Оксана Александровна Лоскутова
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Заготовка овощей и фруктов на зиму»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать представление о заготовке овощей и фруктов на зиму
Задачи:
1. Образовательные
уточнить и расширить представления детей об овощах и фруктах, их месте произрастания,
совершенствовать умения находить овощ с помощью символических обозначений, указывающих на свойства предмета,
познакомить детей как солят овощи, где их хранят.
2. Развивающие
развивать мышление, память, внимание, речевые способности детей,
развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитательные
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим „Заготовка овощей и фруктов на зиму“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос,
воспитывать познавательный интерес к миру растений, бережное отношение к природе.
Форма организации: групповая.
Вид занятия : интегрированное.
Форма проведения: НОД
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
Активизация словаря: прилавок, подполье, погреб.
Предварительная работа:
чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»,
обыгрывание басни настольного театра «Стрекоза и муравей»
сбор урожая на огороде детского сада,
беседы – «Что люди делают, чтобы сохранить овощи и фрукты на зиму?», «Для чего люди делают заготовки на зиму?»
Воспитатель Ребята, сегодня у нас гости. Мы с вами воспитанные дети, поэтому прежде чем начать заниматься, поздороваемся.
Все «Ладошки»
Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх»)
Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз»)
Ладошки «набок» (ладошки ставим «стеночками»)
И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)
Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)
И «здравствуйте!» - сказали (дети здороваются)
Воспитатель Слышите, кто-то плачет (за деревом сидит на пенечке ребёнок – стрекоза). Ребята, кто это к нам пришёл?
Дети Стрекоза
Стрекоза – ребенок
«Не оставьте меня, милые!
Дайте мне собраться с силами
И до вешних только дней
Прокормите и обогрейте!» —
Воспитатель Ребята, так эта стрекоза к нам пришла за помощью. Из какой басни она?
Дети «Стрекоза и муравей» Крылова.
Воспитатель Да, а где же муравей?
Дети Он её прогнал (отправил плясать)
Стрекоза – ребенок
К муравью я поползла,
Но не принял он меня.
Потому что летом я
Не работала, а пела.
Помогите, мне друзья.
Ведь была я не права.
Была ленива стрекоза.
Воспитатель
Ну, что ребята, поможем стрекозе? Ведь она поняла, что надо было готовиться к зиме.
Дети Да, поможем.
Воспитатель Иди стрекоза к нам, мы тебе расскажем как как люди готовятся к зиме, чтобы не быть голодными. Ребята, расскажите….
Дети Люди осенью собирают урожай, овощи, фрукты. Делают варенье, солят огурцы, помидоры…
Воспитатель А где растут овощи? (Фрукты)
Дети Овощи растут в огороде, а фрукты в саду.
Воспитатель Правильно. Ведь у нас в дет. саду тоже есть огород. Вспомните, что мы делали на огороде?
(Показ на мультимедиа слайдов огорода в дет. саду)
Дети Мы вскапывали землю, садили семена овощей, поливали, убирали сорняки. И когда осенью овощи созрели, мы их собирали с грядок.
Воспитатель А как называют людей которые выращивают овощи?
(если дети затрудняются ответить на вопрос, воспитатель говорит)
Овощеводы. Маша (Таня, Саша, как зовут людей, которые выращивают овощи?
Да, молодцы. А какой урожай мы собрали на своём огороде, я предлагаю вам отгадать по схематическим картинкам и положить сою карточку к отгаданному овощу.
(Каждому ребенку выдается карточка с символами, обозначающими свойства овоща. Дети должны положить схематическую карточку к нужному овощу, который лежит на тарелочке на столе).
огурец:
помидор:
морковь:
свё кла:
капуста:
Воспитатель Ребята, а если у людей, живущих в городе нет огорода, где можно взять овощи и фрукты? Ведь они необходимы зимой для людей, в них много витаминов.
Дети Можно купить в магазине.
Воспитатель В каких магазинах?
Дети В овощном магазине, в магазине фруктов.
Воспитатель Предлагаю отправиться в овощной магазин и магазин фруктов. Согласны. Покажем стрекозе, где можно купить овощи и фрукты.
Дети Согласны.
Воспитатель Смотрите, сколько здесь разных вывесок. (Как выдумаете, куда нам надо зайти? Может вот сюда (показывает на вывеску с изображением хлеба или сапога)
Дети Нет, это обувной и хлебные магазины. Нам нужно вот сюда (дети показывают и идут к вывеске с изображением баклажана, яблока).
Воспитатель Хорошо, молодцы (подходим в овощной, фруктовый магазин). Ребята, сколько много здесь овощей и фруктов… А где же они лежат? (подходим к прилавкам, сделанных из мягких модулей с овощами и фруктами)
(если дети затрудняются в ответе, воспитатель говорит)
Овощи лежат на прилавках. Катя (Миша, Даша) где лежат овощи?
(показ на мультимедиа изображений прилавков магазина овощей и фруктов)
Их можно посмотреть, отобрать то, что нам необходимо.
У нас с вами три корзины. В одну корзину мы купим овощи для засолки (помидоры, огурцы, в другую фрукты для компота (яблоки, груши, а в третью овощи для приготовления борща (лук, морковь, картофель, свекла, капуста).
(в первой корзине указана цифра 6 шт., в другой цифра 7шт.,
в третьей цифра 5 шт. Это значит, столько штук нужно положить в корзины)
(Дети выполняют задание, а воспитатель после, оплачивает покупку)
Воспитатель Ребята, у нас теперь есть достаточно овощей, чтобы заготовить их на зиму. Скажите, а зачем люди засаливают овощи, делают варенье и компоты?
Дети Чтобы овощи и фрукты сохранить, чтобы они не попортились.
Воспитатель Тогда предлагаю пройти за столы и засолить овощи? Согласны? А ты, Стрекоза смотри и запоминай, тебе это в дальнейшем пригодиться.
(Подходим к столу, на котором стоят банки, крышки, чеснок, пряности, соль, сахар, лимонная кислота, вода)
Воспитатель С чего сначала мы начнем?
(Дети совместно с воспитателем проговаривают и выполняют действия)
Берем банку, укладываем в нее огурцы (помидоры, добавляем морковь, чеснок, перец горошек, гвоздику, тмин, можно положить лавровый лист, добавляем соль, сахар. Обязательно добавим лимонную кислоту. Кто знает, для чего она нужна? Чтобы сохранились овощи в банке. Теперь заливаем кипяченой водой. Накрываем крышкой. Теперь отдадим на кухню Валентине Николаевне, она закрутит крышку и поставит в помещение, где хранятся все заготовки и овощи.
Воспитатель Ребята, скажите, а как называется помещение, где хранятся овощи, фрукты, соленья?
(Дети отвечают, если знают)
(Показ картинок подполья, погреба на мультимедиа)
Воспитатель Все это хранится в подполье, погребе. Т. к. температура там ниже, чем в помещении дома или здания. Поэтому для хранения это самое необходимое место. Погреб, подполье – это помещение ниже уровня земли (под полом или в отдельной постройке) для хранения припасов в холоде.
Катя (Соня, Лена) как называется место для хранения припасов? (Подполье, погреб)
Воспитатель Молодцы, ребята. Овощи мы с вами засолили. А что же сделаем с фруктами (показывает корзину с яблоками, грушами?
Дети Сделаем компот.
Воспитатель Да, можно и компот сделать. Приглашаю всех за дело.
(Подходим к столу, на которых лежат шаблоны банок, половинки маленьких яблок и груш, гуашь, кисти, стаканы с водой).
Ребята, возьмите себе по половине яблока. С помощью кисти и гуаши, закрасьте ровную сторону яблока (груши) и приложите к банке (шаблону). Чего не хватает? (Косточек). С помощью кисти и гуаши, дорисуйте косточки. Готово!
Воспитатель Какие молодцы! Теперь мы готовы к зиме. Стрекоза, ты все запомнила? Ребята, может Стрекоза останется с нами до весны? (Да).
Стрекоза Спасибо, ребята!
Воспитатель Тогда нам пора возвращаться в группу, ведь нас там ждет Наталья Ивановна. Расскажем ей чем мы занимались? (Да). А чем?
(Ответы детей о том, что делали на занятии, что было выполнить труднее, что легче, что больше всего понравилось).
Физминутка
Решил огородник похвастаться своими овощами и устроил парад.
«Марш дет капуста
(Шаг с носочка)
Важно шагает помидор
(На всей стопе)
Осторожно идет лук
(На носочках)
Не спеша вышагивает картошка
(На пятках)
Вприпрыжку спешит морковка
(Подскоки)
Маршируют молодцы – огурцы
(Шаг марша)
«Урожай»
В огород пойдем, (идут по кругу, взявшись за руки)
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем, («копают»)
Срежем мы кочан капусты («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки)