Елена Байкалова
Конспект занятия в средней группе «Зимушка — зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель : Байкалова Е. Ф.
в средней группе "Зимушка - зима"
Цель: закрепление и обобщение знаний детей о зиме, зимних явлениях природы.
Задачи:
Познавательное развитие: расширять представления детей о зиме, развивать познавательную активность детей через экспериментирование, воспитывать любовь к природе;
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Зимушка — зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Социально-коммуникативное развитие: учить слушать сверстников, поддерживать беседу, формировать положительный эмоциональный настрой внутри коллектива;
Речевое развитие: развивать связную речь, активизировать словарный запас детей;
Физическое развитие: способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей через физкультминутки, игры;
Художественно-эстетическое развитие: развивать желание взаимодействовать со сверстниками при создании коллективной композиции.
Оборудование и материалы: Кукла Степашка, цветная иллюстрация зимнего леса,вата, клей, кисточки, салфетки, снежинки с загадками, презентация.
Предварительная работа
- Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой;
- Беседы о характерных признаках зимы;
- Чтение стихов о зиме.
1. Организационный момент.
Педагог: Какое у вас сегодня настроение?
Дети: ответы детей.
Педагог: Возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Воспитатель:
Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о холодном, красивом и нарядном времени года- зиме.
«Зимушка-зима, Зима-затейница и Зима-красавица»- так ласково называли в старину зиму. Много сказок, загадок, примет, стихов и песен сложили о ней люди. Зимой землю не покопаешь, в огороде не повозишься. Зато много зимою забав и праздников. У нас с вами, ребята, сегодня есть возможность заглянуть за волшебное окно. Какая же за окном погода?
Стихотворение «Русская тройка» Геннадий Розенталь
Снег сверкает на полях.
Мчится тройка по дороге
В белых шапках тополя,
В белой шубе дуб высокий.
Мчится тройка, пар клубит
От гнедых коней горячих.
Снег летит из-под копыт.
На ветру возница плачет.
Это русская зима
Разгулялась на просторе.
Из сугробов терема
Возвела на косогоре.
Все вокруг белым - бело,
Даже стройные березы
Смело вышли за село –
Не боятся злых морозов.
Воспитатель:
- Ребята, какие зимние месяцы вы знаете? (ответы детей) Какой месяц сейчас? Правильно, декабрь.
Педагог показывает картинки о зиме
Воспитатель: Послушайте, ребята, загадку:
Загадки про зиму
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
Воспитатель:
- А вот ещё загадка:
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый. (снег)
А вот вам зимние приметы:
Большие хлопья снега - к оттепели.
Быстрая оттепель - долгий мороз.
В морозный день пошел снег - к оттепели.
Выпадет снег - к потеплению.
Дневной снег не лежит, а первый надежный снег выпадает ночью.
А ещё в народе говорят:
- Вьюги да метели да к февралю налетели….
Это оттого, что февраль месяц считается самым снежным и суровым зимним месяцем.
Стихи о зиме
Одуванчик из снежинок
Поднесет к губам зима,
Только дунет — и пушинок
Разлетятся семена.
Одуванчик облетает,
В окнах теплится огонь,
Зимний вечер подставляет
Белым звездочкам ладонь.
___
Всем зимою холодно,
В дом бегут скорее.
Остаётся солнышко.
Кто его согреет?
Раньше согревало,
Были солнцу рады.
А теперь любуются
Танцем снегопада.
Нарисую солнышко
У себя в альбоме,
И как будто станет
Посветлее в доме.
Напишу записку, —
Я уже умею:
Не печалься, солнышко!
Я тебя согрею.
Воспитатель:
Ребята, не просто так зимой выпадает снег. Он закрывает землю от сильного холода и трескучих морозов. Снег укрывает землю как одеялом. Под снегом не так холодно, как снаружи и ветер ледяной не дует. А весной из-под снега появится первая травка и подснежники.
2. Основная часть
Воспитатель: Наша русская зима похожа на снежное царство. Вот как пишут о ней русские поэты:
Сергей Есенин
Береза
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Воспитатель: Как красиво говорят поэты о зиме? А вы, ребята, знаете стихи о зиме? (чтение детьми стихов о зиме)
Воспитатель: Молодцы ребята. А сможете мне помочь? В стихотворение нужно найти и вставить потерянные слова:
(воспитатель читает, а дети вставляют пропущенные слова)
С неба всё скользят пушинки
Серебристые …. (снежинки)
На полянку, на лужок
Всё снижается…. (снежок)
Вот веселье для ребят-
Всё сильнее …. (снегопад)
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик)
На снегу-то, посмотри-
С красной грудкой…. (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил …. (снег).
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно нашли все слова.
А теперь поговорим о том, как изменилась неживая природа зимой?
Какой стала погода, небо, солнце, какие осадки выпадают зимой? (рассуждения детей)
- день становится короче, а ночи длиннее
- на улице становится холодно
- идёт снег
- замерзают реки и озёра, покрываются льдом
Воспитатель: А какие изменения в жизни людей происходят зимой?
(дети отвечают) :
- тепло одеваемся
- утепляем жилище
- отмечаем Новый год, Рождество, Масленницу
Воспитатель: А в какие игры вы любите играть зимой?
(Дети называют зимние игры.)
Воспитатель: Давайте с вами сейчас поиграем. :
Физкультминутка.
Снег
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)
Познавательно-исследовательская часть
Воспитатель:
Ребята, а ещё зиму называют волшебницей
Зима очень любит рисовать волшебные узоры на окнах. Давайте подойдём к окошку и посмотрим, какие чудные узоры здесь нарисованы. Ребята, постарайтесь найти знакомые очертания- листья, деревья, птичек, снежные горы.
Воспитатель: Вот какое чудо- морозные узоры! Это- первое чудо.
А чтобы о втором чуде узнать, нужно загадку отгадать. :
(загадка о снеге)
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый. (снег)
Воспитатель: Правильно, это снег. А как вы думаете, почему зимой идёт не дождь, а снег?
(ответы детей)
Давайте послушаем как хрустит снег под ногами (аудиозапись).
Воспитатель: А как вы думаете, почему снег так скрипит и хрустит? А это оттого, что под тяжестью ваших ног у снежинок ломаются ледяные лучики.
1) Достаём приготовленный за окном пакет со снегом, высыпаем в лоток на столе.
Воспитатель:
Ребята, давайте посмотрим, что это? Давайте попробуем слепить из снега ком. Когда снег немного подтает, то становится липким и из него можно лепить снежки. (дети лепят снежки).
Воспитатель:
А теперь давайте посмотрим, что произойдёт, если положить снег в воду, даже если она холодная. (заранее приготовлена ёмкость с водой).
Снег начинает таять.
Воспитатель:
Ребята, что произошло со снегом? (ответы детей) Снег превратился в воду.
Но воду эту нельзя назвать чистой- в ней видны частички грязи. Это происходит потому, что пока снег летит по воздуху, к нему прилипают частички пыли. Поэтому если даже снег кажется вам белым, его нельзя брать в рот. Кроме простуды от холодного снега можно впустить в свой организм микробов, от которых заболит живот.
2) Достаём заранее приготовленную сосульку (можно её держать в пакете за окном).
(Можно заранее принести сосульку в группу, показать её детям и поставить в тёплое место, чтобы она к занятию растаяла.)
Воспитатель:
Ребята, все вы видели, какими красивыми могут быть сосульки. И некоторым из вас так хочется их лизнуть. Но нужно ли это делать? Сейчас посмотрим, что стало с нашей сосулькой, которую мы принесли в группу. Давайте возьмём лупы (есть в исследовательском уголке) и посмотрим через них на сосульки (если не дожидаемся когда они растают). Что вы видите? (частички мусора с крыши и пыль из воздуха).
(дети обсуждают увиденное)
Воспитатель:
Ребята, теперь вы убедились, что такие красивые сосульки совсем не съедобные и есть их ни в коем случае нельзя!
Садитесь на свои места.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Итак, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня о зиме и о снеге? (ответы детей, подводим итог)
Сюрпризный момент.
Воспитатель: За ваши старания и вашу любознательность я хочу вас наградить:
(загадка о шариках)
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные … (шары)
Дети отгадывают загадку и воспитатель раздаёт им из шарики.