Приложение МААМ

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Моя станица»

Петренко Виктория Викторовна
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Моя станица»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

в подготовительной школе группе

«МОЯ СТАНИЦА»

Ах, станица, ты Тенгинская моя,

Дорогая сердцу Матушка – земля!

Ты – частица нашей Родины большой,

Я люблю тебя, родная, всей душой.

Информационная карта проекта

Полное название проекта: «Моя станица».

Тип проекта: информационный.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Моя станица“» размещена в разделах

Цель:

Систематизация знаний об истории, культуре, природы родной станицы.

Краткое содержание:

- История развития станицы от создания до настоящего.

- Природа лесостепной зоны: растительный и животный мир, водоемы.

- Знаменитые земляки: участники войн, писатели, народные умельцы.

Сформированная система представлений об истории, культуре, традициях,

природе родного края и чувство гордости, любви к станице.

- Осознанно уважительное отношение к культуре, труду, традициям тружеников станицы.

- Развить опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

- Развивать знания о родной станице, районе.

- Ознакомление с историческим прошлым и настоящим родной станицы края

Сроки проведения: 2022г.

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, воспита-тели.

Возраст детей: 6-7 лет.

Актуальность проекта.

Актуальность темы:

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длитель-ный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родной станице и краю играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответ-ственность за родную станицу, землю и ее будущее.

Большой акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, куль-туре.

Знакомство детей с родным краем: с историко- -культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты ха-рактера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родной станице и края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Народное прикладное искусство Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице. Крестьянин – казак, создавая предметы быта. На Ку-бани возрождаются народные ремесла и старинные виды рукоделия:

-художественная обработка соломы;

-вышивка;

-вязание крючком;

-вязание спицами;

-резьба по дереву и др.

Кубань является важным сельскохозяйственным регионом страны. Труд людей связан с растениеводством: полеводством, овощеводством, плодоводством, цве-товодством, лесоводством. А также и животноводством.

Формирование патриотических чувств эффективнее, если семья выступает как равноправный партнеров формировании личности ребенка. Ведь позиция родите-лей является основой семейного воспитания ребенка. Чтоб ребенок считал себя равноправным членом семьи, необходимо ребенка привлекать к посильному тру-ду дома, совместно готовится к отдыху, праздникам.

Постепенно ребенок начинает понимать, что он – частица большого коллектива – семьи, детского сада, города, страны.

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Лю-

бовь к близким людям, детскому саду, родной станице и краю играет огром-

ную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения

знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родной станицы с Роди-ной в целом.

Для того чтобы организовать процесс краеведческого образования, педагогу

необходимо реализовать ряд задач, готовность к решению которых

определяет его профессиональную компетентность. Успешность работы возмож-на в том случае, если он понимает, каким должен быть результат данного процес-са.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый пе-риод всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к неже-лательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольни-ка. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Обоснование:

В ходе экскурсий по станице, рассматривания фотографий, бесед о жизни одно-сельчан у детей возникли самые разнообразные вопросы:

- Как и когда появилось наше станица?

- Как жили люди в прошлом, чем они занимались?

- Каковы особенности природы нашего края?

- Какие народности проживают на территории района?

Проектная идея: Создать на базе группы центр краеведения ДОУ.

Задачи: 1. Формировать систему представлений об истории развития станицы, о природе и населении родного края. 2. Развивать любознательность, наблюдательность, коммуникативную компетент-ность. 3. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. 4. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, чувство уважения к культуре, труду, традициям тружеников станицы.

5. Формировать интерес детей к настоящему и прошлому станицы, умение видеть историю вокруг себя, воспитывать уважение и гордость за станицу

Гипотеза: В процессе приобщения к истории, культуре, природе ближайшего окружения, у воспитанников будет развиваться чувство любви к родной станице, краю, к Родине.

Критерии отслеживания результативности:

1. Сформированные представления у детей об истории, культуре, природе родного края.

2. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творче-ской деятельности.

3. Любовь к Родине, уважение к труженикам станицы.

Материалы и оборудование:

- Справочная и художественная литература.

- Наглядный, иллюстрированный материал (фотографии уголков природы, учре-ждений и организаций. Ст. Тенгинской, альбомы).

- Предметы быта крестьянской семьи.

Ход занятия:

Звучит гимн Кубани: «Ты Кубань –ты на Родина»

Воспитатель: Ребята, предлагаю отправиться вам в прошлое, когда жили наши далекие предки. Но прежде, чем мы отправимся в гости, скажите:

«Где мы с вами живем?

Дети: в станице Тенгинской.

Воспитатель: Правильно, мы живем в станице Тенгинской. Ещё есть у нас го-род, от названия которого происходит название нашего района, это город…

Дети. Этот город называется Усть – Лабинск! Район наш – Усть – Лабинский.

Воспитатель. Конечно. А какой у нас самый главный город, от названия кото-рого происходит название нашего края?

Дети. Главный город – это Краснодар! И край называется Краснодарский.

Воспитатель. Молодцы! Ребята, наша земля в простонародии называется ку-банской. Чем же славится кубанская земля?

Дети. Наша кубанская земля славится хлебом, плодородием, богатым урожаем овощей и фруктов!

Воспитатель. Теперь, ребята, поговорим с вами о достопримечательностях нашей станицы. Отгадайте-ка загадки:

Там поют и там танцуют,

Туда ходим на концерт

Чудо-дом архитектуры,

Наш любимый (дом культуры)

Там играет детвора,

И бежит туда с утра.

Когда в детсаде выходной,

Туда бежите вы толпой! (детская площадка)

Он красивый и большой

Он покрыт травой густой

Любят там играть в футбол,

Забивать за голом гол (спортивный стадион).

Сдалека она течёт

За собою всё несёт

Волны быстрые бегут

Реку нашу как зовут? (Лаба).

Ходим мы туда лечиться,

Уколы делают в… (больнице).

Все с портфелями идут

Куда-то много книг несут?.

Детский сад покинем скоро

И пойдём в родную… (школу).

«Никто не забыт, ни что не забыто…»

Написано так на важных этих плитах. (Памятник войнам)

Охраняет он станицу

Вдаль он пристально смотрит так

Каждый смотрит и дивится:

Стоит на вышке наш… (Казак).

Воспитатель. Ребята, понравилось вам отгадывать загадки?

Дети. Да!

Воспитатель: Сейчас я вам зачитаю стихотворения нашего Тенгинского писа-теля Геннадия Мезенцева «Родная станица».

Внизу, за курганами скифскими,

Где воздух Лабою пропах,

Родная станица Тенгинская

Лежит, утопая в садах.

За лентой реки, перед нею,

До самых Кавказских вершин,

Зеленым ковром Адыгея

Свободно раскинулась вширь.

Когда бы сюда не пришли вы,

Зимой, или ранней весной,

Все чувств обновленных приливы

Всегда унесете с собой.

И где я такое смогу еще

Увидеть в далеких краях.

Попробуйте слово «аулище»

В любых отыскать словарях.

Здесь сердце навеки останется,

Здесь детство и юность прошли.

И нашу станицу – красавицу

Мы домом своим нарекли.

За то, что родная и близкая,

Оазисом в нашей судьбе

Живешь ты, станица Тенгинская,

Большое спасибо тебе.

Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать вам об истории возникновения стани-цы.

Приглашаю вас на экскурсию, в наш мини - краеведческий музей. Я буду ва-шим экскурсоводом.

Станица была основана в 1843 году в низовьях реки Лабы. Она находилась на но-вой линии укреплений - Лабинской кордонной линии, которая начала возводить-ся в 1837 году под командой генерал-майора Григория Христофоровича Засса.

Тенгинское сельское поселение является административно-территориальной еди-ницей муниципального образования Усть-Лабинский район Краснодарского края. Сельское поселение состоит из станицы Тенгинской, расположенной в южной ча-сти района, на берегу реки Лаба, левого притока Кубани.

Станица Тенгинская протянулась вдоль побережья реки Лаба. Находится на землях одноимённого сельского поселения, являясь его административным цен-тром. В 36 километрах от станицы находится город Усть-Лабинск, где работает железнодорожная станция – ближайшая к Тенгинской.

В пределах населённого пункта находится Тенгинское городище, где в 6 веке до нашей эры существовало меотское поселение. Современное поселение основали как казачье поселение во второй четверти19 столетия. Своё название оно получи-ло от размещённого здесь Тенгинского полка. Здесь он базировался во время Кавказской войны. Первые сведения об основании станицы находится в одном из командирских приказов Лабинского полка.

Станицу построили на новой оборонительной линии, что создана в 1837 году. Ка-заков сюда направили после того, как сократили протяжённость пограничной по-лосы с горцами. В то время число укреплений уменьшилось до 11. Построенная на российских рубежах, новая Лабинская линия играла важную военную и эко-номическую роль. Появившись на здешних землях, казаки взяли под контроль плодородные земли, расположенные между реками Белой и Лабой.

Станица является многонациональным поселением. Здесь проживают представи-тели разных народностей. Большинство жителей – русские. Небольшими этниче-скими группами представлены украинцы, армяне, адыгейцы, румыны, немцы. Также проживают грузины, татары, белорусы, чуваши. Местная экономика в ос-новном базируется на растениеводстве и животноводстве.

Всю охранительную и конвойную службу несли две роты Тенгинского полка.

Переселенцы были объединены в сотню и входили в состав Лабинского полка Кавказского линейного казачьего войска.

Во главе станицы Тенгинской был поставлен станичный начальник майор Харис-кий, в 1844 году вместо него был назначен штабс-капитан Смирнов.

В январе 1844 года вышел приказ командира Лабинского полка о необходимости заготовить и вывезти строевой лес на сооружение молитвенного дома. В июне то-го же года в Тенгинской была построена часовня и начал службу священник Петр Крылов. В отличие от черноморцев, у линейных казаков не было казачьего духо-венства. Большинство казаков были людьми глубоко верующими. Население ста-ницы к 1854 году составило 1 540 человек, подавляющее большинство из кото-рых - казаки.

В первые годы казаки станицы редко использовались для выполнения многочис-ленных воинских повинностей. Им давалась возможность построить дома и обза-вестись хозяйством. Официальные власти контролировали процесс застройки станицы.

10 сентября 1844 года император Николай I утвердил названия станиц. Станица №2 стала называться Тенгинская в честь полка, военнослужащие которого участ-вовали в ее основании и заселении.

Воспитатель: Ребята, а может вы знаете, как казаки называли свои жилища?

Дети: Хаты

Воспитатель: да, правильно.

Сейчас я вам зачитаю отрывок из стихотворения В. Дорошенко «Казацкие ха-ты».

Казацкие хаты,

Стоят, как «старушки»

Годами богаты,

На вид, как игрушки.

На фоне огромных,

Высотных домов

Коснувшихся крышей,

Почти облаков.

Недаром мы их

Небоскрёбами кличем,

И город стаёт

С ними весь не обычным.

Широкие улицы,

Парки, проспекты…

Конечно не дедушек

Наших проекты.

Ах, хаты казачьи,

Уходят, уходят…

И быт наших предков

Всё дальше уносят.

Воспитатель: Жилища-Хаты казаки строили из местных природных материа-лов: камыша, глина, солома, хвороста.

Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хаты

обязательно обмазывались глиной и белились, чтобы было красиво.

В казачьей семье главой семьи был казак. Он работал в поле: выращивал хлеб, сажал сады и виноградники, растил скот. Выращивали хлеб казаки сами. При по-мощи сохи казаки пахали землю. Помогала казаку в работе лошадь. Она была с ним и в труде, и в бою. Кубанские казаки очень любили лошадей и заботились о них.

Жена казака – казачка занималась дома по хозяйству. С утра она ходила к ко-лодцу, приносила воду, чтобы приготовить еду и постирать грязную одежду. В чугуне казачка варила вкусную кашу.

Казаки и казачки умели хорошо работать и хорошо отдыхать. После трудового дня, с наступлением вечера, собирались хлопцы и девчата у плетня, чтобы отдох-нуть.

А какой отдых без задорных песен, танцев и забавных игр. Я предлагаю вам прослушать песню «Ой, да на Кубани».

Воспитатель: Ребята, на Кубани есть много разных хороших традиций: петь песни, встречать гостей хлебом – солью, уважать стариков, слушать их советы, устраивать скачки на казачьих праздниках.

Жизнь в станице Тенгинской в 1843-1844 гг., несмотря на надежную охрану, была сопряжена со многими трудностями и опасностями. Особенно тяжелыми были весна и лето 1844 года, когда на станицу совершались непрерывные нападе-ния мелких и крупных отрядов горцев. В документах имеются данные о пяти нападениях на станицу всего за 3 летних месяца 1844 года.

Станица Тенгинская использовалась как место сбора русских воинских частей с целью проведения рейдов и карательных экспедиций вглубь земель немирных адыгов. В боевых действиях участвовали и казаки станицы.

Полная опасностей военная обстановка наложила отпечаток на все стороны жиз-ни и быта казачества Тенгинской. В первую очередь она сказалась на хозяйствен-ной деятельности казаков. На полевые работы казаки выезжали обязательно с оружием и еще засветло старались вернуться.

С окончанием Кавказской войны в 1864 г. и сокращением казачьей службы до 15 лет жизнь в станице стала налаживаться, росло благосостояние местного насе-ления.

К концу XIX в. станица была отнесена к земледельческим: в станице значитель-ными были запашки озимых хлебов, имелись материальные средства, население здесь жило богато, а хозяйства давали много товарного хлеба. Число жителей к 1910 г. выросло до 6 229 человек, а дворов до 912. В поселении имелись почто-во-телеграфное отделение, участковый приемный покой с доктором, два учили-ща, подведомственные Министерству народного просвещения и женская церков-но-приходская школа.

В административном отношении станица Тенгинская входила в состав Майкоп-ского отдела Кубанской области.

После свержения временного правительства в октябре 1917 г. станичная беднота перестала признавать власть атамана и требовала избрание совета. В январе 1918 года в станице был избран ревком, председателем которого стал Василий Филип-пович Урюпин. В Тенгинской, как и в большинстве окрестных станиц, установи-лась двоевластие : действовал ревком и казачий атаман, не признававший власть Советов. После окончания гражданской войны на Кубани, Советская власть в ст. Тенгинской окончательно установилась в марте 1920 г.

В конце 20-х годов в станице были созданы коммуны, товарищества по совмест-ной обработке земли (ТОЗы, на базе которых в 1929-30 гг., были организованы три колхоза. С 1934 года колхозы начинают снабжаться техникой через МТС.

С 1928 года в Тенгинской начала действовать семилетняя школа, директором ко-торой стал Богданченко Николай Васильевич.

Во время Великой Отечественной войны станица Тенгинская с 8 августа 1942 г. по 2 февраля 1943 была оккупирована фашистскими захватчиками. Много ста-ничников в рядах Красной Армии сражались с врагами на фронте. Освобождали станицу от врага бойцы 409 стрелковой дивизии.

После изгнания гитлеровцев началось восстановление разрушенного хозяйства.

В сентябре 1950 года решением общего собрания три колхоза были объединены в один укрупненный колхоз им. Кирова. На тот момент дворов в ст. Тенгинской насчитывалось 745, членов колхоза - 1 360 человек, земли 4 937 га, пашни 4 200 га, садов и виноградников - 168 га. Колхоз имел две полеводческие, огородную, садоводческую, дорожную, кормодобывающую бригады, кирпичный завод, пасе-ку, стройбригады, а также МТФ, СТФ, ОТФ. В 1954 году колхоз получил имя Хрущева Н. С., а в 1957 году был переименован в колхоз «Победа». С 1958 по 1981 год возглавлял колхоз Уваров Виктор Александрович. За время его работы хозяйство значительно окрепло, строились новые производственные объекты, выросли доходы колхозников, станица развивалась и превратилась в благоустро-енный населенный пункт.

В станице имеется : Тенгинская общеобразовательная школа № 14 на 320 мест, школа-интернат № 32 на 80 мест, Дом Культуры, амбулатория, районный туб-диспансер, детский сад, почтовое отделение связи, филиал Сбербанка, церковь. Памятник «Казачий дозор», установленный на въезде в станицу. А также не-сколько памятников солдатам, погибшим во время второй мировой войны.

Достопримечательности1969 года.

Памятник учителям и ученикам

Во дворе тенгинской школы № 14 стоит памятник, на котором увековечены име-на и фамилии 22 учеников и учителей, не вернувшихся с фронтов Великой Оте-чественной войны. В школе установлены мемориальные доски героям-современникам: Василию Бондареву, не вернувшемуся из Афганистана, и Алек-сандру Никонкову и Дмитрию Толмачеву, погибшим в Чечне. Построен он был в 1969 году на деньги комсомольцев школы. Торжественно открыли его в 1970 го-ду. году.

Братские могилы

В станичном парке рядом с памятником герою Гражданской войны Василию Урюпину находятся две братские могилы. По рассказам станичников, изначально на этом месте был похоронен герой Гражданской войны. Его останки предавали земле три раза. После Великой Отечественной войны рядом появилась еще одна могила – братская, где похоронены солдаты 81-й Краснознаменской морской от-дельной бригады, погибшие при освобождении станицы Тенгинской от фашистов в 1942-1943 годы.

Мемориальный комплекс

Мемориал погибшим и умершим землякам-станичникам, участникам Великой Отечественной войны расположен в центре станицы. На двух мемориальных пли-тах выбиты фамилии погибших в 1941 – 1945-е годы. На боковых плитах фами-лии тех фронтовиков станицы, кто ушел из жизни после войны.

Сейчас в наше время в станице работают Дом культуры, общеобразовательная школа, тубдиспансер, почта, филиал сбербанка, школа-интернат, амбулатория, детский сад. На въезде в станицу возвышается обелиск «Казачий дозор» и памят-ники, установленные в память солдатам, погибшим во время Отечественной вой-ны. Через реку Лаба до аула Уляп находится «Мост в никуда». Его длина состав-ляет 4,4 километра. Сооружение на стороне Краснодарского края упирается в лесной массив, что объясняет его название.

Вот и подошла к концу наша экскурсия.

- Что нового и интересного вы сегодня узнали?

-А какие стихи особенно запомнились и почему?

- Что на уроке показалось особенно интересным?

Ответы детей.

- Да, ребята, вы много интересного узнали о своей малой Родине.

Ваши ответы порадовали меня.

К концу занятия дети должны владеть следующими знаниями и представления.

1. Знать название своей станицы Тенгинской, районного города Усть- Ла-бинск, города Краснодара как главного города Краснодарского края, сим-волику родной станицы, края.

2. Знать историю возникновения станицы.

3. Знать основные промышленные объекты, профессии людей в городе и в станице.

4. Знать и называть составляющие кубанской народной одежды, отличать ее от одежды других национальностей.

5. Иметь представление о жилище кубанских казаков в историческом про-шлом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по аппликации «Подснежник» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по аппликации «Подснежник» в подготовительной к школе группе Цель: расширить представление детей о первом цветке – подснежнике Задачи: Учить детей передавать характерные особенности цветов в аппликации:.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Цифры 6 и 9»Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Цифры 6 и 9» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Кот в сапогах»Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Кот в сапогах» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Все цветы для мам»Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Все цветы для мам» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Виды детской.

Конспект занятия по лепке в подготовительной к школе группе «Лыжник»Конспект занятия по лепке в подготовительной к школе группе «Лыжник» Цель: формирование умения лепить фигуру человека в движении. Задачи: - учить детей лепить фигуру человека,передавая форму тела,строение,.

Конспект занятия по лепке в подготовительной к школе группе «Снеговик»Конспект занятия по лепке в подготовительной к школе группе «Снеговик» Тема: «Снеговик» Задачи: закреплять навыки работы с пластилином; использовать знакомые приемы лепки; развивать мелкую моторику рук; вызвать.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Подснежники»Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Подснежники» Тема: «Подснежники» в подготовительной к школе группе. Задачи: расширять знания детей о весне и первом весеннем цветке-подснежнике; учить.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Правильное питание»Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Правильное питание» «Правильное питание» Цель: Способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни. Задачи: 1. Обучающие: Рассказать.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Как появились деньги»Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Как появились деньги» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Конспект занятия по вязанию «Солнышко» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по вязанию «Солнышко» в подготовительной к школе группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Моя станица»
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 22:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Моя станица»» (включая файлы) размещена пользователем Петренко Виктория Викторовна (УИ 2225488) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД