Олеся Веретенова
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зимнее развлечение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.
Материал: картина «Зимние развлечения», белая бумага размером 1/ 2 альбомного листа, цветные карандаши, цветные восковые мелки
Предварительная работа: чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстраций, беседы по данной теме; наблюдение за погодой на прогулке.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по развитию речи „Обучение рассказыванию по картине „Зимнее развлечение“» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Ход занятия
Воспитатель: проводит приветствие
«Солнечные лучики»
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам начать наше занятие с загадки
«Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?» (зимой)
Воспитатель: Правильно! В данной загадке говорится о времени года – зима. Ребята, а кто знает и назовёт зимние месяца?
Дети: Декабрь, Январь, Февраль.
Воспитатель: Верно! Сегодня мы поговорим о зиме. Что происходит в природе зимой?
Дети: Становится холодно. Солнце греет мало. На улице сильный мороз. Кругом снег
Воспитатель: Молодцы. Какие стоят деревья?
Дети: Голые, без листьев. Белые от снега и мороза.
Воспитатель: Что лежит на крышах домов и на улице?
Дети: Снег.
Воспитатель: Что надевают люди зимой?
Дети: Зимнюю одежду - шапку, куртку, теплые сапоги, варежки, шарф.
Воспитатель: Как живется зверям и птицам зимой?
Дети: Трудно. Плохо
Воспитатель: Почему?
Дети: Они голодают, замерзают.
Воспитатель: Как можно им помочь?
Дети: Сделать кормушки, давать им корм.
Воспитатель: Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах. Ребята, а какие вы знаете зимние забавы?
Дети: Можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, с горки.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас попробуйте отгадать загадки о них. Посмотри, все ли вы забавы знаете.
Распахнул я настежь двери,
В сад гляжу – глазам не верю.
Эй! Смотрите, – чудеса!
Опустились небеса!
Было облако над нами –
Оказалось под ногами! (Снег.)
Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает. (Снеговик)
Зимой забава есть одна.
В ней меткость, ловкость всем нужна
А как "снаряды" называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня?. (Коньки)
По сугробам возле речки
Едут длинные дощечки,
Ищут горочки повыше.
Назови дощечки! (Лыжи)
Они летят быстрее ветра,
И я лечу с них на три метра.
Вот мой полет закончен. Хлоп!
Посадка мягкая в сугроб. (санки)
Воспитатель: Всё правильно вы отгадали! И немножечко устали! Мы минутку отдохнём и рассказывать начнём!
Физкультминутка «Зимние забавы»
Мы бежим с тобой на лыжах Дети “скользят” шагают (ходят на
лыжах)
Снег холодный лыжи лижет “Скользят”, делая поочередно
ногами
А потом – на коньках, руки за спиной (“бегут” на
коньках)
Но упали мы. Ах! приседают
А потом снежки лепили, Показывают, как лепят снежки
(сверху то одна рука, другая)
А потом снежки катили, катят воображаемый комок
А потом без сил упали падают
И домой побежали бегут по кругу
Воспитатель: Зима - чудесное время года для игр. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках с горки и играть в снежки. Я и сейчас хочу с вами поиграть в снежки. Я буду бросать вам снежок и задавать вопрос. А вы должны его поймать и ответить на вопрос. Итак, начнём. Зима какая?
Дети: Снежная, холодная, суровая, морозная
Воспитатель: Снег какой?
Дети: Белый, пушистый, холодный, скрипучий, жесткий, рассыпчатый, мягкий, липкий, лёгкий
Воспитатель: Настроение у нас на прогулке какое?
Дети: Весёлое, радостное, прекрасное.
Воспитатель:А хотите посмотреть, как проводят время зимой другие дети?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда посмотрите сюда
(педагог демонстрирует картину «Зимние развлечения»)
Воспитатель: Рассмотрим картину, какое время года изображено на картине?
Дети: Изображено время года – зима.
Воспитатель: Почему вы думаете, что зима?
Дети: Потому, что везде лежит снег. Дети одеты тепло.
Воспитатель: Что вы на ней видите, расскажите?
Дети: Дети катаются на санках с горки, катаются на лыжах, на коньках по льду, несколько детей лепят снеговика.
Воспитатель: Каким был снег в тот день, когда гуляли дети?
Дети: Белым, чистым, липким.
Воспитатель: Почему думаете, что снег липкий?
Дети : Потому, что дети лепят снеговика.
Воспитатель: Какие эмоции выражают лица у детей?
Дети: Веселье, радость, смех, счастье.
Воспитатель: Дети замерзли когда гуляли?
Дети: Нет, у всех щеки красные, дети много двигаются, одеты в теплую, зимнюю одежду.
Воспитатель: Итак, послушайте мой рассказ.
Наступила зима. Дети вышли на прогулку. Света и Таня катаются на коньках. Коля и Вася играют в хоккей. Маша и Петя катаются на лыжах с горки. Наташа, Вика и Тимур катаются на санках с горы. Вера и Дима делают снеговика. Всем было хорошо и весело. Настроение у всех детей было радостное.
Воспитатель: А теперь вы ребята попробуйте рассказать мне свой рассказ. (Воспитатель слушает рассказ 4 -5 детей, помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа, следит за грамотным построением предложений).
Воспитатель: Здорово! Молодцы! Ребята, я хочу вам предложить ещё одну игру. Хотите в неё поиграть?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Игра называется «закончи предложение».
Задание «Закончи предложение».
Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью:
– Зимой бывает снегопад, а осенью….листопад.
– Зимой бывает снег, а летом… дождь.
– Зимой снег падает, а весной…тает.
– Зимой катаются на санках, а летом…на велосипеде.
– Зимой лес спит, а весной… просыпается.
– Зимой катаются на коньках, а летом…на роликах.
– Зимой бывает холодно, а летом… жарко.
– Зимой деревья белые, а осенью… жёлтые.
– Зимой растут сугробы, а летом растут… цветы.
– Зимой лепят снеговика, а летом… песочные пирожки.
– Зимой насекомые прячутся, а весной…вылезают.
Воспитатель: Как замечательно. Вы очень хорошо постарались на нашем сегодняшнем занятии. О чём мы сегодня с вами говорили? Что рассказывали?