Васильева Валерия
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему «Звук [Щ], буква Щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Тема: Звук Щ, буква Щ.
Автор-разработчик: учитель-логопед: Васильева Валерия Викторовна
ГБДОУ детского сада №17 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга.
Возрастная адресованность: старшая группа компенсирующей направленности.
Длительность мероприятия: 25 минут.
Цель: автоматизация звука Щ в слогах, словах, знакомство с буквой Щ.
Педагогический замысел:
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Педагоги компенсирующей направленности
- Старшая группа
- Темочки
- Коррекционно-образовательные задачи:
• формирование навыка характеристики звука по акустическим и артикуляционным признакам;
• закрепление образа буквы Щ;
- Коррекционно-развивающие задачи:
• развитие артикуляционной моторики, формирование речевого дыхания;
• развитие фонематического восприятия;
• формирование навыков звукового анализа и синтеза;
• формирование связной речи
• развитие основных психических процессов: слухового внимания, слухоречевой памяти, мышления;
• развитие навыков письма, развитие мелкой и общей моторики;
- Коррекционно-воспитательные задачи:
• воспитание коммуникативности, успешности в общении.
Предварительная работа: подборка предметов, имеющих в названии звук Щ, подборка дополнительного печатного материала, для дальнейшей совместной и индивидуальной деятельности детей, направленной на закрепление темы (буквенные лабиринты, раскраски на звук Щ, и т. д.).
Материалы.
Демонстрационный материал: магнитно-маркерная доска, изображения буквы Щ, зашумленные картинки, предметная картинка щука, мяч
Раздаточный материал: зеркала, звуковые планшеты и наборы «магнитных смайлов», для выкладывания звукобуквенной схемы слова, листы с печатными заданиями по букве Щ (Крупенчук О. И. «Учим буквы. Для детей 5-6 лет»).
Примерный ход занятия:
1. Организационный момент.
Артикуляционная и дыхательная гимнастики.
Проснулся Гоша утром. Увидел, что солнышко светит на улице. Давайте нарисуем солнышко правой рукой, левой рукой. Тепло улыбнемся друг другу. Гоша вздохнул и почувствовал, что мама варит гречневую кашу. Покажите, как каша кипит. Дыхательное упражнение «Каша варится». Вдох – на выдохе – ПЫХ-Х-Х! Еще раз. Мама мешает кашу ложкой правой рукой, а левой поправляет крышку. Поменяли руки. Поел Гоша кашу, выпил молоко из чашки. Артикуляционное упражнение «Чашка». Он вышел на улицу и подошел к забору. Артикуляционное упражнение «Забор». Мама распахнула окно и разрешила ему погулять. Артикуляционное упражнение «Окно». Гоша поехал кататься на велосипеде Дыхательное и кизениологическое упражнение «Велосипед». (Руки имитируют кручение педалей попеременно.) Вдох – на выдохе –Щ-Щ-Щ! Проехал по мосту Дыхательное упражнение «Мост». Семафор замигал и опустил шлагбаум. Дыхательное упражнение. Вдох – на выдохе – Щ-Щ-Щух! Гоша остановился. Вдалеке по озеру плыл парусник. Артикуляционное упражнение «Парус». По лугу скакали лошади. Артикуляционное упражнение «Лошадка». Гоша поехал домой и услышал, как папа что-то чинит и стучит молотком. Артикуляционное упражнение «Молоток». Все были заняты делом. Гоша отправился читать, а мы с вами идем знакомиться с новым звуком.
2. Сообщение темы
Выделение звука «Щ» из скороговорки:
Логопед: Я прочитаю скороговорку, а вы внимательно прислушайтесь: «Какой звук повторяется чаще других?»
Логопед: «Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке». Давайте повторим ее вместе.
Дети: Чаще других повторяется звук Щ.
3. Анализ артикуляции звука [Щ].
- Сегодня мы познакомимся со звуком Щ. Произнесите звук Щ. Объясните, как наш артикуляционный аппарат произносит этот звук.
Дети: Губы и зубы в форме оскала, язык как чашечка, между зубами щель.
Логопед: Правильно. Губы округлые и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка и края подняты за верхние зубы и образует щель. Воздушная струя воздуха выходит не свободно. Голос не работает.
- Дайте характеристику звуку Щ.
Дети: Звук Щ - согласный, мягкий, глухой.
4. Упражнение в произношении звука [Щ].
а) Произношение изолированного звука [Щ].
Дети имитируют движения щеток и произносят звук [Щ].
Логопед: Трещит щетка, как трещотка: щ-щ-щ. Произнесем вместе: щ-щ-щ.
б) Произношение звука «Щ» в слогах.
Игра с мячом «Поймай-скажи»
Логопед: Я буду «кидать» звуки, вы мне «возвращать» слоги:
щ, а – (ща)
щ, у – (щу)
щ, о – (що)
щ, и – (щи)
о, щ – (ощ)
ы, щ – (ыщ)
5. Игра «Услышь и назови».
Логопед: Ребята, предлагаю вам расположиться на ковре так, чтобы вы могли внимательно слушать сказку. Услышьте и запомните слова, со звуком Щ, которые встретятся вам в сказке. После, вы должны их назвать.
Верное средство
Разболелся у Щенка зуб, всю Щеку раздуло. Ходит Щенок по двору, скулит, а друзья ему разные советы дают.
- Я знаю верное средство,- Щебечет Щегол. - Надо положить Щенка на Щебень кверху лапами и Щекотать.
- Глупости!- прервал его мышонок Мыша. - Надо взять шестнадцать Щетинок и Щепотку соли. Все это смешать и съесть.
- Это верное средство помогает только мышам, а Щенку нужно вот что. Поймать Щуку, открыть рот, и пускай Щука схватит его за больной зуб, как Щипцами и выдернет.
- Зубы нужно чистить!- не выдержал ежик – Зубной Щеткой. Вот это самое верное средство! (Г. Юдин)
Какие слова со звуком Щ вы услышали и запомнили?
Дети: Щенок, щека, щебечет, щегол, щебень, щекотать, щетинки, щепотка, щука, щипцы.)
Все слова вам известны и понятны?
Щетина – это жесткий волосяной покров у некоторых животных, например кабана или свиньи.
Щепотка – это количество порошка или соли, которое поместится между сложенными тремя пальцами.
6. Игра «Зашифруй слово».
Составление звуковой схемы слова.
Логопед: Ребята, отгадайте загадку.
«Хвостиком виляет, зубаста, а не лает» (Щука)
Логопед: Садитесь за столы и самостоятельно составьте звуковую схему слова «щука».
Логопед: Сколько звуков в слове Щука?
Дети: В слове Щука - четыре звука.
Логопед: Назовите первый, дайте ему характеристику
Дети: Щ – согласный, мягкий, глухой
Логопед: Назовите второй, дайте ему характеристику
Дети: У - гласный, ударный
Логопед: Назовите третий, дайте ему характеристику
Дети: К - согласный, твердый, глухой
Логопед: Назовите четвертый, дайте ему характеристику
Дети: А – гласный, безударный
Логопед: Сколько согласных звуков?
Логопед: Сколько гласных?
Логопед: Сколько слогов в слове «щука»? Два слога
Логопед: Почему?
Дети: Потому что в слове Щука два гласных звука: у, а
7. Буква Щ
Логопед: Ребята, напомните мне, в чем отличие звука от буквы?
Дети: Звук мы говорим и слышим, а букву пишем и читаем.
Звук Щ обозначается буквой Щ (выставить букву) Что вам напоминает эта буква?
На расчёску Щ похожа.
Три зубца всего? Ну, что же?
8. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Логопед: Давайте вместе проговорим короткий стишок, который поможет вам запомнить, как выглядит буква Щ, и одновременно потренируем пальчики.
Этой щеткой чищу зубы
Этой щёткой башмаки,
Этой щёткой чищу брюки,
Все три щётки мне нужны.
9. Демонстрация задания на печатном листе.
Логопед: Ребята, нам осталось с вами выполнить печатное задание. Вы можете выбрать цвет, которым будете раскрашивать букву Щ. Для этого, вспомните характеристику звука Щ. Ответьте, какой это звук?
Дети: Щ – это согласный звук, он всегда мягкий. Мы закрасим букву Щ зеленым цветом.
Логопед: Какие предметы, изображенные на картинках начинаются со звука Щ? Проведите к ним линию от буквы Щ.
Дети: Щенок, Щетка, Щит, Щука
9. Рефлексия.
Логопед: Какой звук мы сегодня искали в словах? Назовите мне любой слог со звуком Щ. Какое слово со звуком Щ вы запомнили из сказки? Каким цветом мы закрашивали букву Щ? Кто из ребят сегодня отвечал правильно и красиво? Чьи ответы вам были интересны?
Вы сегодня очень старались, и мне было с вами интересно! Наше занятие закончено.
Предполагаемый результат:
• во время занятия развивали умение детей охарактеризовать звук Щ по акустическим и артикуляционным признакам;
• формировали образ буквы Щ;
• развивали артикуляционную моторику и формировали речевое дыхание;
• развивали фонематическое восприятие: дети выделяли слова, в которых присутствует звук Щ, среди других слов, определяли место звука в слове;
• формировали навык звукового анализа и синтеза: дети определяли последовательность звуков в слове (состоящем из 4-х звуков) и давали им характеристику;
• формировали связную речь: дети формулировали фразы и старались отвечать полным предложением.
• развивали основные психические процессы: слуховое внимание, слухоречевая память, мышление: дети выделяли нужные слова из текста, воспроизводили их через определенное время.
• развивали навыки письма, развивали мелкую и общую моторику: дети раскрашивали буквы, соблюдая границы, соединяли точки и выполняли штриховку.
• воспитывали умение слушать ответы друг друга, дети старались не перебивать отвечающего, дополнять информацию, поддерживать и положительно оценивать ответы сверстников.
Дальнейшая работа: формирование навыка звукового анализа и синтеза в словах, состоящих из 5 и 6 звуков со стечением; обогащение лексического запаса и развитие связной речи; развитие навыков чтения слогов и слов.