Татьяна Вейкснэ
Конспект занятия по развитию речи «Осень» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.
2. Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях, происходящих в природе.
3. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Ход занятия:
Я вас всех приветствую. Давайте, все соберёмся в круг.
Соберёмся мы все в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Мы друг другу улыбнемся.
Крепко за руки возьмемся.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Мои дорогие, я прочту вам стихотворение, а вы послушайте внимательно и решите, какое время года описано в стихотворении.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы. (А. С. Пушкин)
Совершенно верно, это стихотворение об осени. И написал его великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Прямо сейчас мы отравляемся гулять в сквер и понаблюдаем, какие изменения в природе могут происходить в осенний период.
Дети садятся.
Беседа по сюжетным картинам.
Что же за время года изображено на картине?
Назовите осенние месяцы по порядку?
Опишите, какого цвета листья на деревьях и кустарниках?
Как вы считаете, почему автор картины дал ей название «Золотая осень»?
Расскажите, какие изменения происходят с наступлением осени в жизни зверей?
А что происходит с насекомыми?
Как вы думаете, что происходит в жизни птиц в осенний период.
Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
Зачем они улетают? А какие птицы остаются?
Как же выживают оставшиеся с нами птицы?
Правильно. Таких птиц называют зимующими. И, непременно, они нуждаются в помощи человека в зимний период. Мы должны подкармливать птиц зимой, чтобы они выжили в тяжелое зимнее время.
Молодцы. А теперь давайте с вами поиграем. Я буду начинать предложение, а вы должны логически его закончить.
Сразу после лета начинается.
Осенью под ногами шуршит опавшая…
Дует осенний …
В осеннем лесу можно найти много…
Часто капает…
Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…
Птицы собираются в стаи и …
В первый день осени дети идут…
Замечательно! Это задание не вызвало у вас затруднений.
Теперь пришло время отдохнуть.
Физкультминутка.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
А сейчас следующее задание «Подбери действие».
Я буду давать вам в руки этот осенний листок, а вы должны подобрать действие.
Листья осенью…
Птицы осенью…
Дождь осенью …
Деревья осенью…
Урожай осенью …
Звери осенью…
Птицы осенью …
— После осени наступает….
— А за зимой….
— За весной начнется….
— А после лета придет….
— Назовите 2-ой осенний месяц
— Назовите 3-ий осенний месяц
— Назовите первый осенний месяц
— Как называется месяц между сентябрем и ноябрем?
А сейчас давайте сыграем с вами в игру, которая называется «Осенние слова». Я назову слово, а вы подберёте описания к этим словам, близкие по смыслу.
Осень…
Ветер…
Небо…
Погода…
Листья…
Я хочу рассказать вам, как в старые времена называли осенние месяцы. Слушайте внимательно.
1. Сентябрь – рябинник. Какие у вас предположения, откуда такое название?
2. Октябрь – листопадник. Почему так называли октябрь?
3. Ноябрь – зимник. Давайте порассуждаем, как могло возникнуть такое название.
Теперь пришло время размять наши пальчики.
"Собираем листочки"
Раз, два, три, четыре, пять,
Давай листочки собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики ясеня,
И осины,
Еще листья дуба мы соберём,
И маме любимой букет отнесём.
Замечательно. Посмотрим, как вы справитесь с загадками.
1. Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
(Капуста)
2. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(Морковь)
3. Что без боли и без печали доводит до слез?
(Лук)
4. Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросло.
(Свекла)
5. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
(Картошка)
Вы хотите еще сыграть в игру? Отлично, следующая игра «Да-Нет». Если на вопрос надо ответить «Да» - вы поднимаете правую руку, если «Нет» - левую. Готовы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?
Вы все большие молодцы! На занятии мы беседовали об одном из самых прекрасных времен года - осени. Узнали много нового.
-Ребята, а было ли интересно выполнять задания?
-Какое из заданий понравилось больше?
-Какая игра запомнилась?