Алфёрова Ольга Андреевна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень дивная пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Осень дивная пора"
Задачи:
- Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине с использованием наглядного моделирования.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
- Продолжать учить детей логично и последовательно рассказывать о приметах осени, активизировать имеющиеся знания и представления об этом времени года, закреплять названия осенних месяцев, осенних периодах.
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
- Развивать умение соотносить увиденное с собственным восприятием осенней природы.
Предварительная работа: рассматривание пейзажных картин И. И. Левитана, И. И. Шишкина. Знакомство с приметами осени, перелетными и зимующими птицами. Разучивание физкультминутки «Листопад», дидактическая игра «Что лишнее?»
Демонстрационный материал: репродукции картин И. И. Левитана «Поздняя осень», «Золотая осень», И. И. Шишкина «Ранняя осень»; иллюстрации о поздней осени, аудиозапись Антонио Вивальди «Времена года», «голоса птиц», мультимедийная установка, осенние листья сделанные из картона и сухие, цветная бумага, клей-карандаш, клеенки, салфетки, белая бумага, цветной пластилин, акварельные краски, кисточки.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. А вот в какой лес мы отправимся, вы узнаете, послушав стихотворение «Круглый год».
(Воспитатель читает стихотворение «Круглый год»)
Круглый год, круглый год
За зимой весна идет,
А за весною следом
Торопится к нам лето.
И у кого не спросим
Идет за летом…
Дети: Осень…
Воспитатель. Значит, в какой лес мы сегодня отправимся?
Дети. Мы идем в осенний лес.
Воспитатель: Да, правильно. Присаживайтесь!
Воспитатель. В природе все идет своим чередом-времена года всегда идут одно за другим: за осенью спешит зима, потом приходит зима, потом приходит весна, после весны наступает лето и затем вновь наступает осень.
Воспитатель. Ребята, какие периоды осени вы знаете и каким осенним месяцам они соответствуют?
Дети. Ранняя осень-это сентябрь, первый месяц осени, когда листья только начинают желтеть, но еще много зеленых листьев.
Октябрь-это второй месяц осени. В этот период все деревья стоят в оранжево-желтые листья, будто в золоте, поэтому и получил название «Золотая осень».
Поздняя осень-это ноябрь, когда на деревьях опадают все листья и природа готовится к зиме.
Воспитатель. Правильно, А сейчас, посмотрите на экран и отгадайте, какие периоды осени изобразили художники на своих картинах. Припомните имена этих художников. Итак, рассмотрим первую картину.
(картина появляется на экране)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какой месяц изобразил художник на этой картине?
(показывает на картину «Ранняя осень»)
Дети. Сентябрь.
Воспитатель. Почему вы так считаете?
Дети. Потому что на картине И. И. Шишкина нарисована «Ранняя осень», а ранняя осень начинается в сентябре.
Воспитатель. Правильно. Молодцы. Мы с вами об этом говорили, что картина так и называется «Ранняя осень».
О красоте ранней осени Ф. Тютчев написал такие строки:
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…»
- Ребята, и правда, как удивительно трогательна ранняя осень.
2. (картина появляется на экране) Исаака Левитана «Золотая осень»
Воспитатель. Ребята, вспомните имя художника, который нарисовал эту картину и скажите какой месяц изобразил художник на ней?
Дети. На картине «Золотая осень» художник изобразил Октябрь.
Воспитатель. Правильно, молодцы.
Воспитатель. А почему художник, в своей картине, октябрь сравнивает с периодом «Золотой осени»?
Дети. Потому, что октябрь-это середина осени, когда все листья на деревьях и трава приобретают красно-оранжевый и желтый цвет, похожий на золото.
Воспитатель. Правильно.
- А так описал золотую осень поэт И. Бунин:
«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…»
3 (картина появляется на экране)
Исаака Ильича Левитана «Поздняя осень».
Воспитатель. А какой месяц, на ваш взгляд, художник отобразил в этой картине. Вспомните имя художника, который ее нарисовал?
Дети. На этой картине, художник Исаак Ильич Левитан изобразил ноябрь. Художник так и назвал ее - «Поздняя осень»
Воспитатель. По каким признакам мы видим, что это ноябрь и что это поздняя осень?
Дети. В ноябре деревья стоят уже без листьев. Трава пожелтевшая, пожухлая. Небо в тучах. Идут частые проливные дожди, поэтому на картине изображена большая лужа.
- Не осталась без внимания поэтов и поздняя осень. А. Плещеев написал:
«Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…»
Воспитатель. Ребята, в какой период осени сейчас за окном и почему?
Дети. За окном-ранняя осень.
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем с вами в одну игру.
Дидактическая игра «Подбери слова».
Для этого нам надо встать в кружочек. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.
- Листья осенью (что делают)-листья осенью желтеют и опадают.
- Дождь осени (что делает)-льет, моросит.
- Урожай осенью (что делают)-урожай осенью убирают.
- Птицы осенью (что делают)-улетают в теплые края.
Животные осенью (что делают)-меняют шубки, делают запасы.
Воспитатель. Молодцы. Давайте немного отдохнем и сделаем небольшую разминку.
Физкультминутка «Листопад»
Листопад, листопад,
Листья по ветру летят
Словно в сказке закружились
И на землю опустились.
Отдохнули и опять
Полетели танцевать.
Воспитатель. Дети, мы вспомнили об осени в загадке в стихотворениях. А сейчас я предлагаю рассказать об осени в своих картинах.
Параллельно с этим включается аудиозапись «Голоса птиц»
(За одним столом дети рисуют осень красками, за вторым столом дети выполняют аппликацию нетрадиционной техникой «обрывание», а за третьим столом дети выполняют осень в барельефной лепке)
Итог занятия.
Воспитатель. Ребята, наша прогулка в осенний лес подходит к концу.
Скажите, что вам больше всего запомнилось в нашей прогулке по осеннему лесу?
Что мы с вами делали на этом занятии, чему учились? (учились составлять рассказ по картине. Описывать осенний пейзаж).
О чем бы вы еще раз хотели бы вспомнить и поговорить?
Воспитатель. Ребята, не смотря на то, что осень – немного грустный период, но очень красивый, поэтому многие композиторы, поэты и художники старались запечатлеть красоту этого времени года в своих произведениях. Природа осенью как будто засыпает, но мы знаем, что впереди нас ждет другое – интересное и красивое время года.
На этом наше занятие закончено. Вы все молодцы. Спасибо!