Папки-передвижки

Конспект занятия в старшей группе по финансовой грамотности «Бюджет семьи, доход, расход»

Елена Чаблина
Конспект занятия в старшей группе по финансовой грамотности «Бюджет семьи, доход, расход»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

по экономическому воспитанию

Тема «Бюджет семьи, доход, расход»

Старшая группа «Теремок»

Воспитатель – Е. С. Чаблина

Дата 15.11.2023г.

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Публикация «Конспект занятия в старшей группе по финансовой грамотности „Бюджет семьи, доход, расход“» размещена в разделах

Задачи:

Образовательные:

- расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;

- формировать у детей представление о расходах семьи, учить понимать основные потребности семьи.

Развивающие:

- развивать представление детей о понятии «деньги», «товар», «доход и расход»;

- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми, умение вести диалог; выслушивать ответы сверстников; умение высказывать предположения и делать простейшие выводы ; излагать свои мысли понятно для окружающих;

- развивать память, внимание, воображение, творческую активность, любознательность, познавательную мотивацию;

- развивать двигательную активность во время игр малой подвижности, внимание, координацию движения, умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к труду других людей и его результатам;

- воспитывать трудолюбие, стремление быть полезным окружающим;

- воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет, экономия.

Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактические игры «Всё по полочкам», «Копилочка», «Подарок маме», «Выбор», чтение – К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Федорино горе», Н. Носов «Мишкина каша», просмотр мультфильма «Цветик-семицветик», финансовые сказки, пословицы («Без труда не вытащишь рыбки из пруда», «Копейка рубль бережёт», «Дело мастера боится», эксперимент - выращивание зелёного лука на окне, рассматривание коллекции денег.

Материал и оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи, предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности, две магнитные доски, магнитики, стол.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель:

- Доброе утро! - Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

Воспитатель:

- Ребята, вы хотите узнать, о чём мы будем сейчас говорить?

Тогда вам нужно отгадать загадку:

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные! (Деньги, монеты).ма

Воспитатель:

- Правильно, ребята. Для чего нужны деньги?

Дети:

- Покупать товар, копить, класть в банк, давать в долг, коллекционировать.

Воспитатель:

- Совершенно верно. Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно. (Дети садятся на стульчики полукругом)

Воспитатель:

_-Хотите попасть на минуточку в театр?

Мы предлагаем вашему вниманию небольшую сценку. (Заходят «мама с сыном»).

Чтение стихотворения Ш. Галлиева «Три копейки на покупку»

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки ей дает: «Вот!

Купи мне самолет.

А еще ружье, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»

Воспитатель:

- Как вы думаете, сможет мама выполнить просьбу мальчика?

Дети:

-_Нет!

Воспитатель:

- Конечно, нет. Мальчик не знает цену деньгам, у него слишком много желаний!

Наверное, маме пришлось бы долго работать и экономить, чтобы всё это купить.

А вы слышали слово «экономить?» Кто его часто употребляет?

Что оно обозначает?

Дети:

- Беречь, не тратить лишнего, делать разумные покупки.

Воспитатель:

- В каких случаях? (ответы детей)

Я предлагаю поговорить сегодня о семейных деньгах.

Итак, давайте назовём членов семьи. (мама, папа, дочь, сын, бабушка и дедушка – воспитатель раздаёт картинки членов семьи детям).

- Как вы думаете, кто чем каждый из них может заниматься?

Рассмотрим такой вариант: (Дети по очереди выходят к магнитной доске и прикрепляют карточку)

- Папа – военный, мама – инженер, они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц или за день или за неделю.

- Кто получает зарплату? (Папа, мама)

- За что они получают зарплату? (За свой труд)

А как вы считаете, за какой труд заработная плата выше:

-полезный, но не очень сложный или

очень сложный (например, продавец и руководитель космических полётов?

Дети дают ответ.

А какой мы можем сделать вывод? Чтобы получать высокую заработную плату, нужно много учиться. Согласны?

Итак, папа и мама кладут деньги в копилку. Это доход. (Воспитатель прикрепляет картинку с копилкой).

- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. (Бабушка и дедушка кладут деньги в копилку) Это тоже доход

- Сестра – студентка она учится. Но те, кто хорошо учится, получают стипендию. Кстати, мне вспомнилась подходящая пословица. Сможете её закончить? Без труда не вытащишь… Умницы!

- Брат ходит в детский сад, он не получает денег.

- В копилке лежат деньги – это доход семьи, т. е. – это все деньги, которые получают члены семьи.

- Вот как складывается семейный бюджет.

- А какой бюджет в вашей семье? (Дети дают ответ).

Воспитатель:

- Как вам кажется, ребята, легко или трудно тратить деньги?

Дети дают разные ответы.

Воспитатель:

- Давайте поиграем в нашу игру «Выбор».

Кто хочет быть покупателем? (Все.) Как же быть? Правильно, по считалочке. (Дети произносят слова считалочки «Шла собачка по лавочке, раздавала всем булавочки. Шла собачка по скамеечке, раздавала всем копеечки - кому 9, кому 5, выходи, тебе играть. Выбираются два игрока.)

- Итак, здесь лежат разные 6 товаров, всех по 2 вида. (Мыло в яркой обёртке и без обёртки, большой и маленький пакетик конфет, дорогое и дешёвое мороженое –бутафорское и т. д.) Задание: выбрать по 3 недорогих товара и объяснить, почему они выбрали именно эти товары.

. (Дети выбирают и отстаивают свою точку зрения. Остальные решают, дорогие или дешёвые покупатели выбрали товары. При этом дети смотрят на тыльную сторону товаров, где стоит цена – 1 рубль и 2 рубля).

Воспитатель:

- Ну, как, по-вашему, легко ли тратить деньги?

Дети:

-Сложно!

Воспитатель:

- Давайте посмотрим и подумаем о самых важных и необходимых тратах, и решим, что можно оставить на вторую очередь или вообще обойтись без этого.

(Дети выбирают со стола карточки, на которых обозначены расходы – это оплата за воду и электричество, еда, оплата за детский сад, одежда, мебель, развлечения, игрушки, сладости, лекарства).

Воспитатель:

- Итак, это услуги, а так же продукты питания, одежда и обувь. В каждой семье есть товары длительного пользования (они стоят дорого, но покупают их редко). Найдите подходящие карточки (Дети выбирают картинки с машиной, холодильником и т. д.)

Но часто требуются товары кратковременного пользования. Как вам кажется, какие картинки подойдут? (Дети выбирают лекарства, предметы личной гигиены и т. д.)

Это называется расход.

Обратите внимание на наши доски – на одной мы видим что? (доход, а на другой – расход. Отлично! Но я вижу вы устали., давайте немного отдохнём. А то у нас впереди много интересного и довольно сложного.

Физкультурная минутка

Руки поднялись у нас - это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки вниз, вперед смотри - это «три»,

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать - это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

(Повторяют 2 раза).

Воспитатель:

- Ребята, а как вы думаете, можете ли вы помочь родителям экономить?

Я недавно видела такую картину – дети шли из цирка и просили маму: «Давай съездим в цирк в Санкт-Петербург, там так здорово!» А мама ответила: «Нет, ребятки, на это нужно очень много денег». Дети заплакали….А что бы вы им посоветовали? Конечно, экономить! Давайте поиграем в игру «Копилочка».

Задание: выбрать подходящую картинку, объяснить, что она обозначает и положить в копилочку фант.

( Дети выбирают картинки: не лить зря воду, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам и ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, делать подарки, чтобы не покупать их, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки)

Как по-умному вы решили проблему. Я горжусь вами!

Кстати, у меня есть к вам просьба. Вы ведь любите помогать? Так вот, вы знаете, что моя дочка работает тоже воспитателем. В её группе (кстати, их группа называется «Солнышко») есть один мальчик. Он каждый день очень расстраивает и маму и Алёну Николаевну. Вот послушайте! (Запись с телефона – ребёнок требует купить ему всё, что он попросит, иначе он е будет сам одеваться).

Что бы вы сказали этому мальчику? Он, наверное, ничего не знает о семейном бюджете.

Ответы детей.

Воспитатель

-А может быть, его пригласить к нам и вы расскажете ему о том, что сегодня узнали?

(Рефлексия.)

Давайте быстренько вспомним:

- что такое доход, на что тратится семейный бюджет? Что такое «экономить деньги»?

Умницы! Вы все хорошо работали! Наше занятие закончено.

Но я хочу предложить вам маленький эксперимент, хотите?

Скажите, было сложно всё запомнить?

А вот я уверена, что вы скоро всё отлично запомните. Хотите докажу?

Смотрите, под пелёнкой множество каких-то предметов (по количеству детей). Как вы считаете, сможете вы их разложить по полочкам за 1 минуту? Пробуем? (Дети выполняют задание).

Отлично! А я была уверена в этом, потому что вы действовали по нашему правилу «Каждой вещи ….» Продолжите! Вот и в ваших головушках скоро всё как бы по полочкам тоже уложится и вы научитесь зарабатывать и тратить деньги правильно. Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «История кассового аппарата»Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «История кассового аппарата» Цель : создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм.

Дидактическая игра по финансовой грамотности «Распредели бюджет»Дидактическая игра по финансовой грамотности «Распредели бюджет» Основы экономического образования необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных.

Конспект открытого занятия по финансовой грамотности с детьми подготовительной группы «Семейный бюджет и покупки»Конспект открытого занятия по финансовой грамотности с детьми подготовительной группы «Семейный бюджет и покупки» Аннотация НОД направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Современная жизнь диктует.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги. Доход и расход» для детей разновозрастной группыКонспект занятия по финансовой грамотности «Деньги. Доход и расход» для детей разновозрастной группы Цель: Создание условий для развития познавательного интереса и формирования основ финансовой грамотности. Задачи: - Развивать познавательный.

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Цена (стоимость) покупки»Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Цена (стоимость) покупки» Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой ситуации для просвещения их финансовой.

Конспект занятия в старшей группе по финансовой грамотности «Семейный бюджет»Конспект занятия в старшей группе по финансовой грамотности «Семейный бюджет» Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: - Формирование первичных.

План-конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги» в старшей группе План-Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги» в старшей группе Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего.

План-конспект занятия по обучению дошкольников финансовой грамотности «На пароходе поплывём, страну «Доход-Расход» найдём» «На пароходе поплывём, страну «Доход- Расход», найдём» Цель: знакомство детей с экономическим понятием «доход-расход»; формирование навыков.

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Азбука денег» Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: расширять знания детей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе по финансовой грамотности «Бюджет семьи, доход, расход»
Опубликовано: 25 декабря 2023 в 20:00
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе по финансовой грамотности «Бюджет семьи, доход, расход»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чаблина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД