Татьяна Быкова
Конспект занятия в старшей группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Обобщение и закрепление знаний о насекомых. Формирование лексико-грамматических категорий.
Задачи:
- Активизировать словарь.
-Закреплять умение отвечать полным предложением.
-Продолжать формировать лексико-грамматические категории.
-Упражнять в составлении простого предложения. Учить распространять предложение.
-Развивать фонематическое восприятие. Учить детей выделять звук «С» в начале и в середине слов. Учить дифференцировать звуки «С» и «Сь».
-Развивать память, воображение, внимание и логическое мышление.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
-Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми на участке. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Материал к занятию : иллюстрации: кузнечик, пчела, жук, стрекоза, бабочка; разрезные картинки для игры, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент (с мячом на ковре).
-Ребята,какое сейчас время года? (весна) А давайте вспомним, какие признаки весны вы знаете: будем по очереди называть признаки весны и передавать мяч соседу. Свое предложение начинайте со слов: «Весной…» (Напр. Весной сильнее пригревает солнце. Весной тает снег. Весной появляются первые ручьи. Весной прилетают перелетные птицы. И т. д.)
(сели на стульчики)
2. Введение в тему:
-Появление насекомых – одна из живых примет весны. И сегодня к нам на занятие прилетела… угадайте кто?
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
И поделится медком. (Пчела)
-Правильно! Молодцы! Конечно же, это пчела. А вот и наша гостья: пчела Жужа.
-Посмотрите: пчела маленькое или большое насекомое? (-Пчела маленькое насекомое.)
-Какая окраска у пчелы? (-У пчелы желтая и черная полоски.)
-Что еще у пчелы есть? (-У пчелы есть крылья.)
-Чем она жалит? (-Пчела жалит жалом.)
-Как ласково мы назовём нашу гостью? (-Пчёлка.)
3. Основная часть.
--Сегодня наша пчелка Жужа ждет в гости своих друзей. И вот приходит первый гость,
Угадайте его:
Не жужжу, когда сижу
Не жужжу, когда ползу
Если в воздухе кружусь
То уж вдоволь нажужжусь! (Жук)
-- Правильно, а вот и сам жук. Посмотрите какие у него крылья, имеет одну пару жестких крыльев и одну пару прозрачных крыльев. Какая окраска у жука? (У жука коричневая окраска). Как можно назвать маленького жука? (-жучок)
-- Если увидим несколько жуков, как их назовем, кто они? (-жуки)
--Жук, жучок, жуки –какой первый звук вы слышите? -(«ж»)
--Правильно, давайте все вместе его произнесем. -(«ж-ж-ж»)
-А теперь я буду большим жуком и называть большие предметы, а вы – маленькими жучками и называть маленькие предметы. Например: луг – лужок.
флаг – флажок шаг — шажок
снег – снежок пирог — пирожок
берег – бережок круг — кружок
друг – дружок утюг — утюжок
сапог – сапожок творог — творожок
4. Физкультурная разминка.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу – жу – жу, жу – жу – жу,
Я с ромашками дружу.
(полетели и присели на «лужайке» и опять полетели на стульчики)
5.— А вот еще друзья подошли к нашей пчелке:
Прыгает пружинка — зеленая спинка -
С травы на былинку, с ветки на тропинку. (Кузнечик)
-Какая окраска у кузнечика? -(Зеленая окраска у кузнечика.). Ребята как вы считаете с помощью каких лапок кузнечик прыгает длинных или коротких? (-С помощью длинных лапок кузнечик хорошо прыгает.)
-А сейчас внимательно посмотрите, кто изображен на этой картинке? (-Бабочка.)
-Какая окраска у бабочки? (-У бабочки яркая окраска.) Какое тело по размеру у бабочки большое или маленькое? (-У бабочки маленькое тело.) А крылья какие? (-Большие яркие крылья.).
-А это кто?
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? … (Стрекоза)
-Стрекоза крупное насекомое? (-Стрекоза крупное насекомое.) Какие у нее крылья?
(-У неё большие прозрачные крылья.) Посмотрите какие у стрекозы большие глаза.
-Ребята, каким одним словом можно назвать бабочку, жука, стрекозу, кузнечика, пчелу?
(-Они насекомые.)
6.—А сейчас тихонько, друг за другом, полетим, запорхаем, как бабочки (подлетели к столам). Вам надо будет собрать из частей одну целую картинку.
--А теперь каждый скажет по очереди кого он собрал. (Напр. : «Я собрал жука» и т. д.)
7.—Наши стульчики превратились в цветы, а мы все -- в пчелок, и полетели друг за другом на цветочки:
Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали, загудели) 2 р.
И к цветочкам подлетели.
Сели пчёлы на цветы.
Пчёлка - я, и пчёлка - ты.
8. -А сейчас мы составим живое предложение (игра «живые слова») :
Прилетел, жук (вызываются 2 ребенка)
-Как надо встать ребятам, чтобы получилось предложение?
Прилетел жук. / Жук прилетел.
-Давайте дополним предложение: какой жук прилетел? (большой, красивый, майский)
-Куда поставим «слова», чтобы получилось предложение? (дети -«слова» встают так, чтобы получилось предложение)
Прилетел большой майский жук.
-Когда прилетел? (утром/днем)
-Молодцы! Длинное предложение получилось.
9.- Ребята, прислушайтесь, что это там за шум и стрекот?. Я догадалась что это. Все насекомые любят цветы, вот и наши друзья стали резвиться на цветочной полянке: перелетать с одного цветка на другой. А мы сейчас будем ловить звуки: помните, что есть большой братец—он звучит твердо (Напр. «С», а есть маленький братец ---мягкий (Напр. «Сь»). Мы будем ловить большого братца «С» (хлопать в ладоши, когда услышим твёрдый звук «С») :
гладиолус
василек
ирис
астра
сирень
нарцисс
-Молодцы! Всех больших братцев поймали, а маленьких не ловили.
10.-А теперь я попрошу вас ответить, где стоит звук «С» в слове: в начале, в середине или в конце слова?
Стрекоза, астра, ирис
11. Итог.
--Вот и пришла пора прощаться с нашими друзьями. Скажите, кто был у нас в гостях? (-У нас в гостях были насекомые.) Они улетают, но мы еще их увидим. Где мы можем увидеть насекомых в жизни( -на улице, на поляне, в лесу) Все сегодня молодцы, а на прощанье пчела Жужа дарит вам любимые ее сладости -конфеты «Пчелка».