Елена Чаус
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Зимушка-зима — веселая пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• учить составлять короткий рассказ по опорным словам и картинкам, подбирать определения, по-разному отвечать на один и тот же вопрос;
• обогащать словарный запас по теме «Зима»;
• развивать связную речь, ассоциативное мышление, внимание;
• воспитывать любовь к природе;
• формировать навыки сотрудничества и взаимодействия.
Материалы и оборудование: рисунки детей, предметные картинки: заснеженные улицы, дома, поле, сугробы, покрытая льдом река, мальчик на лыжах, девочка на санках, девочка на коньках, дети лепят снеговика; сюжетная картинка «Зимние забавы».
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе „Зимушка-зима — веселая пора“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Музыкальное сопровождение: песня-хоровод «Снеговая карусель».
Ход занятия
1. Организационный момент.
В группе организована выставка детских рисунков на тему «Что нам нравится зимой».
Дети рассматривают рисунки, а педагог читает стихотворение.
Что нам нравится зимой?
Белые полянки,
И на горке ледяной
Лыжи или санки.
Что нам нравится зимой?
Потеплей одеться,
В шубке теплой, меховой
На морозе греться.
Что нам нравится зимой?
Мягкие сугробы,
Чтоб кататься день-деньской,
Крепость строить чтобы.
Что нам нравится зимой?
Вся в игрушках разных
Елка в комнате большой
В новогодний праздник.
- Какое время года изображено на рисунках? (Ответы детей)
- Как вы догадались, что эта зима? (Ответы детей)
- Какие еще приметы зимы вы видите? (Ответы детей)
- Ребята, давайте поприветствуем зиму.
Физкультминутка «Зимушка-зима»
Здравствуй, Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый. (поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, делаем «фонарики»)
- Какое название вы бы дали нашей выставке?
- Как вы думаете, была бы интересна наша выставка ребятам из других групп? Родителям?
- А что можно добавить, чтобы она стала более интересной? (Ответы детей, при необходимости оказание помощи детям)
2. Работа по теме занятия.
- Какая зимой погода? (Холодная)
- Да, зимой холодно, зима холодная.
- Что выпадает зимой? (Снег)
- Если зимой много снега, то зима какая? (Снежная)
- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (Морозная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (Вьюжная)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая? (Студеная)
- Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы говорили. А поможет нам в этом мяч.
Игра с мячом «Назови признаки зимы»
Педагог бросает мяч ребенку и спрашивает: «Зима какая?», ребенок ловит мяч и называет признак.
Составление предложений по опорным словам и картинкам.
- Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое я составила предложение: «Наступила снежная, морозная зима».
- Теперь вы придумайте свои предложения. (Ответы детей)
(На магнитную доску прикрепляется картинка с заснеженными домами, улицами).
- Выпал снег.
- Снег, какой? (Белый, холодный, легкий, блестящий, мокрый, пушистый, липкий)
- Если снег блестит, искрится на солнце, то он какой? (Блестящий, искрящийся)
- Какой выпал снег? (Дети составляют распространенные предложения, например: «Выпал белый, пушистый снег»)
(На магнитную доску прикрепляется картинка с заснеженным полем)
- Выпало много снега, и появились сугробы.
- Какие бывают сугробы? (Белые, большие, огромные, высокие, громадные, мохнатые, пушистые, мягкие)
- Составьте предложения: «Какие появились сугробы?» («Появились высокие, большие сугробы»)
(На магнитную доску прикрепляется картинка с изображением сугробов)
- Что происходит зимой с реками и озерами? (Ответы детей)
- Верхний слой воды превращается в лед.
- Лед, какой? (Холодный, прозрачный, скользкий, твердый, блестящий, толстый, хрупкий, гладкий, прочный)
- Составьте предложение: «Каким льдом покрываются реки и озера зимой?» («Зимой реки и озера покрываются толстым, твердым, прочным, скользким льдом»)
- По какому льду хорошо кататься на коньках? (По гладкому, скользкому)
(На магнитную доску прикрепляется картинка с покрытой льдом рекой)
- А какие еще зимние забавы вам нравятся?
Пластический этюд «Зимние забавы» - отгадывание зимних забав по имитации действий.
- Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем. (Звучит песня-хоровод «Снеговая карусель»)
Физкультминутка «Во дворе»
Раз, два, раз, два, (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус
Двор украшен в декабре. вправо, влево)
Раз, два, раз, два, (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра.
Составление предложений по опорным предметным картинкам.
Дети – снеговик.
Девочка – санки.
Девочка – коньки.
Мальчик – лыжи.
Преобразование четырех предложений в одно с однородными членами.
- Что делают дети? (Дети лепят снеговика, катаются на санках, лыжах и коньках).
Работа по сюжетной картинке «Зимние забавы».
- Что еще делают дети? (Играют в хоккей, снежки, строят крепость)
- Детям нравятся зимние забавы? (Ответы детей)
- Докажите это. (Ответы детей)
- У людей бывает разное настроение. (Демонстрация пиктограмм)
- А у этих детей, какое настроение? Каково им зимой? (Ответы детей)
Составление предложений по картинкам и объединение их в рассказ.
Детям предлагается составить рассказ по опорным предметным и сюжетной картинкам (несколько человек, а затем более сильный ребенок рассказывает рассказ целиком.
3. Итог занятия.
- Молодцы, ребята. Вы составили прекрасный рассказ и убедили меня в том, что детям очень нравятся зимние забавы. Действительно, зимушка-зима – это веселая пора. А теперь, давайте пригласим детей из младшей группы посмотреть нашу выставку рисунков и расскажем им о зимних забавах.