Анна Николаевна Варварина
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение ее для всего живого.
Развивать любознательность, мышление, речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитывать бережное отношение к воде.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Игровой
Наглядный
Практический (опыты)
Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера)
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
1. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, чеснок, зеленка, марганцовка, стакан с молоком, стакан с грязной водой, вата, ложечки, воронка, салфетки разного цвета, панно «Чистая река», силуэты рыбок.
2. Символы, обозначающие свойства воды.
3. Эмблема «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран», изображения капелек.
Ход ЗАНЯТИЯ
Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадки:
1. Чего в гору не вкатить, в решете не унести и в руках не удержать? (Вода)
2. Белая скатерть все поле укрыла (Снег)
3. Без досок, без топора через речку мост готов.
Мост – прозрачное стекло, скользко, весело, светло (Лед)
4. Растет вниз головою, а солнце припечет – заплачет и умрет (Сосулька)
О чем говорится во всех этих загадках? Правильно о воде. Вода – это волшебница. Она может превращаться и в снег, и в лед, и в сосульку. Сегодня мы поговорим о волшебнице-воде.
I. Игровой практикум «Маленькие человечки»
Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода бывает в твердом состоянии, то ее маленькие капельки очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, ее капельки берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по группе, как будто бежит весенний ручеек.
Как вы думаете, где встречаются капельки воды? (в дожде, ручейке, океане, море).
Ребята, а вы знаете, где живут капельки воды у нас в группе? Тогда давайте своими ручейками отправимся в путешествие по группе и вспомним, какую пользу капельки воды приносят.
(Дети идут по группе и делают остановки)
1. Уголок природы.
Нужна ли вода в уголке природы? (вода нужна для растений, которые нужно поливать, иначе они засохнут, завянут). Правильно, ребята. Давайте приклеим капельку.
2. Где еще в уголке природы живет вода? (В аквариуме. Она нужна для рыбок, потому что без воды рыбки погибнут). (Воспитатель предлагает ребенку приклеить капельку на аквариум)
3. Игровой уголок. Нужна ли вода в нашем игровом уголке? Для чего? (Чтобы мыть игрушки, стирать кукольную одежду). (Ребенок приклеивает капельку)
4. Мойка для посуды. Здесь вода живет в кране. Для чего она нужна? (Светлана Ахметжановна моет посуду). (Приклеивают капедьку)
5. Умывальная комната. А здесь где живет вода? Тоже в кранах. Для чего она нужна? Правильно, для умывания. (Приклеивают капельку).
Вот сколько в нашей группе живет капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой реки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и ваши дома. Эти трубы называются водопроводными. (активизировать словарь индивидуально). Для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться, нужно беречь воду – не тратить ее зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
Много интересного можно узнать о воде. Для этого мы отправимся в лабораторию. Лаборатория – это место, где проводятся опыты.
II.
Посмотрите, перед вами две емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? (в одной банке вода чистая, в другой – грязная).
Можно ли очистить грязную воду? (ответы детей). Давайте попробуем. Для этого я возьму воронку, вложу в нее вату и начну пропускать через нее грязную воду. Что у нас получилось? (Ответы детей). Да, ребята, вода стала намного чище. А что стало с ватой? (Ответы детей)
Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить опыты с водой.
Ребята, вода – это жидкость, она течет. Значит, ее можно наливать, переливать, выливать из одного сосуда в другой. Перед вами 2 стакана. Давайте, попробуем перелить воду из одного стакана в другой. (Дети упражняются).
Молодцы, все справились с заданием. Что такое вода? (Жидкость). Что можно с ней делать? (Наливать, выливать, переливать). Чтобы вы это лучше запомнили, мы обозначим это вот таким знаком. (вывешивает символ)
У меня на столе 2 стакана, один стакан с водой, второй стакан – с молоком.
Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей). Значит, вода какая? (Бесцветная, активизация словаря). Отметим это вот таким знаком (вывешивает символ)
Ребята, я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом? Сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? Да, вода окрасилась в розовый цвет. А в другой стакан я добавлю волшебную капельку. Посмотрим, что произойдет с водой. Да, вода окрасилась в зеленый цвет. Значит, вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в нее добавить варенье? Попробуйте это сделать дома с родителями.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус (детям предлагается кипяченая вода). Скажите, какая она? Сладкая? Соленая? Горькая?
Вода не имеет вкуса, она безвкусная. Обозначим это вот таким значком.
Давайте проведем с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Почему? ( Ответы детей: вода соленая, потому что я добавил соль, и т. д.)
Оказывается, вода не всегда может быть безвкусной. Если добавить в нее разные вещества, то она приобретает вкус.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (Ответы детей). Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха. (Вывешивают символ).
Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (Ответы детей). Значит, вода может принимать запах того вещества, которое в нее положили.
Мы сегодня, ребята, много говорили о воде, много о ней узнали. Давайте еще раз вспомним, какие свойства имеет вода (с опорой на символы)
• Вода – это жидкость, ее можно наливать, выливать, переливать.
• Вода бесцветная
• Вода безвкусная
• Вода не имеет запаха
Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас мы немного отдохнем.
Физминутка «Мама тучка»
Давайте представим, что я мама тучка, а вы мои детки-капельки. Делайте все, что я скажу. Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит музыка со звуком дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно стало им по одиночке прыгать. Собрались они по несколько капелек и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки по 3-4 человека, взявшись за руки). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в один хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что наша Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчики)
Творческая работа.
Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки: в чистой или в грязной? (Ответы детей). У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим туда. Для этого у вас на столах есть силуэты рыбок и цветные салфетки. Давайте сделаем красивых рыбок. Вспомнить последовательность работы.
Самостоятельная работа детей (звучит музыка)
Молодцы, дети! Какая веселая чистая речка у нас получилось и рыбки в ней самые разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с добрыми улыбками. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, в речке, в океане, и в водопроводном кране.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Мы ее не замечаем, мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
На память о нашем путешествии я вам дарю волшебные капельки, которые будут поить вас живительной силой. Только не забывайте о пользе воды и бережном отношении к ней.