наталья логачева
«Живая — неживая природа». Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Мурминский детский сад «Теремок»
Муниципальное образование –
Рязанский муниципальный район
Рязанской области
Конспект занятия в старшей группе
по экологическому воспитанию
«Живая – неживая природа"
Провела:
воспитатель МБДОУ Мурминский д/с «Теремок»
Темочки:
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Логачева Наталья Николаевна
(высшая квалификационная категория)
Цель: Обобщение знаний о живой и неживой природе, их взаимосвязи между собой.
Задачи:
Обучающие:
- выявить и обобщить знания детей о природных и искусственных объектах о живой и неживой природе;
- формировать целостный взгляд на природу (о неразрывной связи человека с природой);
- учить решать проблемные задачи, делать выводы.
Развивающие:
- развивать речь детей, обогащать активный словарь, умение устанавливать причинно-следственные связи;
- способствовать формированию экологической культуры.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за ее сохранность.
Оборудование: мольберты, письмо, герои сказки «Гуси-Лебеди». Слепая картина. Карточки: с живой и неживой природой, взаимосвязь живой природы с неживой; д/и: «Живая – неживая природа».
Словарная работа: объекты, взаимосвязь, единое целое.
Предварительная работа: наблюдение за объектами живой и неживой природы, просмотр презентации «Живая – неживая природа», дидактические игры, беседы познавательно-экологического цикла.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Мотивация детей
- Дети, а вы любите сказки?
- А хотели бы попасть в сказку?
- Тогда, закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три, на месте повернись, в сказке очутись!»
- Как вы думаете, в какую сказку мы попали? (Ответы детей).
- Как вы догадались? (В далеке гуси лебеди летят. Они унесли братца – Иванушку. Поэтому сестрица грустная, печальная).
Сюрпризный момент
- Посмотрите, какое то письмо! Интересно, что же там написано? Давайте скорее прочитаем.
"Если хотите спасти братца – Иванушку, пройдите весь путь до моей избушки. Выполните все задания, которые я приготовила, тогда, может быть, я вам отдам братца – Иванушку. Даю вам подсказку! Мои задания находятся у волшебных предметов, которые встречались в этой сказке на пути! "
Психологический настрой на предстоящую деятельность
- Ребята, как вы думаете, от кого может быть это письмо? (Предполагаемый ответ детей – письмо от Бабы-Яги).
- Чего она хочет? (Предполагаемый ответ детей – Чтобы мы выполнили ее задания и спасли братца-Иванушку).
- Дети, вы готовы спасать Иванушку? (Предполагаемый ответ детей – Да, готовы)
- А где же нам искать бабу ягу? (Ответ детей – в лесу).
Обращение к прошлому опыту детей
- В письме Б. Я. говорила, о каких-то волшебных предметах, которые встречаются в этой сказки. Вы помните их? Давайте назовем по порядку. (Предполагаемые ответы детей - Печка, Яблонька, Речка).
II. Основная часть
Проблемный вопрос
- Дети, как вы думаете, о чем могут быть задания Б. Я.? (Предполагаемые ответы – о птицах, деревьях, животных).
- Все, что вы мне назвали, как можно назвать одним словом? (Природа).
- Что же такое природа? (То, что нас окружает).
-Ребята, а вот и первый волшебный объект – печка и задание от нее.
Первое задание (от печки)
«Слепая картина» (загадки»)
- Нам нужно отгадать загадки. Если вы правильно отгадаете – откроется карточка с ответом. Слушайте внимательно!
Художественное слово
1. Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо).
2. Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце).
3. В морях и реках обитает, но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать
На землю каплями падает опять. (Вода).
4. Дождь льет, она пьет, а все кругом зеленеет и растет. (Почва).
Обращение к прошлому опыту детей
- Как мы это назовем одним словом? Какая это природа? (Ответы детей).
- Молодцы! Вы очень быстро справились с первым заданиям. Не будем терять время! От кого будет наше следующее задание? (Ответ детей).
Второе задание (от яблоньки)
- Дети, если есть неживая природа, значит, какая еще есть природа? (Живая).
- Посмотрите внимательно. Вам нужно убрать ненужные карточки и оставить только живую природу. (Ребенок убирает ненужные карточки и перечисляет, что относится к живой природе).
- Ребята, давайте назовем характерные признаки живой природы. Что свойственно всему живому? (На слайде карточки: растет, питается, дышит, двигается, размножается).
Мотивация успеха!
- Молодцы дети! Мы все ближе и ближе к избушке Б. Я. От кого наше следующее задание? (Ответ).
Третье задание (от речки)
Д/игра: «Живая – неживая природа»
(Дети выкладывают на поле карточки живой и неживой природы и отмечают их знаком: живая - зеленый круг, неживая – красный).
- Вижу, все отлично справились с заданием! Вот мы и дошли до избушки Б. Я. Чтобы появилась Б. Я. нам нужно выполнить последнее, самое сложное задание. Готовы?
Схема-карточка «Взаимосвязь»
- Ребята, как вы думаете, что может означать эта карточка? (Не могут ответить).
Профилактика переутомления
- Мы узнаем чуть позже. Давайте немного отдохнем.
Физминутка
«Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише, деревцо все выше, выше».
- Скажите, к какой природе относится дерево? (К живой).
- А ветер? (Неживой).
- Что происходит с деревом? (Оно качается).
- Почему? (Ветер дует).
- Подумайте, ребята, какой вывод мы можем с вами сделать по этой схеме?
Вывод: Живая и неживая природа связаны между собой.
- Ребята, посмотрите, здесь еще одна карточка. Что же она может означать?
- А как вы думаете, внутри живой природы может быть связь? Давайте попробуем установить ее. (Белочка живет в дупле на дереве, питается плодами – шишками, орехами; дятел живет на дереве, питается насекомыми, вредными личинками, лечит дерево; волк живет в лесу, хищник, охотится на мелких животных, птиц).
- Существует связь?
Вывод: Внутри живой природы тоже существует связь!
Вывод: Нужно беречь природу. Любить и охранять ее!
- А как вы думаете, вы можете охранять природу? (Предполагаемые ответы детей – не рвать и не топтать цветы, аккуратно собирать грибы, не разбрасывать мусор, подкармливать диких животных….).
- Правильно, ребята, вы большие молодцы!
(Появляется Б. Я.)
Б. Я. : «Молодцы! Какие вы умные ребята, справились с моими заданиями! Ладно, верну я братца – Иванушку сестре, а вы возвращайтесь в свой детский сад!»
- Раз, два, три, вокруг себя обернись, в детском саду очутись!
III. Заключительная часть
- Ребята, кому вы сегодня помогали?
- От кого спасали?
- Какие выводы сделали?
- С кем вы поделитесь своим успехом?
Спасибо за внимание!