Елена Саенко
Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
на тему: Художественно - эстетическое развитие "Зимушка- зима".
Задачи: Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной выразительности, создавать у детей эмоциональный настрой. Способствовать развитию способности воспринимать красоту зимних явлений природы, её отражение в произведениях поэтов и художников. Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о зиме как о сезоне.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию „Зимушка-зима“» размещена в разделах
Учить отвечать на вопросы по содержанию загадки. Разговаривать полными сложными предложениями с использованием подчинительного союза "потому, что". Учить подбирать синонимы (прилагательные). Обогащать и активизировать словарь. Учить отражать в речи впечатления, полученные от наблюдения зимней природы.
Развивать диалогическую форму речи. Развивать умения выразительно читать стихотворения.
Развивать речевой слух, зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение.
Закрепить умение рисовать зимний пейзаж, явления зимы по замыслу, используя нетрадиционные техники рисования: рисование на файлах, рисование тычком жёсткой ворсой кисти, рисование с использованием соли, манки для улучшения эффекта изображения снега.
Воспитывать у детей чувство прекрасного, любовь к природе, родному краю через изобразительное искусство и поэзию. Воспитывать интерес к художественной литературе и классической музыке.
Предварительная работа: Наблюдение за зимними явлениями в природе, наблюдение за снежинками, рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина "Зима", рассматривание иллюстраций, репродукций, изображающих зимний пейзаж.
Чтение сказки Г. Скребицкого "Четыре художника". "Зима", заучивание стихотворений и загадок о зиме, прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского из цикла "Времена года". "Утро", Антонио Вивальди "Зима". Д/и "Времена года", "Угадай по описанию", "назови и опиши". Рисование зимних пейзажев, зимних деревьев.
Материал: Репродукция картины И. И. Шишкина "Зима", иллюстрации зимней природы, аудиозапись Прокофьев С. С. "Утро. Январь", А. Вивальди "Времена года", "Зима", загадки о снеге, зиме, снеговике, стихотворение "Пришла зима" И. Черницкая, стихотворение А. С. Пушкина "Зимнее утро" (отрывок). Герой снеговик.
Альбомные листы, затонированные голубой, сиреневой гуашью и белые, гуашь, акварельные краски, кисти с разной ворсой, крупа манки, соль, клей ПВА, баночки с водой, салфетки, файлы, клеёнки, подставки для кисточек.
Методы приема: беседа, рассказ взрослого, вопросы к детям, д/у "Какая?", "Я люблю зиму, потому, что. ", прослушивание аудиозаписи, чтение стихотворения, самостоятельная деятельность детей.
Ход ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент.
1. Психогимнастика "передай настроение".
- Ребята, мы сегодня с вами начнем занятие необычно, я приглашаю вас присесть на подушечки в кружок. Давайте поздороваемся с вами не словами, а с помощью рук. Мы пришли сюда с разным настроением. Я хочу вам передать свою улыбку и хорошее настроение взяв за руку того, кто сидит справа от меня.
Он примет моё приветствие и точно так же возьмет за руку своего соседа, передавая свою улыбку и приветствие, и так далее по кругу, пока не вернется ко мне.
- Теперь у вас хорошее настроение. Правда?
2. Загадка о зиме.
-Тогда для вас у меня есть сюрприз. " С неба всё скользят пушинки, серебристые. снежинки".
- Вот и к нам одна залетела. Ой, она необычная, а с секретом, прячет в себе загадку. Послушайте её :
II. Основная часть занятия.
1. Вопросы к детям.
"Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица -
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом-
Все покрыла серебром!
- Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? Почему зиму называют царицей? Как вы думаете, подходит ли зиме определение белокожа, светлолица? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что это за скакуны в этой тройке? Это зимние месяцы. Вспомните их название.
Да, зима- царица, трех месяцев: декабря, января, февраля. Какой зимний месяц сейчас?
- Так, что изменилось с приходом зимы?
- Чем заняты люди в зимнее время года?
- Что происходит с растениями зимой? Почему?
- А с птицами? А как мы им можем помочь зимой?
- А какие виды спорта вы знаете?
- Вот какая у нас получилась зима. Просто чудесное время года.
2. Беседа- рассуждение.
Да, зима, зимняя природа сказочна и красива и всегда проникала в тдуши людей и вдохновляла их передавать эту красоту. Как же можно передавать красоту природы?
- Ответы детей (стихами, музыкой, картинами).
- Да, поэты, художники, композиторы чувствуют зиму и рассказывают нам о ней.
- А каких вы знаете композиторов, которые передавали красоту природы музыкой (П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев)
- Давайте и сейчас прослушаем музыку С. С. Прокофьева из цикла "Времена года". "Утро". А я вам прочитаю стихотворение А. С Пушкина "Зимнее утро" (отрывок)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
Отрывок, который словами передал красоту зимней природы.
3. Прослушивание аудиозаписи.
- А сейчас закройте глаза и почувствуйте с помощью музыки всю красоту зимней природы. Представьте свою зимушку.
4. Дети рассказывают свои представления зимы, во время прослушивания музыки композитора Прокофьева.
- Что вы представляли?
- Вот какие разные и замечательные рассказы получились у вас.
5. Давайте мы еще и в движении изобразим зимний лес.
Физминутка: " Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа березки в шубе стоят,
Слева ёлки на нас глядят.
Снежинки в небе кружатся,
На землю тихо ложатся.
Вот и зайка проскакал
От лисы он убежал.
Серый волк по лесу рыщет.
Он себе добычу ищет,
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму он проспит.
Прилетают снегири, как красивые огни.
В лесу красота и покой
Ну, а нам пора домой.
6. Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина "Зима".
ребята, давайте подойдем к этой репродукции. Кто написал эту картину?
- Кто хочет рассказать об этой картине?
- Что мы видим на переднем плане? На что похожи сосны? Кого они охраняют?
- Что накрыто снегом? Может, в лесу была метель и сильный ветер поломал ветки и деревья и повалил их на землю. А после бури снежной на земле лежит снежное покрывало.
- Везде ли снег одинакового цвета?
(коричневый, кремовый - сосны отсвечивают своей корой, под ветками тень и он синий. А где искрится, как алмазные огоньки).
- Передал ли художник тишину леса. Да, кажется, что лес спит. После бури- тишина в лесу. Даже маленькая птичка спит как - будто. Но лес живой и зимой своя жизнь в лесу.
- Спасибо, как вы смогли красиво рассказать о природе, красоту которой передал художник красками.
III. Сюрпризный момент.
Стук в дверь.
- Постойте, я посмотрю.
К нам пришел вот кто: Что за нелепый человек
пробрался в группу со двора?
Морковкой нос, в руке метла?
Боится солнца и тепла?
Снеговик: "Я услышал, что у вас разговаривают о зиме и решил к вам зайти, ведь я тоже люблю зимушку, люблю, когда её хвалят. Вот поиграйте со мной в мою любимую игру "Похвали зимушку".
Поиграем. И похвалим. Становись с нами в круг.
Д/у "Зимушка какая?"
- Мы тоже любим зимушку. Да, ребята? И можем даже сказать за что.
Д/у "Я люблю зимушку, потому, что. "
- И стихи мы знаем о зиме, и загадку загадаем из чего ты сделан.
Снеговик: "Да, порадовали вы меня. Но пора мне, а то расстаю. Да вот очень у вас работы красивые зимние. Может и мне нарисуете на память?"
- Конечно. Мы сейчас превратимся в волшебников, а волшебными палочками у нас будут кисти и карандаши.
IV. Продуктивная деятельность детей.
Дети самостоятельно выбирают себе материал для работы и определяются с темой своего рисунка.
- Подумайте, кто что будет рисовать о зиме. Природу, зимний пейзаж на файле или просто акварельными красками. Какие деревья. Например, березу в снегу или веточку ели. Скажите, а чем еще можно изобразить снег кроме белой краски (солью, крупой манки).
V. Заключительная часть.
Выставка детских работ в подарок снеговику.