Альфия Фазлыева
Конспект занятия в старшей группе «Делу — время, потехе — час»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
Тема: «ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС»
ОД (образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)
(старшая группа)
Цель: развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Делу — время, потехе — час“» размещена в разделах
1. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, части и целом, пространстве и времени.
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать последовательность, обобщать, привлекая детей к простейшим экспериментам и опытам.
3. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.
Материалы и оборудование:
- ноутбук, проектор, экран;
- демонстрационный материал: бутафорские часы, видеопрезентация, глобус, лампа, карточки для ребуса;
- раздаточный материал: картинки - пазлы, карточки с цифрами;
- материал для продуктивной деятельности: подносы, цветной песок, клей, пуговицы, картинки, прищепки, салфетки.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по временам года и суток.
Игровой момент. Воспитатель «спит» за столом. Звучит мелодия «Ура, настало утро». Вбегают дети.
Дети: Ура! Настало утро. Здравствуйте.
Воспитатель: («просыпается»): Здравствуйте, ребята. Который час? Я проспала. Проспала, потому что мои часы сломались!
Сломались мои самые любимые напольные часы. Вы мне поможете их отремонтировать?
Дети: Да!
Воспитатель: А еще нам помогут в этом вот эти веселые, разноцветные браслеты. (Воспитатель раздает детям наручные браслеты) На что они похожи?
Дети: на часы
Воспитатель: На какие часы?
Дети: На наручные.
Воспитатель: А какие виды часов вы еще знаете?
Дети: настольные, напольные, настенные, песочные, солнечные.
(видео)
Воспитатель: А по способу завода часы еще бывают механические и электронные.
Воспитатель: Ребятки, а чего же не хватает на наших часах?
Дети: Цифр, стрелок.
Воспитатель: Лицевая сторона часов, на которой расположены цифры как называется?
Дети: Циферблат.
«Найди цифру» - дидактическая игра.
Воспитатель: Дети, посмотрите на цифры, изображенные на ваших браслетах и возьмите такую же. К часам тот подойдет, кто цифру свою найдет. (Воспитатель показывает цифру 3) У кого такая цифра выйди и назови.
Ребенок: Это цифра 3.
Воспитатель: Молодец. К часам тот подойдет, кто цифру свою найдет. (Воспитатель показывает цифру 6.) У кого такая цифра выйди и назови.
Ребенок: Это цифра 6.
Воспитатель: Молодец. К часам тот подойдет, кто цифру свою найдет. (Воспитатель показывает цифру 9.) У кого такая цифра выйди и назови.
Ребенок: Это цифра 9.
Воспитатель: Молодец. К часам тот подойдет, кто цифру свою найдет. (Воспитатель показывает цифру 12.) У кого такая цифра выйди и назови.
Ребенок: Это цифра 12.
«Цифры-соседи» - дидактическая игра.
Воспитатель: Ребята, назовите соседей числа 3.
Дети: Два и четыре.
Воспитатель: У кого такие цифры, возьмите и поставьте их на циферблат. (Дети выполняют задание.) Какое число стоит перед цифрой 2.
Дети: Один.
Воспитатель: У кого такое число поставьте его на циферблат. Какое число стоит после цифр 6 и 9.
Дети: Семь. Десять.
Воспитатель: Поставьте их на циферблат. Какое число стоит между цифрами 4 и 6.
Дети: Пять.
Воспитатель: А между цифрами 7 и 9.
Дети: Восемь.
Воспитатель: Поставь его на циферблат. Саша, у тебя какая цифра?
Ребенок: Одиннадцать.
Воспитатель: Как ты думаешь, куда ее надо поставить?
Ребенок: Между цифрами 10 и 12.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас мальчики, сосчитайте цифры по порядку.
Дети: 1,2,3. 12.
Воспитатель: А девочки сосчитают в обратном порядке.
Дети: 12, 11, 10 … 1.
Воспитатель: Правильно. Чего еще не хватает на циферблате.
Дети: Стрелок.
Воспитатель: Каких стрелок?
Дети: Большой и маленькой.
Воспитатель: (ставит стрелки): Большая стрелка показывает минуты, а маленькая — часы. Вот теперь циферблат в порядке. Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку.
«Часики» - физкультминутка.
Воспитатель: (слушает часы): Но часы не работают. Нам надо выполнить задания, чтобы завести часы.
«Части суток» - дидактическая игра.
Воспитатель: И первое задание у нас будет такое – нам нужно будет составить сказку «Один день котёнка Пушок». Для этого мы используем пазлы, которые лежат на столе. Я предлагаю разделиться на 4 команды по цвету браслетов и собрать эти пазлы.
(Дети собирают пазлы).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же у нас получилось. Что получилось на вашей картинке?
(Дети рассказывают, что изображено на картинке «Утро»).
Воспитатель: Что делает котёнок?
Дети: Котёнок делает зарядку.
Воспитатель: Когда мы делаем зарядку?
Дети: Утром.
(И так далее по всем картинкам – вопрос, ответ, обобщение).
Воспитатель: Ребята, как одним словом назвать утро, день, вечер и ночь.
Дети: Сутки.
Воспитатель: (подводит детей к большим часам)
Правильно.
Утро, день, вечер, ночь-
Улетели сутки прочь.
«Смена суток» - экспериментальная деятельность
Воспитатель: Переходим ко второму заданию.
Воспитатель: Хотите узнать, как происходит смена дня и ночи.
Дети: Да.
Воспитатель: Я вам предлагаю провести опыт. Для этого нам понадобятся Глобус и настольная лампа. Глобус — это уменьшенный макет Земли, а вместо Солнца — настольная лампа. У нас есть 2 пластилиновых человечка, которых мы поселим на глобусе. Первого на одной стороне, а второго на противоположной стороне. Включим лампу и направим свет на наших земных пластилиновых жителей. Одна сторона хорошо освещена — это день, на вторую свет не падает — там ночь. Земля движется против часовой стрелки. Если поворачивать глобус, то мы увидим, как меняется освещение на Планете Земля.
Был день, наступила — ночь, а затем опять — день.
Смена суток происходит от того, что Планета Земля делает оборот вокруг своей оси.
Не прошло минутки,
Снова утро, снова день,
Ночь за вечером как тень.
Так и ходят вечным кругом,
Как и сутки, друг за другом.
«Изготовление часов» - продуктивная деятельность.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте пройдем в творческую мастерскую и выполним третье задание.
Воспитатель: Я предлагаю вам самим смастерить часы. Давайте подойдем к столам и вновь разделимся на 4 команды. Посмотрите, как много здесь всего интересного, пусть каждый из вас сейчас станет маленьким волшебником и смастерит свои особенные, неповторимые часы. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Давайте рассмотрим, что же мы с вами смастерили. Какой формы ваши часы?
Дети: Круглой.
Воспитатель: Как вы думаете, какое время года на них изображено?
Дети: Лето.
А. М. : Как вы догадались?
(Ответы детей).
(Далее воспитатель поочередно подходит к каждой группе детей).
Воспитатель: Ребята, еще раз посмотрите на свои часы и поставьте их в правильной последовательности по временам года. Давайте все вместе повторим времена года. (Дети называют.)
Воспитатель: Четыре времени года мы знаем.
С весною подснежники все мы встречаем,
Летом на речке плещемся здорово,
Осень приносит урожай нам готовый,
Зима к нам приходит со снегом, метелью,
И снова пойдет все, как в карусели.
Весна, за ней лето и осень с зимою,
Так идет время своей чередою.
«Ребусы» - логическая игра.
Воспитатель: Итак, переходим к последнему заданию. Я вам предлагаю отгадать интересный ребус. Ребус – это зашифрованное задание. Решив математические примеры, мы узнаем слово, которое здесь спряталось.
(Дети решают примеры и отгадывают ребус.)
Воспитатель: У нас получилось слово ЧАСЫ.
(Звучит музыка «Тики-тики-так»)
Воспитатель: Ребята наши часы заработали. Теперь я никогда не просплю.
Сюрпризный момент — часы «оживают».
Часы: Спасибо вам мои друзья,
Вы время не теряли зря.
Время очень любит счет
Никого оно не ждет.
Вам пословицу дарю
Ценить время помогу:
«Время всему научит».
Воспитатель: Вы так хорошо сегодня потрудились. Спасибо вам. Настало время немного отдохнуть. Часики приглашают нас потанцевать. (Звучит музыка. Танцуют все)
Воспитатель: А разноцветные браслетики, мои хорошие, остаются вам в подарок.