Светлана Иванова
Конспект занятия для старшей группы «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме : «Насекомые» для старшей логопедической группы
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Насекомые» (насекомое, паук, бабочка, жук, стрекоза, пчела, шмель, оса, комар, муха, муравей, гусеница, божья коровка, кузнечик, крыло, глаза, усы; ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, звенеть, собирать; пчелиный, комариный, пестрый, разноцветный. Совершенствование грамматического строя речи (согласование имени существительного с именами прилагательными, с глаголами). Совершенствование синтаксического строя речи. Совершенствование навыков слогового и звукового анализа слов.
Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающне цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само-стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Знаки-медальоны (бабочка, пчела, майский жук, муравей, стрекоза, кузнечик, зеркала на каждого ребенка, картинка «Насекомые», домики для звукового анализа на каждого ребенка.
Предварительная работа. Рассматривание насекомых во время прогулки, беседа о них, расширение словаря. Разучивание упражнения «Насекомые». Заучивание чистоговорки на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(дети заходят, звучит запись звуки насекомых)
Дети, скажите, чьи звуки вы услышали?
Комар, муха, кузнечик, пчела.
Скажите комар, муха, кузнечик, пчела, как можно назвать их одним словом?
Насекомые. Правильно сегодня мы с вами продолжим беседовать о насекомых.
2. Упражнение «Разноцветные бабочки»
Посмотрите какие бабочки к нам прилетели. Скажите, какая у вас по цвету, бабочка и на каком цветке она сидит. Например, отвечаем как я. Синяя бабочка сидит на красном цветке.
Желтая бабочка сидит на синем цветке.
Оранжевая бабочка сидит на желтом цветке…
А теперь подуем на них так, как дует тихий ветерок, нужно набрать воздух через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытяну губы трубочкой, а теперь подуем так, как будто на них подул сильный ветер.
Бабочки наши полетели к себе на лужайку, и они приглашают нас в гости на весенний луг. Вы хотите попасть на весенний луг? (Да)
Но, чтобы попасть на весенний луг, нужно превратиться в насекомых.
3. Игра «Скажи, в какое насекомое ты превратился бы?»
Я превратилась бы в разноцветную бабочку.
Я превратился бы в трудолюбивого муравья.
Я превратилась бы в ловкую стрекозу.
Я превратилась бы в мохнатую пчелу.
Я превратился бы в майского жука.
Я превратился бы в зеленого кузнечика.
На носочки становись, вокруг себя повернись, в насекомое превратись.
(На столе лежат нагрудные знаки-медальоны с изображением вышеуказанных насекомых, надевают на грудь).
4. Составление описательных рассказов о насекомых от первого лица с использованием опорной схемы.
Одной из первых на карнавал прилетела бабочка Адмирал.
Я крупная бабочка с черными пятнами. У меня продолговатое туловище, маленькая головка с длинными усиками, шелковистые крылья с разноцветными узорами, покрытые пыльцой. Я живу и летаю над лугами и питаюсь цветочной пыльцой, нектаром, который достаю хоботком.
Я мохнатая полосатая пчела. У меня два прозрачных крыла, тонкий хоботок. Я тружусь целый день, собираю сладкий нектар с цветов, из нектара делаю мед. Живем мы пчелы в ульях большой семьей, в которой у всех свои обязанности.
Я майский жук. На голове у меня глаза, ушки, рот, усики. Тело мое овальное, покрыто жесткими крыльями. Прозрачные тонкие крылья спрятаны, видны, когда я летаю. Мы летаем над землею и жужжим, а питаемся соком травы.
Я муравей «санитар леса». За один день мы уничтожаем много вредных насекомых. У меня есть голова, грудь, брюшко и шесть лапок. Мы очень маленькие, но трудолюбивые. У нас у муравьев очень интересный дом: муравейник-это верхний этаж, а остальная часть глубоко под землею.
Я стрекоза изумрудные глаза. Я хищное насекомое с длинным и тонким телом. У меня большие прозрачные крылья, которые при полете издают шум. Глаза у меня необыкновенные. Каждый глаз состоит из маленьких глазков. Оба выпуклые, большие. Я все вижу и справа, и слева, и вверху, и внизу, и спереди, и сзади. Питаюсь я мошками, комарами.
Я кузнечик попрыгунчик. Я зеленый, меня совсем не видно в траве. С помощью больших, длинных задних лапок я делаю прыжки. А стрекочу я крыльями. Я питаюсь растительной пищей, но есть другие кузнечики, которые питаются мелкими насекомыми.
5. Беседа по картине
Посмотри - весенний луг!
Приглядись внимательно,
Ты поймешь, что жизнь вокруг очень занимательна
И зеленая картинка сразу оживает:
Сел кузнечик на травинку,
Бабочка порхает,
Полосатый шмель гудит Радостно и звучно.
Целый день здесь жизнь кипит,
Здесь совсем не скучно!
Посмотрите на картину, каких насекомых вы видите, расскажите, что они делают.
Божья коровка сидит на большом камне.
Разноцветная бабочка сидит на травке.
Муравей сидит на большом муравейнике.
Зеленый кузнечик прыгает по тропинке.
Стрекоза летает над зеленой травой.
Дети, скажите, а от каких насекомых появляются бабочки?
От гусениц. Все лето они питаются листьями, затем осенью закутываются в кокон, а весной из этих коконов появляются красивые бабочки.
6. Логопедическая гимнастика.
Верно, а давайте покажем, как гусеница кушает, ползет по листочку, заворачивается в листок.
1)«Гусеница кушает» (на укрепление мышц губ)всасывать верхнюю губу под нижние зубы с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта так, чтобы раздался чмокающий звук.
2)Аналогично всасывать нижнюю губу под верхние зубы.
3) «Гусеница ползет по листочку» (на укрепление мышц языка, выработки умения поднимать боковые края языка, развивать умение управлять языком). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Поднять боковые края лопатообразного языка так, чтобы по средней продольной линии образовалась впадина. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 5-10, стараясь, чтобы губы оставались неподвижными и не помогали языку.
4) «Гусеница заворачивается в листок» (на выработку плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей по середине языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Поднять боковые края лопатообразного языка и выдыхать воздух. Как бы произнося звук Ф, стараясь, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. Следить, чтобы щеки не надувались, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.
7. Пальчиковая гимнастика «Гусеница»
Этот странный дом без окон складывают руки домиком над головой
У людей зовется «кокон». Обхватывают ладонями локти
Свив на ветке этот дом, вращательные движения указательным пальцами
Дремлет гусеница в нем. Соединяют указательный и большой пальцы
Спит без просыпа всю зиму. Сложенные ладони кладут под щеку
Но зима промчалась мимо- сгибают руки в локтях и попеременно
поднимают ладони вверх-вниз
Март, апрель, май, капель, весна… сжимают руки в кулак и разжимают пальцы
Просыпайся, соня-сонюшка! Поднимают руки и потягиваются
Под весенним ярким солнышком
Гусенице не до сна- через стороны опускают руки вниз
Стала бабочкой она! Делают маховые движения руками
Давайте скажем красивые слова про насекомых, которые собрались на нашем весеннем лугу.
8. Игра «Подбери признак». Бабочка (какая) красивая, разноцветная, пестрая, порхающая, нежная.
Стрекоза (какая) ловкая, подвижная, длиннохвостая, шустрая, большеглазая.
Муравей (какой) трудолюбивый, работящий, хлопотливый, проворный.
Гусеница (какая) длинная, медлительная, прожорливая, вредная.
Кузнечик (какой) зеленый, длинноногий, стрекочущий.
Муха (какая) назойливая, вредная, прожорливая, увертливая, большеглазая.
Пчела (какая) хлопотливая, трудолюбивая, разноцветная, мохнатая, полосатая, полезная.
Кто как передвигается?
9. Игра «Летают, бегают, ползают, прыгают»
Кто как передвигается?
Летают… бабочки, стрекозы, жуки, пчелы.
Ползают…муравьи, тараканы, пауки, гусеницы.
Прыгают… кузнечики, сверчки
Бегают… тараканы, муравьи.
10. Физкультминутка. «Муравьи»
Муравей трудолюбивый дети шагают на всей стопе
Еле тащит прутик ивы.
Он устал, он изнемог, шагают в приседе.
Но другой ему помог.
Оба дружно, через ельник ходят «змейкой», положив правую руку
Прутик тащат в муравейник. на плечо впереди стоящего товарища.
Знает каждый муравей: маршируют
В жизни трудно без друзей,
А с товарищем всегда
Даже горе- не беда.
8. Игра «Домино»
А теперь наши бабочки предлагают нам поиграть в домино. Я называю насекомое, вы делите название насекомого на слоги, если у вас есть нужное количество точек в квадратах, то вы получаете фишку, побеждает тот, у кого быстрее заполнятся квадраты фишками на игровом поле.
9. Игра «Угощение для гостей»
Бабочки приготовили угощение для своих гостей.
А чем ты пчела угостила бы разноцветную бабочку?
Я пчела угостила бы бабочку земляничным соком. А ты, бабочка, чем угостила бы муравья?
Я бабочка угостила бы муравья зернышком. А ты, муравей, чем угостил бы стрекозу?
Я муравей угостил бы стрекозу мошками. А ты, стрекоза, чем угостила бы майского жука?
Я стрекоза угостила бы майского жука соком травы. А ты, майский жук, чем угостил бы кузнечика?
Я майский жук угостил бы кузнечика травой. А ты зеленый кузнечик, чем угостил бы пчелу?
Я зеленый кузнечик угостил бы пчелу нектаром.
10. Упражнение «Подбери схему»
Посмотрите у вас на столах лежат домики для насекомых, какие насекомые на карточках, назовите (осы, пауки, муха). Помогите найти домик для мухи, пауков, ос.
11. Проговаривание чистоговорки.
А мы с вами возвращаемся в детский сад.
Но сначала нужно произнести четко следующие слова
ЗА – ЗА – ЗА - прилетела стрекоза
КИ – КИ – КИ - ползают жуки
ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела
ВЕЙ – ВЕЙ – ВЕЙ - рыжий муравей
НЕЧИК – НЕЧИК – НЕЧИК – зелененький кузнечик
ТКЕ – ТКЕ – ТКЕ - бабочка на цветке
Молодцы.
Вокруг себя вращайтесь, в детский сад скорее возвращайтесь. (Снимают нагрудные знаки-медальоны с изображением насекомых).
12. Окончание занятия.
Скажите, дети, о чем мы беседовали?
Где побывали? Что вам понравилось на занятии? Для чего нужны насекомые?