно ли воткнуть палочку в лёд? Можно сделать какой вывод?
Дети: что снег рыхлый, а лед твёрдый.
Воспитатель: какое еще одно свойство снега мы сейчас узнали?
Еще одно свойство снега - снег рыхлый. Рассыпчатый. Рассыпчатый буря в мешке.
Иногда рыхлый снег скрипит? Почему снег скрипит или хрустит? (мы наступили на снежинки что произошло)
Когда скрипит снег? Помните его ложечкой.
Воспитатель: Ребята как вы думаете когда снег рыхлый и рассыпчатый получится из него что то слепить, снег нужен липкий,а бывает такой снег в оттепель, значит Карлсон лепил из какого снега? (карточка руки лепят снежок).А теперь давайте покажем Карлсону, как мы любим, играть зимой,когда липкий снег.
Физкультурная минутка.
Лепим мы снеговика из пушистого снежка.
Первый ком большой, большой
А второй поменьше, третий это голова.
Шляпа будет из ведра.
Нос морковкой а глаза, два веселых уголька.
Рот улыбка до ушей. Веселит он малышей.
Всё готов наш снеговик, у него довольный вид.
Опыт № 6: «Определение прозрачности».
Проведем эксперимент.
В снег положим ложечкой бусинку, засыпаем ее снегом. Ребята видно вашу бусинку? Значит снег какой прозрачный или непрозрачный? Теперь попробуем опустить бусинку в стакан с водой. Сравнить. (Дети выполняют опыт)
Воспитатель: Где бусинку видно, а где нет? Почему?
Значит снег прозрачный или непрозрачный?
Дети: Снег не прозрачный.
Еще одно свойство снега - снег непрозрачный (карточка нарисован закрытый глаз)
Ребята вы устали или продолжим нашу работу?
Опыт № 7. «Определение запаха».
Воспитатель предлагает понюхать мешок? С духами с запахом апельсина.
(ароматный, душистый). А теперь понюхайте снег, снег пахнет?
Дети: нет, у снега нет запаха.
Еще одно свойство снега - у снега нет запаха
(карточка перечеркнутый нос)Значит чем будут пахнуть наши печеньки
Вот сколько, интересного мы узнали о снеге!
Воспитатель: ребята мы совсем забыли про наше печенье, давайте посмотрим, что же с ним произошло. Педагог вносит лист.
Дети замечают, что снежное печенье растаяло и делается вывод: снег тает в тепле и получается вода.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что же случилось с печеньем?
Дети: растаяли.
Скажите ребята, мы помогли Карлсону понять, куда исчезло печенье? (да)
А что случилось с пирожными, которые приготовил? (растаяли)
А почему? (наверно в комнате было тепло)
Значит какой можно сделать вывод?
(снег в тепле тает и превращается в воду) Еще одно свойство снега – снег тает в тепле.
(на мольберт помещается снежинка с изображением свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле).
Воспитатель: Ну, вот Карлсон теперь ты знаешь, где твое печенье, оно растаяло.
Карлсон : Теперь я знаю, куда пропали мои пирожные - они растаяли, я больше из снега готовить угощение не буду. Ведь снег нельзя кушать, потому что можно заболеть, не смотря на то, что он такой белый, он очень грязный.
Итог занятия. Ребята давайте напомним Карлсону свойства снега. Дети с опорой, на схемы помещенной на мольберте рассказывают по очереди о свойствах снега.
Ребята вы узнали что то новое и интересное? Вам понравилось наше занятие?
Вы знаете кто такой эколог? Именно экологи изучают воду, землю, снег, воздух. Карлсон передал вам медали.