Светлана Кожина
Конспект занятия «Делу время, а потехе час»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной интегрированной деятельности
педагога с детьми по ознакомлению детей с целостной картиной мира и театральной деятельности.
Тема: «Делу время, а потехе - час».
Составитель: Кожина С. М.
Должность: воспитатель.
Группа: подготовительная.
Задачи:
1. Познакомить детей с детскими играми, забавами, проводимыми в разное время года на Руси.
2. Закрепить знания детей по теме «Народные традиции», познакомить с новой календарной датой «День пророка Наума».
Публикация «Конспект занятия „Делу время, а потехе час“» размещена в разделах
3. Прививать интерес к народным играм, традициям русского народа.
4. Активировать словарь детей по изученной теме «Семья» : матушка, батюшка, бабушка, дедушка, сноха, зять, племянница.
5. Укреплять здоровье детей, формирование у них двигательных умений и навыков, развивать психофизические качества (быстрота, сила, выносливость, гибкость); воспитывать жизнерадостность, волевые качества личности.
Организация:
1. Вводная часть (мини-оценки).
2. Знакомство детей с новой календарной датой - «День пророка Наума».
3. Игры и забавы русские народные приуроченные к календарным датам, знакомым детям.
4. Разучивание пословиц и поговорок о труде и лени.
5. Подведение итогов.
Предварительная работа:
1. Беседы о датах русского народного календаря.
Рассматривание календаря с изображением русских народных праздников.
2. Разучивание мини-сценок к совместной деятельности на тему «Делу время, а потехе - час».
3. Изготовление с детьми книги «Русские народные пословицы и поговорки».
4. Д/и «Семья» (знакомство с членами семьи).
Материалы, инструменты, оборудования:
Декорации к мини-сценкам: костюмы русские народные, куклы русские народные, лошадки-палки, канат, печка, выпечка.
Плакат «Семья», карточки с загадками о школьных принадлежностях, карточки с пословицами о труде и лени, карточки с русскими народными играми, книжка-самоделка «Пословицы и поговорки».
Аудио запись колыбельной мелодии.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель предлагает детям почувствовать атмосферу времени, когда жила их прапрабабушка и оказаться в доме русской семьи, жившей на Руси много лет тому назад. Ребята переодеваются в русские народные одежды, вспоминают, как она называется (косоворотка, пояс, сарафан, кокошник). Затем дети рассаживаются в кружок и воспитатель знакомит детей с членами русской семьи, используя схему с иллюстрациями (мать, отец, дочь, сыновья, бабушка, дедушка, сноха, зять, племянница).
-…Вы ребята-дети этой большой семьи. Девочки сидят на лавках, поют колыбельные и качают куколок. (Девочки садятся на скамейку.) Малыши мальчики играют в «Лошадки», дети постарше играют на улице - перетягивают канат. (Мальчики занимают свои места на сцене.) Матушка (воспитатель) вяжет теплые рукавички своим деткам.
Сценки:
1.«Девочки».
Девочки под колыбельную поют своим куколкам:
-Байки-побайки,
Прискакали зайки.
Стали в скрипочку играть
И сыночка забавлять.
-Стали люльку качать,
Стал сынок засыпать.
- Ой, баю, баю, баю,
Живёт котик на краю.
Он не беден, ни богат,
У него много ребят.
-Все по лавочкам сидят кашу маслену едят.
-Ай, не плачь,
Не плачь, не плачь,
Я тебе куплю калач!
Если будешь плакать-
Куплю худой лапоть!
Одна из девочек будит свою куколку:
Потягушечки,
Порастушечки,
Вдоль да поперек
Толстушечки!
Ручки-хватушечки!
Ножки-ходушечки,
В роток-говорок,
А в головку-разумок.
2. «Мальчики-малыши».
-Давай соревноваться!
- Хорошо, кто проиграет, тот отдаёт свою свистульку победителю!
-Согласен!
Мальчики соревнуются, скачут мимо девочек на лошадках-палках.
- Ты проиграл. Отдавай дог.
Проигравший мальчик плачет.
-Плакса-вакса, гуталин,
на носу горячий блин!
-Мама он дразнится!
-Ябеда-корябеда,
Солёный огурец,
На полу валяется-
Никто его не ест.
Матушка обнимает малышей.
-Перестаньте спорить. Пойдите, братьев позовите, дров принесите. Печь топить будем, кашу варить, да беседу вести.
Мальчики зовут братьев, которые во дворе перетягивают канат.
Дети садятся за стол. Матушка начинает разговор.
-Сегодня 14 декабря - день пророка Наума. Хватит играть, пора грамоте учиться. Завтра в школу пойдёте. А святой Наум наставит вас на ум.
- Отгадайте загадки о предметах, которые вам понадобятся в школе:
1. Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга.)
2. Голову срезали,
Сердце вынули,
Дают пить,
Велят говорить.
(Гусиное перо.)
3. Прилетели птички,
Сели на странички.
(Буквы.)
- Вы будете учиться до посевных работ всю зиму, весну, лишь в праздничные дни - отдыхать.
- Какие праздники вы знаете? («Рождество», «Масленица», «Пасха»)
–Хотите поиграть в любимые игры детворы того времени? Тогда выходите во двор, играть будем!
-Конечно, самый яркий и любимый праздник «Рождество». В сочельник дети рядились и играли в игры. Давайте и мы поиграем в игру «Баба Яга»…
Дети играют в игру «Баба Яга».
- Весной праздновали «Веснянку» или, как его в народе называли «Сорока». Выпекали из теста птичек «Куликов», «Жаворонков», «Петушков»; играли с ними; угощались сами и угощали соседей выпечкой, да в игры играли. И мы с вами поиграем в игру «Утки летят».
Дети играют в игру «Утки летят».
А летом дети в лес ходили, грибы-ягоды собирали, в игру «У медведя во бору» играли, приговаривали такие слова:
- У медведя во бору грибы-ягоды беру,
Медведь не спит на нас глядит.
Матушка берёт игрушечного медведя и инсценирует действия мишки.
-Ры-ры-ры, бегите домой, прячьтесь под лавки.
Дети садятся на лавки у стола. Матушка говорит:
- Весело мы с вами поиграли в игры, в которые играла детвора зимой, весной и летом. А в какие игры играли осенью на Спас, Покров? («Редька», «Каравай», «Леший»). А весной - на Пасху? (Яйца с горы катали, в ложках переносили, «бились» яйцами). А в какую игру играли круглый год? («Каравай»).
-Ну что же, делу время, а потехе час.
Пора учить уроки. Я начну говорить поговорки о труде и лени, а вы продолжайте предложения и объясняйте, как вы их понимаете:
1. Кончил дело …- гуляй смело.
2. Без труда… не выловишь и рыбку из пруда.
3. Маленькое дело лучше …большого безделья.
4. Терпенье и труд …всё перетрут.
-С какой новой пословицей вы познакомились? Позже, мы ее запишем в нашу книгу! (Матушка показывает книжку-самоделку «Пословицы и поговорки».)
-В какую игру вы еще бы поиграли?
-Кто из вас запомнил, с какого дня начиналось обучение детей в школе?. А кто догадался, почему в школу детвора ходила только зимой и ранней весной?.
-Молодцы ребята! Вы хорошо поработали!
Пироги заработали на обед, пора угощаться, да в наше время возвращаться, к Рождеству готовиться: стихи хвалебные учить, да колядки; на ёлку игрушки мастерить.
-Что бы вы хотели нового узнать о жизни людей того времени, когда жили ваши прапрабабушка и прапраде-душка?