Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия в старшей группе «Что такое почва?» к Всемирному Дню почв
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по образовательным областям «Ребенок и природа», «Изобразительное искусство. Рисование» по теме «Что такое почва?» к Всемирному дню почв
Задачи: формировать представления детей о роли почвы в жизни человека, животных и растений, о роли животных и растений в создании плодородной почвы; развивать умения замечать объекты неживой природы и их свойства в природе и обыденной жизни (почва, песок, камни, глина, их отличительные особенности, отличать слой плодородной почвы от грунта. Расширять словарь детей словами «рыхлость», «сыпучесть», «песчинки», «мягкость», «пластичность», «плотность». Развивать внимание, воображение, мышление, речь. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Что такое почва?“ к Всемирному Дню почв» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Почва. Исследуем почву
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Материал: презентация «Что такое почва?», сундучок,
мяч, схема «Правила поведения в лаборатории»,
схем опытов, песок, глина, почва, камни, оборудование для проведения опытов (мерные ложки, стаканчики, вода, лупы, поднос, лейка,
листы бумаги, планшет-лист «Выбери, что входит в состав почвы»,
фломастеры, раскраски-плакаты «Охраняй почву, убирай мусор!».
Начало занятия:
1. Игра-приветствие «Здравствуй!»
Цель: формировать положительные эмоции, доброжелательное отношение детей друг к другу, создать теплую, дружескую атмосферу в группе.
Дети стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с текстом:
Здравствуй, солнце! (поднимают руки вверх)
Здравствуй, небо! (машут руками вверху)
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано, (берутся за руки, идет по кругу)
И приветствуем тебя! (выставляют руки вперед, машут руками)
2. Сюрпризный момент «Загадочный сундучок»
Цель: активизировать мыслительную деятельность детей, мотивировать на предстоящую деятельность.
Воспитатель обращает внимание детей на сундучок в уголке природы. Дети его открывают.
Воспитатель достает закрытые емкости с песком, глиной, камнями, плодородной почвой.
Ход занятия:
1. Загадки о природных объектах
Цель: закрепить умение выделять существенные признаки объекта.
Воспитатель: Чтобы узнать, что в банках надо отгадать загадки:
- Он и желтым, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И с ним играть. (песок.)
- Она пластична и мягка,
Но может быть сухой и твердой,
И лишь умелая рука
Придаст красивую ей форму. (Глина.)
- Лежат они везде и всюду
Тверды, красивы, холодны.
А самые из них большие
Зовутся гордо валуны. (Камни.)
Воспитатель: И последняя загадка:
Покопаешь ее и польёшь,
Зерно в нее опустишь –
Урожай соберешь! (почва)
По мере отгадывания загадок воспитатель открывает банки.
Дети рассматривают содержимое.
2. Рассказ воспитателя «Что такое почва?» в сопровождении презентации
Цель: формировать представления детей о роли почвы в жизни человека, животных и растений, о роли животных и растений в создании плодородной почвы.
Воспитатель демонстрирует презентацию и рассказывает:
Слайд 2
Воспитатель: Самый верхний слой земной коры, на котором растут растения, называется почвой. Она дает жизнь всему живому на Земле. Как же возникает почва?
Слайд 3
Когда-то давным-давно 350 миллионов лет назад на поверхности Земли находились только камни и скалы.
Слайд 4
Но под действием ветров, дождей, снега и солнца скалы трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались.
Слайд 5
Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в камни, песок и глину.
Слайд 6
На мелких частичках поселились первые маленькие растения. Когда эти растения то отмирают, их остатки перемешиваются с глиной, песком и перегнивают.
Слайд 7
Почва становится более плодородной.
Слайд 8
На такой почве уже может поселиться больше растений. Их остатки тоже войдут в состав почвы.
Слайд 9
Почву населяют разнообразные виды насекомых и других животных: муравьи, дождевые черви, жуки и их личинки, полевые мыши, кроты, суслики, микроорганизмы. Все эти животные активно влияет на почву – роют норы, затаскивает туда семена растений, разрыхляют почву, перемешивают ее слои, измельчают остатки разных растений.
Слайд 10
Человек с древних времен научился обрабатывать почву, выращивать на ней рожь, пшеницу, овощи, фрукты. Для повышения плодородия он вносит в почву удобрения, перепахивает верхний слой, поливает почву, если влаги в недостаточно.
Сдайд 11
Надо помнить, что использовать почву нужно очень бережно. Неправильная обработка может привести к разрушению ее плодородного слоя. Чтобы сохранить плодородие почвы ее нужно охранять: правильно использовать удобрения, высаживать леса, убирать мусор.
3. Игра с мячом «Верно — неверно»
Цель: закрепить представления о почве.
Дети стоят по кругу, воспитатель, поочередно бросает им мяч, произносит утверждение. Если ребенок согласен с ним, он должен сказать: «Да, это так», если не согласен, опровергает его: «Это не так»:
- Почва — это самый верхний слой земли. (Да, это так)
- Почва не нужна для жизни растений. (Это не так)
- В почве живут кроты и дождевые черви. (Да. это так.)
- Дождевые черви делают почву плодородной. (Да, это так.)
- Плодородный слой почвы состоит из песка и глины. (Это не так.)
- Человек не может прожить без почвы. (Это не так.)
- Для роста растений почва должна быть сухой. (Это не так.)
- Почвой нужно пользоваться очень бережно. (Да. это так.)
4. Физкультминутка «Землю мы копали»
Цель: обеспечить смену видов деятельности и оптимальный двигательный режим.
Дети выполняют движения по тексту:
Землю мы копали, (имитируют копание земли)
Семена сажали, (приседают)
Почву удобряли, (наклоняются вперед, машут руками)
Обильно поливали, (имитируют полив растений из лейки)
И растут растения (соединят ладони и медленно поднимают их вверх)
Всем на удивление! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: Теперь приглашаю вас в исследовательскую лабораторию «Познайка». Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.
5. Правила поведения в лаборатории при проведении опытов
Цель: закрепить правила безопасного поведения при организации опытов с объектами природы.
Воспитатель демонстрирует детям правила поведения в лаборатории. Дети называют их.
Воспитатель предлагает ребятам разделиться на подгруппы для проведения опытов.
6. Рассматривание схем опытов
Цель: формировать представления о порядке проведения опытов с объектами природы.
7. Подгрупповая работа «Исследовательская лаборатория «Познайка»
Цель: расширить представления л свойствах песка, глины, камней, почвы; формировать навыки работы в команде.
Подгруппы под руководством воспитателя проводят опыты с песком, глиной, камнями, почвой в соответствии со схемой опытов, делают зарисовки
Опыты:
• «Песчаный конус»
Материал: сухой песок, поднос.
Горсть сухого песка медленно высыпаем струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место.
• «Что такое глина?»
Материал: кусочки сухой глины, лупа.
• «В камнях есть воздух»
Материал: емкость с водой, камни.
• «Сухая и мокрая почва»
Материал: поднос, лейка с водой, емкость.
Дети исследуют сначала сухую почву, затем ее поливают водой, исследуют мокрую почву.
8. Доклады исследователей
Цель: закрепить умение делать выводы на основе исследований, закрепение умений задавать вопросы по теме исследования.
Воспитатель предлагает детям сделать короткие сообщения-выводы по результатам своих исследований, побуждая детей задавать вопросы «докладчикам».
Под руководством воспитателя дети делают выводы о некоторых свойствах песка, глины, камня и почвы.
- Песок состоит из песчинок, которые передвигаются отдельно друг от друга.
- Глина состоит из мелких частичек, которые плотно соединены между собой.
- Камень тонет в воде, в нем есть воздух.
- Сухая почва рассыпчатая, влажная почва мягкая, липкая.
9. Работа в парах – планшет-лист «Выбери, что входит в состав почвы»
Цель: закрепить представления о составе почвы.
10. Продуктивная деятельность детей – раскраски-плакаты «Охраняй почву, убирай мусор!»
Цель: воспитывать бережное отношение к почве, желание поддерживать чистоту окружающей среды, совершенствовать мелкую моторику рук.
Дети выбирают раскраски по теме, раскрашивают их.
Представляют свои работы.
Окончание занятия:
Вопросы к детям:
- О чем говорили на занятии?
- Что такое почва?
- Какие свойства почвы вы знаете?
- Из чего состоит почва?