Тепцова Ольга
Конспект занятия в средней группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятий в средней группе «Свойства воздуха» с использованием опытно-исследовательской технологии.
Тепцова Ольга
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух есть внутри предметов;
- без воздуха не возможна жизнь;
- воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- ветер - движение воздуха.
Оборудование:
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
- камушки
- мыльные пузыри
- вещества со специфическим запахом;
- веера по количеству детей;
- песочные часы;
- воздушные шары по количеству детей.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем учеными, и займёмся исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас мы это с вами проверим. Приступим к опытам.
Опыт№1. Как обнаружить воздух.
- воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?
Дети: лёгкий ветерок.
Воспитатель: воздух мы не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: но воздух можно почувствовать.
Опыт№2 с пакетами
Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: - Воздух можно «поймать» в пакетик. Попробуем? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в пакете, а потом выпустили его.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а внутри каких предметов есть воздух?
Дети: мяч, воздушные шары, шины у транспорта, надувная лодка, спасательный круг.
Опыт№3
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть ли воздух внутри людей? Что бы это узнать мы пройдём на свои места.
Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: выходят пузырьки.
Воспитатель: - А какие ещё можно пускать пузыри?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: - А что находится внутри мыльных пузырей:
Дети: Воздух.
(дети дуют мыльные пузыри).
Воспитатель: вот видите, это значит, что воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку –и воздух выходит, мы дуем - мыльные пузыри надуваются, летят.
Воздух не видим, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха.
Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.
Мы листики осенние,
На ветке мы висели.
Дунул ветер – полетели,
И на землю тихо сели.
Воспитатель: А теперь ребята мы снова продолжим наши опыты, пройдём на свои места.
Опыт№4. Воздух везде
У каждого ребёнка на столе лежат камушки.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а в камушках есть воздух?
Дети: Да, нет.
Воспитатель: Сейчас проверим с помощью опыта. Опустим камушки в воду и внимательно понаблюдаем, что произойдёт. Что вы видите?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: -Пузырьки- это воздух, он был в камушках и вышел из него, потому, что воздух легче воды. Итак, ребята, что вы сегодня узнали про воздух?
Дети: Воздух вокруг нас, он прозрачный, легче воды, без цвета и запаха.
Воспитатель: Правильно, сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. Сейчас мы с вами поиграем в игру
Игра «Узнай по запаху»
В маленькие ёмкости размещены разные вещества, имеющие специфический запах, дети нюхают и пытаются отгадать, что это.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, а людям нужен воздух, мы сможем прожить без воздуха? А давайте проверим.
Опыт 5. «Не дышу»
Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать
Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, а мы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Воспитатель: Ребята, а хотите поиграть с воздухом :
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем подуть на вертушки. Что происходит (логоритмика)
Дети: Вертушки крутятся.
Воспитатель: А, какие вы знаете игрушки, которыми можно поиграть с помощью воздуха (воздушный змей, воздушные и мыльные пузыри)
Воспитатель: молодцы. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух :
- что воздух постоянно нас окружает;
- - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей;
- что без воздуха не возможна жизнь;
- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- что ветер - движение воздуха.
Воспитатель: итак ребята, мы сегодня много и интересного узнали про воздух, сейчас вас ждёт сюрприз. Воздушные шарики. Как вы думаете, почему они так называются?
Дети: потому что их надувают воздухом.
Воспитатель: ребята, вам понравилось наше занятие? Что именно вам понравилось?