Светлана Янковая
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебство вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по эксперементаьной деятельности: "Волшебство вокруг нас"
Цель:развить у детей любознательность, стремление к познанию окружающего мира путем эксперементирования.
Задачи:
Образовательные:Упражнять в умении анализировать, делать выводы. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение. Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде и т,д).
Развивающие: Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе „Волшебство вокруг нас“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации, помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Оборудование:
шляпа фокусника, свидетельсто мага и волшебника на каждого ребенка, видеообращение "темных сил" записаных на флешку (можно просто письмо, утюг, 4 бутылочки с водой, гуашь, кисть, магнит, игла, стакан с водой (колодец, бумажные цветы и бабочки, коктельные трубочки, скотч, воздушный шарик,свеча, белые листы бумаги, макет вулкана, сода, уксус, пищевой краситель, алгоритмы опытов.
ход занятия
Утром, перед завтраком воспитатель сообщает детям, что к ним сегодня прейдет фокусник и научит детей делать волшебные фокусы.
Дети заходят в группу и видят, лежит на столе шляпа. Воспитатель интересуется у детей чья эта шляпа, откуда она могла появиться в группе. Подвести детей к тому что это шляпа Фокусника,который должен прийти к детям.
Воспитатель:Давайте тихонько посмотрим, что внутри шляпы. (в шляпе находят флешку и чистый лист бумаги)Давайте посмотрим, что за информация находится в флэшке.
(дети смотрят видео обращение «тёмных сил» в котором говорится о том, что они похитили Фокусника, который должен был прийти к детям в гости и научить их показывать фокусы. И для того, что бы они отпустили Фокусника, дети должны выполнить задания. А Фокусник сообщает, о том, что он отправляет слова – заклинания. С помощью этого заклинания дети смогут справиться с заданиями «темных сил». Но, чтобы ни кто не узнал о его помощи, Фокусник заколдовал слова (белый лист бумаги). Нагрейте этот лист бумаги, и вы увидите слова – заклинания.) Но для начала им необходимо превратиться в волшебников.
Опыт №1 "Волшебное письмо"
Заранее на чистом листе белой бумаги сделает надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать. Воспитатель читает слова – заклинания: Рекс-пэкс-фэкс
Дальше дети выполняют задания «тёмных сил». После прочтения каждого задания дети произносят секретное заклинание: Рекс-пэкс-фэкс и воспитатель показывает алгоритм выполнения задания (подсказка Фокусника).
Теперь давайте превратимся в волшебников:
Мы друг другу улыбнулись
Дружно вверх все потянулись
До земли мы поклонились и
Все в фокусников превратились
Колдовать мы начинаем:
Рекс-пэкс-фэкс
Опыт №2 "Разноцветная вода"
Задание: Мы любим пить разноцветную воды. Придайте воде разные цвета.
На подносе в ряд 4 пластиковые бутылки наполненные водой.
В: Вот вода, какого цвета она? (вода прозрачная)
Воспитатель подзывает двух детей, которые после произнесения волшебных слов: «Была водичка простой, стань водичка цветной» начинают активно взбалтывать воду в бутылках.
После чего вода окрашивается в разные цвета: синий,красный, желтый.
В: Как вы думаете, почему вода окрасилась в разные цвета? (дети высказываются)
Необходимо подвести детей к правильному ответу: вода смешалась с краской и стала цветной.
Воспитатель проверяет предположения детей на практике. (Кисточкой кладет густую краску под крышку бутылки. Завинчивает и встряхивает ее)
Опыт №3 "Жизнь кощея Бессмертного"
Задание: В колодец упала иголка, в которой находится смерь Кощея. Достаньте иглу из колодца, не замочив рук.
Подвести детей к мнению, что ига железная и её можно достать с помощью магнита. Магнит притягивает железные предметы. Это происходит потому, что магнит – это куски стали или железа, обладающие способностью притягивать предметы из железа.
Опыт №4 «Волшебный воздушный шарик»
Задание: С помощью иглы Кощея проткните воздушный шарик не повредив его.
Показать детям, что скотч может укрепить шарик и он не лопнит, а плавно сдуется
Опыт №5 «Живые цветы»
Задание: мы любим цветы, но сейчас холодно и они не хотят распускать свои лепестки. Сделайте так, чтобы наши цветы распустились.
Воспитатель показывает детям цветок, сделанный из бумаги.
В: Как называется этот цветок? (Кувшинка) Где он растет? (На озере, на пруду)
Воспитатель ставит на стол таз с водой.
В: Возьмите по кувшинке, которые вы сами сделали и аккуратно положите на поверхность воды.
Дети наблюдают за раскрытием лепестков.
В: Как вы думаете, а в чем секрет этого фокуса? В: Почему лепестки стали раскрываться? (Дети высказывают свои предположения)
Необходимо подвести детей к правильному ответу: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.
Физминутка по выбору воспитателя
Опыт №6 «Танцующие бабочки»
Задание: цветы распустились, но на них не хватает бабочек. Посадите бабочек на цветочки. Но не руками, а с помощью электричества заставьте бабоек полететь.
Возьмитекоктельные трубочки и прикоснитесь ими к бабочке.
- С бабочкой что-то происходит?
- Как заставить бумажную бабочку взлететь?
- Сейчас мы сделаем эти обычные труочки волшебными, электрическими. Вы знаете, что электричество опасное. Но есть электричество безопасное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть. Вокруг нас живут маленькие заряды – попрыгунчики. Красные – ленивые, а синие – шустрые. И если они встречаются, то начинают обниматься (притягиваться друг к другу) и в это время появляется неопасное электричество. В наших волосах тоже живет электричество. Давайте потрем коктельными трубочками об волосы, и медленно поднесите их к бабочке.
- Что происходит с бабочкой? Они прилипли. Трубочки наэлектризовались, и бабочки прилипли, начали обниматься. Давайте пересадим бабочки на цветы.
Опыт №7 «Извержение вулкана»
[/b]
Задание: Устройте для нас извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Интересно, как вы справитесь с этим заданием. Не испугаетесь?
Вот вулкан – это гора, А внутри горы – дыра.
Гул раздался тут и там: Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала, Магма лавой побежала,
Не ходи ты, милый там, Где проснувшийся вулкан.
Прежде, чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему. (воспитатель, совместно с детьми обсуждают последовательность проведения опыта):
1. Насыпаем 2 ст. ложки белого порошка (питьевой соды).
2. Добавляем красной краски.
3 Несколько капель моющей жидкости (пипеткой).
А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому.
h3][/h3]
Опыт №8 «Волшебные рисунки».
Задание: Нарисуйте зимний рисунок для гостей, но не простой. Хотим, чтоб на рисунке была зима белая- пребелая, а вы рисовали цветными красками.
Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, снежинки.
Объяснение: ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям.
Ну, вот и выполнили мы все задания «Тёмных сил». Надеюсь, вам понравилось делать фокусы? Как вы думаете, у нас все получилось? Давайте посмотрим наши схемам – алгоритмы и обсудим, все задания мы выполнили правильно. (Дети вспоминают с помощью алгоритмов все фокусы). Интересно, а «Темные силы» отпустили нашего Фокусника? (Дети смотрят еще одно видео обращение, в котором Фокусник сообщает, что его отпустили. И Фокусник дарит детям «Свидетельства магов и волшебников»).