Марина Виноградова
Конспект занятия в старшей группе по лепке «Подковка для Домового»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Подковка для Домового"
Цель: становление основ уважительного, бережного отношения к культуре русского народа.
Задачи: - приобщать детей к народной культуре и традициям; продолжать знакомить с разными видами оберегов, их назначением;
-формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, изобразительной, речевой деятельности;
- формировать навыки работы с соленым тестом; умение составлять композицию на заданной форме;
-развивать творческие способности.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по лепке „Подковка для Домового“» размещена в разделах
- Домовой, домовенок
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Предварительная работа: знакомство с оберегами, рассматривание альбомов, просмотр презентации «Русские народные традиции».
Материал: соленое тесто, горох, семечки, греча, черный перец горошком.
Оборудование: дощечки, стека, кисть, вода, салфетка, магнитофон, колокольчик, картинки с изображением народных оберегов.
Ход занятия
1. Приветствие: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные да желанные. Рада видеть вас! Гость во дворе – хозяину радость. Будьте как дома.
Воспитатель: Проходите, ребятушки милые в мою горницу. Я вас очень ждала. Для вас принарядилась. Это русский наряд, посмотрите какой он красивый. Наши далёкие предки, в древней Руси так наряжались и гостей встречали. (Дети здороваются).
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель: Ребята, скажите, вы любите сказки? А много их знаете? А как вы понимаете, выражение русские народные сказки. Что это за сказки такие, почему они так называются? (ответы детей) Правильно, это те сказки, которые придумал русский народ.
Воспитатель: Я сейчас вам загадаю загадку про одного сказочного героя, он встречается во многих сказках, попробуйте его отгадать.
Кто за печкою живет,
Дом хранит от бед, невзгод,
Но бывает злым порой? -
Существо то. (домовой).
Правильно ребята, это домовой, в старину наши предки верили, что в каждом доме живёт домовой.
Воспитатель: Ребята, а кто такой домовой? (ответы детей)
Правильно, домовой — добрый старичок, который издавна призван оберегать дом и хранить покой и порядок. А загадку я загадала не случайно, ведь к нам сегодня в группу заглянул один домовой. Вот он, смотрите какой. (Под музыку заходит Домовой)
Воспитатель: Гость на порог — хозяину радость. Прошу вас, будьте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком. Ну домовой, милый мой, как дела твои, всё ли у тебя ладно да складно, как живёшь-поживаешь?
Домовой: здравствуйте, ребята, здравствуй, хозяюшка. Да вот последнее время не очень-то мне везёт, толи удача меня покинула, толи нечистая сила вокруг меня да моего дома поселилась. Пришлось дом покинуть, да идти по свету помощи искать, так и к вам зашёл. Не могу от этих напастей да бед отвертеться, то спину хозяину дома прихватит, то молоко прокиснет, то хлебушек в печке подгорит, как не одно так другое. А тут недавно вообще чуть пожар не случился, еле дом уберёг. Умаялся весь, что делать не знаю. Может вы мне поможете, да подскажите как мне удачу в дом вернуть, как уберечься от бед разных.
3. Актуализация знаний
Воспитатель: Ребята, может вы знаете как наши предки в старину себя да свои дома оберегали, во что верили.
Дети: Раньше люди верили, что от бед, неудач, болезней и ещё много чего помогает оберег.
Воспитатель: Верно ребята, обереги – это предметы приносящие благо, оберегающие дом и хозяев от разного рода напастей, а какие обереги вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Домовой, а в доме твоих хозяев есть оберег?
Домовой: Ох головушка моя бедовая, ведь правда, висела- то раньше над дверью подковка, а сейчас пропала куда-то. Вот они беды -то откуда, дом защиты лишился. Что же мне теперь делать, где новый оберег искать, ведь пропадёт, моё хозяйство. Всё беда, беда, ведь я сам не могу сделать оберег Обереги не могут быть изготовлены для себя. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.
Воспитатель: Ребята, может мы сможем как-то помочь нашему гостю, может выручим как-нибудь. (ответы детей)
Воспитатель: А из чего можно сделать подкову, железа ведь у нас нет, да и не сумеем мы из железа выковать, мы ведь не кузнецы. (ответы детей)
Воспитатель: Я знаю из чего можно сделать подкову. Но в старину, и во всех сказках прежде получить помощь или подсказку нужно было пройти испытание, вы готовы?
4. Дидактическая игра «Закончи пословицу»
Тогда приступим. Вам нужно будет закончить народную пословицу я начну, а вы попробуйте закончить.
Баба с возу — (кобыле легче)
Дело мастера – (боится)
Без труда- (не вытянешь рыбку из пруда)
Не красна изба углами – а красна (пирогами)
Делу — время, а потехе — (час.)
Чем богаты, тем – (и рады);
Тише едешь — (дальше будешь)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Ну что же придётся мне выполнить своё обещание, оберег подковку можно сделать из теста. Как называется технология создания из теста объёмных и рельефных изделий? Верно тестопластика.
Домовой (вздыхает): Ох-хо-хо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите совсем сник наш Домовой, давайте мы его немножко повеселим, да поиграем с ним. Только он любит играть в народные игры, какие игры вы знаете? (Ответы детей)
5. Физкультминутка
Дети: (зовут домового)
Эй, дружок, не робей!
Подходи ты к нам мне скорей!
Ты не будешь здесь скучать –
Будешь весело играть!
Игра «Золотые ворота»
Домовой: Вот спасибо ребята, повеселили вы меня, да надежду подарили на лучшее. Теперь –то мне силы хватит дом оберегать. А вы, когда закончите, передайте подковку через вашу хозяюшку, вот тогда я заживу как раньше! А сейчас побегу я, ведь дом совсем без защиты остался. До свидания!
(Дети прощаются)
Воспитатель: Ребята, проходите в нашу мастерскую. Чтобы сделать оберег, нужно потрудиться. Ведь как у нас в народе говорят «за всякое дело берись смело». Главное это делать с душою и любовью. Чтобы наши пальчики хорошо работали, давайте разомнём:
6. Пальчиковая игра:
Вот мои помощники /показываем ладони
Их как хочешь, поверни / поворачиваем
Раз, два, три, четыре, пять / считаем, загибаем
Не сидится им опять / грозим указательным
Постучали, повертели /постучать кулачками
И работать захотели /хлопки
7. Практическая работа. (Воспитатель показывает и рассказывает)
Все необходимое у вас есть на столе.
1. Раскатываем руками тесто, валик небольшого размера.
2. Сформировать форму дуги и ладошками немного сплющить.
3. Кисточкой намочить поверхность подковы водой, чтобы лучше прикреплялись украшения.
4. Обратным концом кисточки делаем на концах подковы дырочки (достаточно далеко от краев – изделие тяжелое).
5. Украшаем нашу подкову. Подкову можно украсить различными элементами, которые имеют свое символическое значение: вывешиваю на доску образцы подков.
• Горох, фасоль - богатство и изобилие в доме.
• Крупа – мир, лад в доме
• Семечки подсолнуха - здоровье детей в доме.
• Сухоцветы – уют и теплоту нам дают,
• Бусины – символ красоты,
• Лавровый лист – слава и успех,
Чтобы подкова приносила счастье в дом, ее нужно правильно повесить. Подкова вешалась над входной дверью избы концами вверх для удержания благополучия семьи, вниз - чтобы из семьи ушли беды. Вешать нужно на один гвоздь и больше не перемещать.
8. Итог занятия:
Воспитатель: Дети посмотрите, какие замечательные сувениры –обереги у нас получились. Какие красивые композиции вы создали, просто чудо!
-Ребята, кто к нам сегодня в гости приходил?
-Что вы сегодня сделали, кому помогли?
- А какие умения вам помогли сделать это?
Ребята, вы молодцы, дома сможете научить своих родных делать оберег-подкову, а эту кому-нибудь подарить.