Алла Хадыкина
Конспект занятия в средней группе «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе
Тема: Как наши предки славяне защищали Русь от врагов
Аннотация: Данное занятие имеет воспитательное значение в формировании у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. Создаёт позитивную эмоциональную атмосферу для воспитания в девочках уважения к мальчикам, как будущим защитникам Родины. Демонстрирует физическую подготовку и творческие умения детей.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Как наши предки славяне защищали Русь от врагов“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Цель: Воспитывать интерес к истории Родины, уважение к жизни предков.
Задачи:
1. Ознакомить детей с древней Русью.
2. В доступной форме объяснить детям, что значит защищать Отечество.
3. Уточнить и расширить знания детей о силе и славе богатырской Руси на примере картины В. Васнецова «Богатыри».
Методы и приёмы:
вопросы, словесное воздействие, поощрение, художественное слово, упражнения.
Форма и вид детской деятельности:
Занятие-развлечение с интеграцией образовательных областей.
Предварительная работа:
Коммуникативная деятельность – беседы на тему «Защитники Родины»,
Продуктивная деятельность – лепка угощений из солёного теста для декораций.
Чтение художественной литературы: Чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич», русской народной сказки «Каша из топора»
Музыкальная деятельность – инсценирование песни «Богатырская сила», танец «Во поле берёза стояла», игра на ложках.
Здоровьесберегающие технологии:
Физкультминутка «Богатыри»
Оформление:
Интерактивная доска, заставки: картина В. Васнецова «Богатыри», славянская деревня, одежда и снаряжение богатырей.
Русские народные костюмы для детей, костюм Добрыни Никитича, рушник с караваем, кувшин с водой, деревянные ложки по количеству детей, платочки девочкам, щиты и мечи мальчикам.
Декорации: макет деревянной избы, стол со скатертью, лавки, самовар, деревянная посуда, хозяйственная утварь.
Художественная деятельность: доски для лепки, солёное тесто, влажные салфетки
Атрибуты для соревнований: канат, булавы, кольцо, мягкие модули, ткань для «огненной реки».
Музыкальное техническое сопровождение.
Программное обеспечение:
Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»: М., Мозайка-Синтез,2014 г.
Князева О. А., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: С-П., Изд. «Детство-Пресс», 2008г.
Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников: М., Мозайка-Синтез,2010 г.
Реализация государственных требований:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Сценарий ООД
Звучит музыка из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин змей».
В зал входят дети, становятся полукругом.
Звучат слова:
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им Солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!
Воспитатель: Ребята, сегодня наша страна отмечает праздник – День защитника Отечества! Все может наша земля: накормить тебя теплым хлебом (девочка с караваем выходит вперёд, кланяется, напоить родниковой водой (девочка с кувшином выходит вперед, удивить своей красотой (девочка с косой и платочком низко кланяется). И только защитить сама себя не может. Защита Отечества – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.
Дети садятся на лавки.
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём?
Дети: мы живём в России.
(Слайды (1,2,3): карта России, степи, реки, горы, леса)
Издавна наша земля называлась Русью, и жили в ней наши предки – славяне.
(Слайды (4,5,6,7): славянская деревня, жилище славян, утварь, укрепления)
С давних пор повелось на Руси: как только приходил враг на нашу землю (слайд 8, всем миром поднимался народ – и стар и млад, вставали на борьбу со злым врагом. Давным-давно дети взрослели рано. С самого детства их приучали к работе, они должны были не только знать ремесло, но и уметь защитить свою землю от врага. Назывались защитники земли русской – богатырями. А вы знаете, кто такие богатыри?
Дети: Силачи, воины, борцы.
Воспитатель: Посмотрите на картину. (Слайд 9) Кто здесь изображен?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Эта картина называется «Богатыри». Написал её художник В. М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев. А какие они были?
Дети: Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, храбрые, мужественные.
Воспитатель: Кто назовет их имена?
Дети: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.
Рассматривание картины Васнецова «Богатыри»:
- Какой богатырь самый могучий? (Илья Муромец.)
- Что надето на богатырях? (Кольчуга, шлем, латы.)
- Чем они вооружены? (У Ильи Муромца – копьё, булава. У Добрыни Никитича – щит и меч. У Алёши Поповича – лук и меткие стрелы)
- Для чего богатыри имеют столько оружия? (Чтобы охранять и защищать родную землю.)
- Назовите верного помощника богатыря. (Боевой конь.)
Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?
Дети: Из былин, сказок.
Воспитатель: А что такое былина?
Дети: Быль, правда – то, что происходило на самом деле.
Воспитатель: А сейчас давайте представим, что мы с вами – богатыри.
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Раздается стук в дверь, в зал входит Добрыня Никитич.
Добрыня Никитич: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы, набираю я дружину с врагом биться. Помощники мне нужны сильные да смелые. Есть ли среди вас таковые? Не желаете ли вступить в мою дружину? Но прежде должен я вас испытать на силу, ловкость и смекалку. Я выковал мечи для дружины своей. Тому, кто с испытанием справится, - меч дарить буду! А для начал испытаю силу вашу молодецкую.
Первый конкурс «Перетягивание каната».
Второй конкурс «Метание булавы» (дети должны попасть булавой в кольцо)
Воспитатель: Ну что, Добрыня Никитич, годятся наши воины для твоей дружины?
Добрыня Никитич: Да, неплохие ребятишки – сильные и ловкие, да есть у меня для них еще испытания.
Воспитатель: Подожди, Добрыня Никитич! Дай ребятам передохнуть перед новыми испытаниями. А наши девицы-красавицы для вас хоровод заведут.
Девочки исполняют танец «Во поле береза стояла».
Воспитатель: Ну что ж, Добрыня Никитич, давайте ребятам новые испытания.
Добрыня Никитич: Хочу проверить ваш ум и смекалку. А вы, девицы, не сидите – добрым молодцам помогите.
Третий конкурс «Смекалка».
Дети делятся на 2 отряда и по очереди отгадывают загадки:
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга, слайд 10).
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем, слайд 11).
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч, слайд 12).
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит, слайд 12).
Воспитатель: Ребята, посмотрите ещё на доспехи богатырские (Слайды 13,14).
Добрыня Никитич: Хочу посмотреть и послушать, какие вы дружные да умелые. Сыграйте мне на русских музыкальных инструментах песню удалую.
Дети играют на ложках песню «Во саду ли, в огороде».
Добрыня Никитич: Вот что, молодцы, решил я – оба отряда к себе в дружину взять! Мне ещё и помощницы нужны. Хочу и их испытать.
Четвёртый конкурс «Хорошая хозяйка». (Девочки лепят по караваю, накрывают на стол, подметают избу)
Воспитатель: Ну что, Добрынюшка, хороши помощницы?
Добрыня Никитич: Спасибо, девицы-красавицы! Всё умеете делать.
Пришло время последнего испытания. Перед вами Огненная река – ох, и коварная она! Кто коснётся её воды, тот сразу сгорит. Давайте думать, как на тот берег перебраться?
Пятый конкурс «Переправа». Мальчики перебираются на другой берег при помощи модулей.
Добрыня Никитич: Молодцы, ребята! Знаю: теперь не топтать врагу землю-матушку, раз такие богатыри на ней подрастают! А богатырям, как говорится, полагается и щит и меч!
Добрыня вооружает свою дружину.
Воспитатель: Спасибо вам, добры молодцы, за службу верную, а вам, девицы, за то, что богатырей своих не забывали, в трудную минуту им помогали! Спасибо тебе, Добрынюшка, что оказал нам честь, научил нас уму-разуму.
Добрыня Никитич: дружина, становись!
Под музыкальное сопровождение мальчики уходят вместе с Добрыней Никитичем в поход, а девочки машут им платочками вслед.
После занятия детей угощают богатырским хлебом.