Приложение МААМ

Анализ проблемы развития представлений о величинах у детей старшей группы

Светлана Игнатьева
Анализ проблемы развития представлений о величинах у детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Анализ проблемы развития представлений о величинах у детей старшей группы в психолого - педагогической и научно - методической литературе.

Выполнила: Игнатьева С. В.

Дошкольный период развития ребенка, когда он только учится понимать мир, развивает необходимые навыки, является благоприятным и для математического развития. Уже в раннем детстве, познавая предметный мир, который его окружает, ребёнок осваивает такие математические понятия, как величина, размер, тяжелее - легче, больше - меньше и прочее. И от того, как будут преподнесены и усвоены ребенком основные математические представления, напрямую зависит и все дальнейшее математическое развитие ребенка. Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира».

Е. И. Щербакова среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей выделяет главные, а именно:

— приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;

- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

— формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, обще учебных умений;

— овладение математической терминологией;

— развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Разработка психолого-педагогических вопросов методики формирования начальных математических представлений у детей дошкольного возраста строится на основе методологических позиций психологии и педагогики.

Одним из элементарных математических представлений, которые целенаправленно формируются в дошкольном возрасте, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования являются представления о величине.

Величина - это свойство объекта, явления или процесса, которое может быть охарактеризовано количественно.

В работах А. В. Белошистой указано, что познание ребёнком окружающего мира, структуры предметов и их величин, в основном, идет с помощью тактильного контакта, так как одно зрительное восприятие предмета не дает ребенку всей информации о нем. Чтобы узнать, какой предмет формы, температуры, тяжёлый он или лёгкий, дети касаются его, берут в руки, трогают, ощупывают, поворачивают в разные стороны, и прочее. При таком подходе работают совместно все анализаторы. Это дает более полную картину и точное и цельное восприятие предметов. Поэтому основную роль в восприятии предмета имеет обследование, осуществляемое зрительным и двигательно - осязательным анализаторами.

Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними.

Количественная оценка величины называется измерением. Процесс измерения предполагает сравнение данной величины с некоторой мерой, принятой за единицу при измерении величин этого рода.

Величина предмета - это его относительная характеристика, которой можно дать количественную оценку. Величина является свойством предмета, воспринимаемым различными анализаторами: зрительным, тактильным и двигательным. При этом чаще всего величина предмета воспринимается одновременно несколькими анализаторами: зрительно - двигательным, тактильно - двигательным и так далее. [6]. Восприятие величины детьми дошкольного возраста осуществляется на сенсорной основе и опосредуется мышлением и речью и зависит от опыта практического оперирования предметами, развитие глазомера, мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза и другие.

Отражение величины как пространственной особенности объекта связано с восприятием - самым важным сенсорным процессом, который направлен на выявление и исследование объекта, раскрывая его особенности. В этом процессе участвуют различные анализаторы: визуальный, слуховой, тактильно - моторный, моторный анализатор играет ведущую роль в их совместной работе, обеспечивая адекватное восприятие величины объектов.

Проблема отражения величины не может рассматриваться только как проблема восприятия. В равной степени это следует рассматривать как проблему мышления. Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой - опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие ценности зависит от опыта практической эксплуатации объектов, развития зрения, включения в процесс восприятия слова, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза.

Чтобы сформировать самые элементарные знания о величине, необходимо сформулировать конкретные идеи об объектах и явлениях окружающего мира.

Изучение любого предмета ведет к умению выделять разные свойства и их величины, что дает понимание того, как относятся свойства предмета между собой. Количественная оценка величины называется измерением. Процесс измерения предполагает сравнение данной величины с некоторой мерой, принятой за единицу при измерении величин этого рода. Результатом измерений должно быть число, показывающее, сколько раз выбранная мера «уложилась» в измеряемую величину.

С детьми дошкольного возраста изучают такие величины, результат измерения которых выражается целым положительным числом (натуральным числом). Это еще и способ познакомить детей с натуральными числами, расширить их представление о таких числах, и рассказать какую роль они играют в измерениях. Число - это мера величины, а сама идея числа и была порождена необходимостью количественной оценки измеренной величины. В ходе измерений различных величин дети получают не только новые знания, связанные с процессом измерения, но и новое представление о неизвестной им ранее роли натурального числа.

Одной из таких величин, с которыми знакомятся дошкольники, является масса предмета.

Масса тела - категория величин, которая определяет свойство материи иметь массу. Масса - это физическое свойство предмета, мера инертности и гравитационности тела, поддающееся измерению. Дошкольникам, обычно, рассказывают только о второй части этого свойства - гравитационной. Массу предмета определяют взвешиванием. При рассказе об этом свойстве тел, нужно отметить, что масса и вес предмета - разные величины, что масса предмета всегда постоянна - это свойство инертности самого предмета, а вес - это сила, с которой предмет действует на опору или подвес. Важным знанием для детей окажется то, что вес зависит от условий взвешивания. Например, иногда вес может быть равен нулю - такое может произойти при его измерении в невесомости, когда тело перестаёт давить на опору или подвес. В этом случае весы покажут нулевой вес, но надо дать понять, что масса взвешиваемого предмета никуда не делась, она всегда остается постоянной и не зависит от этих условий. Чтобы ребенок усвоил правильную терминологию, следует всегда говорить: масса предмета.

С методической точки зрения, масса - сложная категория для детей дошкольного возраста. Ее (массу) нельзя сравнить ни на глаз, ни приложением, ни измерением промежуточной меркой. Но на помощь тут придет и «барическое чувство», присуще каждому человеку, и разнообразные задания, которые на опыте помогут ребенку легче подойти к пониманию смысла понятия «масса».

Масса тела проявляется весом, то есть той силой, с которой она может взаимодействовать с опорой или подвесом. Сила напрямую зависит от массы тела, чем масса тела больше, тем больше будет вес, который покажут весы, то есть, тем больше будет сила, которую будет оказывать это тело на другие тела, в том числе на опору или подвес.

Значимость для детей несут понятия о массе таких предметов, что считаются легкими (пушинка, нитка, вата и другие.) и тяжелыми (кирпич, гантели, ведро с водой и другие.).

Ещё одна величина, с которой знакомятся дошкольники - это пространственная характеристика предмета. Дети учатся различать эту функцию вместе с другими, используя специальные методы исследования: прикладывание и наложение. Сравнивая по размеру предметы, дети устанавливают отношения «равенства - неравенства».

Результаты сравнения отражаются в речи с помощью прилагательных: более длинные, короткие, равные (равные по длине, более широкие, уже, равные (равные по ширине, более высокие, более низкие, равные (равные по высоте, большие, меньшие, равные (равные по значению) и так далее.

Таким образом, первоначально предоставляется только попарное сравнение объектов на одном основании.

После этого продолжается дальнейшая работа, в ходе которой дети учатся при сравнении нескольких объектов пользоваться одним из них для использования в качестве эталона. Практические методы применения и наложения используются для составления упорядоченной серии. Затем дети учатся создавать ряд в соответствии с правилом. Помещая объекты (3 - 5 штук) в восходящем или нисходящем порядке по длине, ширине, высоте и другим характеристикам, они отражают это в речи: самый широкий, узкий, уже, ещё уже и так далее. Задача последующей работы состоит в том, чтобы сформировать способность строить серийный ряд объектов по длине, ширине, высоте и другим характеристикам, правильно отражая это в речи, развивать глазомер, определять размеры различных объектов, сравнивая их размер с уже известными объектами и использование обычной меры.

Таким образом, в дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путем непосредственного их сравнения (приложения или наложения).

В то же время дети приобретают сравнительную оценку длины (более длинную, короче, короче, короче, причем не только в уменьшающейся, но и в сторону увеличения с одновременным установлением взаимно обратных отношений. Разница в размерах сравниваемых объектов постепенно уменьшается от 5 до 2 см. Во - первых, детей учат упорядочивать объекты по порядку, используя образец, а затем согласно правилу (начиная с самого длинного бруска и так далее.) .

Ориентация детей по величине предметов многими способами, определяемыми на глаз - самая важная сенсорная способность. Даже Руссо считал необходимым учить Эмиля сравнивать размер предметов на глаз, сравнивая высоту здания с ростом человека, высоту дерева с высотой колокольни. Развитие глазомера напрямую связано с овладением специальными методами сравнения объектов. Сравнение объектов по длине, ширине и высоте производится наложением, а затем на основе измерения. Глаз как бы обобщает практические действия руки.

Для развития глазомера детям поставлена задача, найти четыре или пять предметов, равных по размеру, или большему, меньшего размера (найти той же длины, найти более длинную, более короткую и так далее.). Знания и навыки, полученные на таких занятиях, должны систематически обобщаться применяться в других видах деятельности: сравнение размеров различных частей растений, выбор правильных размеров полос для ремонта книг, рисование, лепка, наблюдение за тем, как размер строящегося дома меняется, и так далее.

Затем необходимо переходить к формированию представлений о трехмерности объектов. Для этой цели определяются длина, ширина и высота объектов, занимающих относительно постоянное положение в пространстве (например, предметы мебели, а затем другие объекты (части строительного материала, конструктивные изделия и так далее.). Выбор и определение трех измерений осуществляется путем сравнения объектов разного объема. В результате дети приходят к выводу, что в зависимости от размера всех трех измерений выбирается больший или меньший объект.

Оригинальное построение занятий с детьми дошкольного возраста на формирование представлений о величине, предложено А. А. Столяр. Чтобы научить измерению, она предложила использовать значки - эталоны, условные мерки, обозначающие свойства количества (длина, ширина, толщина и так далее.). Она считала, что навыки сравнения более эффективно осмысляются с помощью условных мер.

Дошкольники знакомятся с измерением величин сначала с помощью условных мер. В процессе практической деятельности они понимают взаимосвязь между величиной и ее численным значением, а также численным значением значения из выбранной единицы измерения. Для образования самых элементарных представлений о величине необходимо сформировать конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Овладение простейшими способами измерения оказывает влияние на учебную деятельность дошкольников. Они учатся осознавать цель деятельности, осваивать пути и средства ее достижения, подчиняться правилам,

определяющим характер и последовательность действий.

Список источников и литературы

Белошистая, А. В. Обучение математике в ДОУ : метод. пособие / А. В. Белошистая. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 320 с.

Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики [Текст]: курсы лекций для студентов вузов / А. В. Белошистая. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 320 с.

Корепанова, М. В. «Моя математика» для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Методические рекомендации для педагогов [Текст]/ М. В. Корепанова, С. А. Козлова. - М. : Баласс, 2014. - 186 с.

Новикова, В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. [Текст]/ В. П. Новикова. - М. : Мозаика-Синтез. 2014. - 112 с.

Пономарева, И. А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада. [Текст]/ И. А. Пономарева, В. А. Позина. - М. : МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2012. - 188 с.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: В 2 т. Т. 1. / С. Л. Рубинштейн. - М. : Академия, 2003. – 487 с.

Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. [Текст]/ Т. В. Хабарова. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 112 с.

Путляева, Л. О развитии мышления. [Текст]/ Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 200

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактическая игра по ФЭМП и для развития сенсорных представлений у детейДидактическая игра по ФЭМП и для развития сенсорных представлений у детей Дидактическая игра для развития сенсорных представлений у детей (цвет, форма). Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию дидактическую.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Анализ проблемы развития представлений о величинах у детей старшей группы
Опубликовано: 12 марта 2025 в 11:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ проблемы развития представлений о величинах у детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Игнатьева (УИ 2180823) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД