Ольга Северюхина
Конспект занятия «Филимоновский петушок» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Филимоновский петушок.
Тип занятия: Интегрированная игра-занятие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Филимоновский петушок“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Средняя группа
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
1. Воспитывать интерес детей к народному декоративно-прикладному искусству.
2. Учить выделять характерные отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма; яркие нарядные полосы. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами нами пользуются. Закрепить элементы росписи: точки, полоски, ёлочки;
3. Способствовать развитию познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, игровой деятельности, формировать сенсорные эталоны: цвет, величина и форма.
Методические приемы и методы: игра, художественное слово, рассказ, объяснение, показ, рассматривание иллюстраций и игрушек.
Предварительная работа: чтение стихов, загадки о петушке, сказок о петушке «Заюшкина избушка», «Кот, Петух и Лиса». «Колосок»; разучивание игры «На птичьем дворе».
Материалы: Иллюстрации и картинки филимоновских игрушек, сундучок; филимоновские игрушки, Петушок - кукла-перчатка для кукольного театра.
Для изобразительной деятельности детей: гуашь, силуэт филимоновского петушка из бумаги, кисти (белка № 3, баночка для воды, салфетка (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель: Отгадайте-ка ребятки, про кого моя загадка?
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет. (петушок).
Воспитатель: – Правильно, ребята! Это Петя- Петушок!
На ширме появляется Петушок.
Петушок: -Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашем гостем.
(Дети здороваются с Петушком)
Петушок: -Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, ребята! Я сегодня был на ярмарке и принес вам подарки.
Воспитатель: Петя, нам очень приятно, спасибо тебе! (Петушок передает воспитателю сундучок).
Петушок:
Сундучок тот не простой:
В нем товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Веселые зверюшки.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что в сундучке. (Достает и расставляет на демонстрационном столе филимоновские свистульки).
Воспитатель: Какие необычные игрушки!
Шёл однажды по дороге
Славный мастер Филимон.
На базар в соседний город
Нёс горшки на палках он.
«Стук да стук», - поёт горшок.
Солнце припекает.
Лес, пригорок, ручеёк -
Мастер отдыхает.
И приметил Филимон
Глину близ водицы.
Думает: «Авось, на дело
Глина мне сгодится!»
Повертел её в руках -
Получилась пташка.
Дед промолвил: «Ах-ах-ах.
Спела б ты, бедняжка,
Если б ты живой была, а не из землицы».
И соломинкой проткнул дырочки в той птице.
Вот с тех пор и раздаются трели Филимоновы,
И традиции хранят, и рождают новые. (Ольга Максименко)
(Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций)
С давних времён известна тульская деревня Филимоново, по всей России-матушке и далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная - белая, красная, розовая, жёлтая, оранжевая и даже чёрная. Лепят из неё барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Все игрушки забавные, высокие, весёлые и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи. Все они - не простые игрушки, а свистульки. У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдатов - в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.
Лепят такие игрушки-свистульки мастерицы с добрым сердцем и тёплыми, сильными руками, лепят и приговаривают:
«Ух ты, серьёзная какая получилась! Сейчас повеселее тебя сделаем. Давай-ка улыбнись!» Вылепленные игрушки - свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в тех же оврагах, где добывали глину. Игрушки на огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твёрдыми, как камень. После обжига игрушки расписывают. Украшают их чаще всего цветными полосками, а ещё - ёлочками, пятнышками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце. И краски берут яркие, летние, солнечные - жёлтые, красные, малиновые, зелёные. В Филимонове мастерят игрушки, сохраняя вековые народные традиции.
Воспитатель предлагает детям подойти и взять в руки филимоновские игрушки, рассмотреть их форму, узоры)
Воспитатель: Раз-два! Раз-два,
Продолжать игру пора.
Друг на друга посмотрели
И на стульчики присели. (Дети садятся на стульчики)
Петушок: -Ку-ка-ре-ку! Не желаю я скучать, предлагаю поиграть!
Игра «На птичьем дворе»
Выбрать «петушка» считалкой.
Раз, два, три, четыре, пять, кто желает поиграть?
Сосчитаем до пяти, петушком пусть будешь ты!
Водящему педагог надевает на голову шапочку петушка, остальные дети изображают курочек:
Педагог:
Курочки на птичий двор пошли, много зернышек нашли,
Будут зернышки клевать, будут песни распевать.
Курочки под музыку клюют зернышки.
Выходит петушок, важно шагая, вокруг курочек, машет «крылышками».
Курочки поют песенку «Петушок» муз. Матвеевой
Петушок, ты петушок,
Покажи свой кожушок!
Он горит, горит огнем,
Сколько перышек на нем!
Раз, два, три, четыре пять –
Невозможно сосчитать.
Петушок, ты, петушок,
Покажи свой кожушок!
На окончание песни петушок кричит «Ку-ка-реку!»
Курочки разбегаются (садятся на стульчики, петушок пытается догнать курочек.
Воспитатель:
Что ты делаешь, дружок,
Голосистый Петушок?
Что ж ты, Петенька, не весел,
И головушку повесил?
Петушок:
Прислали мне много не раскрашенных петушков. Ведь не годится так, чтобы петушки оставались пустыми, простыми и не раскрашенными.
Воспитатель: – (советуется шепотом с детьми) Ну, что, дети, поможем Пете – Петушку?
Дети:- Поможем!
Воспитатель: – Не волнуйся, Петя. Мы тебе обязательно поможем, правда ребята?
Дети:- Да!
Воспитатель: Ребята, нам нужно украсить фигурки петушков филимоновским узором. Как вы думаете, какие элементы можно нарисовать? (полоски, точки, елочки).
- Какие краски используют в филимоновской росписи игрушек? (желтый, красный. зеленый)
- Первым мы закрашиваем у петушка бородку, гребешок красным цветом, клюв - желтым. А дальше вы расписываете его так, как вам нравиться: полосками, ёлочкой.
Роспись проводится в определенном порядке:
Сначала желтым цветом рисуют полоски и пятна
Затем обводят красным
Затем зеленым
Дети выполняют роспись силуэта.
Воспитатель: Молодцы! Какие замечательные петушки! Давайте расположим ваши рисунки на магнитной доске.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, нарядные, яркие петушки перед вами. Скажите, как называется эта роспись?
Дети: - Филимоновская роспись.
Воспитатель:
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы!
Пестрые, яркие,
Словно подарки!