Серякова Виктория
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии «Зеркала»
Тема: «Поступай правильно».
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция с другими образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: создать условия для развития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством метода «сказкотерапия».
Задачи:
1. Образовательные:
-продолжать знакомить детей с нравственными категориями: добро – зло, смелость – трусость;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии „Зеркала“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Старшая группа
- Темочки
-продолжать учить детей запоминать текст стихотворения;
-учить детей отвечать на вопросы, поддерживая диалог.
2. Развивающие:
-развивать у детей умение анализировать свои поступки и поступки других людей;
-развивать у детей поэтический слух, мышление, зрительное внимание и восприятие.
3. Воспитательные:
-воспитывать интерес к предстоящей работе через беседу;
-воспитывать у детей умение оценивать себя.
Планируемые результаты:
-дети продолжают знакомиться с нравственными категориями: добро – зло, смелость – трусость;
-дети продолжают учиться запоминать текст стихотворения;
-дети продолжают учиться отвечать на вопросы, поддерживая диалог;
-у детей продолжает развиваться умение анализировать свои поступки и поступки других людей;
-у детей продолжает развиваться поэтический слух, мышление, зрительное внимание и восприятие;
-дети проявляют интерес к предстоящей работе;
-у детей продолжает воспитываться умение оценивать себя.
Материалы и оборудование: текст сказки «Зеркала», зеркало, музыкальное сопровождение.
-Здравствуйте, ребята.
-Прежде, чем мы с вами начнём наше занятие, я подготовила для вас стихотворение. Слушайте внимательно.
«Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.».
-Понравилось это стихотворение?
-Ребята, скажите, а вы любите сказки?
-А что именно вам в них нравится?
-Какие сказки ваши любимые?
-Сказки завораживают нас, в них есть сила, они учат жить. Сказки притягивают нас героями, волшебством и интересными событиями.
-Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой «Зеркала». Слышали ли вы о такой сказке раньше? Может читали её?
-Написала её Светлана Владимировна Варнавская.
-Но сначала давайте проведём словарную работу, чтобы разобрать неизвестные нам выражения.
-Как вы думаете, что такое «истинное лицо»?
-Верно, это лицо правдивое, настоящее.
-Давайте немного разомнёмся, прежде чем начнём знакомиться со сказкой.
Физминутка
«Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.»
(Воспитатель проводит физминутку).
-Сказку мы будем слушать и умом, и сердцем. Сели удобнее и внимательно слушаем.
Сказка «Зеркала»
В некотором царстве, а может быть и в государстве, жили много людей. Ходили они в детский сад, в школу, на работу. Были у них каникулы, праздники, выходные.
Самым большим достоянием этого народа был Зеркальный Храм. Да-да, не удивляйтесь. Он был построен как маленький городок с зеркалами, цветочными клумбами, фонтанами и скамейками. Вход был оформлен аркой. Перед тем как войти туда, каждый испытывал чувства волнения и радости. Посещал это место любой, кому заблагорассудится. Но волшебные ворота пропускали только того, кто набирался смелости. Заходили по одному, чтобы посидеть на скамейке, посмотреть в волшебные зеркала и увидеть там свое истинное лицо. Если человек жил не по правде и не по совести, то лицо было кривым, и человек понимал именно здесь, что он хитрец да обманщик и совершенно некрасивый человек. Его облик был ему самому противен. У злого человека брови срастались с носом, рот был похож на большую дыру. Носителю такого лица становилось самому от себя страшно.
Как-то зашел сюда очень важный житель — он сам себя таким считал. Человек так зазнался, что, заглянув в зеркало, увидел там только шею. И сколько бы он ни крутил ею, лица он там так и не нашел. Беда была в его мыслях. Решив, что он лучше всех, задрав свой нос, мужчина ходил важный, как гусь.
Пришел туда и главный наш герой. Торжественно зашел он в арку, полюбовался красотой цветов, присел на край скамейки и робко посмотрел в зеркало. Наш мальчик делал это в первый раз. Вокруг бы — ли взрослые люди и даже пожилые. Ваня знал, что это место волшебное, и поэтому очень волновался. Ему предстояло первый раз узнать, правильно ли он живет? В зеркале отразился свет его глаз — от доброй улыбки. Лучики тепла побежали от отображения в душу мальчика и согрели его. Мальчику захотелось быть еще лучше, и он стал думать, что хорошего он сможет совершить, кому он еще сможет помочь?
В это чудное место мог попасть только смелый человек, который отважно мог посмотреть себе в лицо. Но согласитесь – только посмотреть, этого так мало!
А как же жить, если ты такой несимпатичный? И вот наш юный герой Ваня предлагает вам, ребята, стать помощниками или волшебниками для тех, кто отважился увидеть свои пороки, то есть недостатки – зло, черствость, лживость, зазнайство…Вам, мои хорошие, предлагается подумать – как им помочь, с какой мыслью им жить, что им делать, чтобы их лица не были кривыми и страшными.
-Ребята, вам понравилась эта сказка?
-А кто запомнил, почему в Зеркальный храм можно войти только набравшись смелости?
-Какие черты можно увидеть в зеркале?
-Главный герой Ваня предложил вам помочь людям найти своё лицо, сделать их лучше. Для этого вы сейчас превратитесь в волшебников.
(Воспитатель включает музыку и берёт в руки зеркало).
-Теперь, господа волшебники, подумайте, кто такой обманщик.
-Какие слова он должен говорить, чтобы желание лгать ушло?
-Молодцы. Теперь давайте поможем неряхе. Какой он?
-С какими словами он должен жить, чтобы стать лучше?
-Верно. Теперь давайте поможем злюке? Какой он?
-А что он должен сделать, чтобы стать лучше?
-Молодцы. Как вы думаете, если бы вы посмотрели в это зеркало, что бы вы там увидели?
-Как часто вы говорите «вежливые слова»?
-Вы большие молодцы, ребята. Наше время истекло. Мы сделали доброе дело и сейчас снова превратимся в детей.
(Воспитатель вновь включает музыку и берёт в руки зеркало).
-Теперь, чтобы закрепить все самые хорошие черты в нас, давайте выучим с вами волшебное стихотворение. Сначала я его вам прочитаю, а вы внимательно послушайте.
«Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.».
-Понравилось вам это стихотворение?
-Теперь давайте вместе его выучим. Я буду произносить строчку из стихотворения, а вы будете все вместе повторять её за мной. Все готовы?
-Тогда начнём.
(Воспитатель совместно с детьми учит стихотворение).
-А вот теперь, я буду молчать, а стихотворение расскажете мне вы. Заодно и проверим, кто выучил, а кто нет.
-Молодцы, ребята.
-Ребята, вам понравилось занятие?
-А что вам понравилось больше всего?
-А что для вас было сложным?
-Что не понравилось на занятии?
-Какие слова мы можем говорить себе, смотря в зеркало, чтобы мы становились лучше и у нас поднималось настроение?
-Молодцы, ребята. Стихотворение, которое мы с вами выучили, обязательно расскажите дома родителям.