Елена Мичурина
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Зима. Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
в подготовительной логопедической группе
Тема: «Зима. Зимующие птицы»
Цели:
- развитие связной речи;
- закрепление знаний и представлений детей о зимующих птицах;
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закрепить и уточнить знания о зиме и зимующих птицах.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной логопедической группе „Зима, Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Уточнить знания детей о внешних признаках птиц, чем питаются, мест обитания.
- Совершенствование грамматического строя речи (согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже).
- Употребление в речи простых и сложных предложений.
Коррекционно - развивающие задачи:
Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, памяти, логического мышления, тонкой и общей моторики, координации движений с речью.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, любви, защиты и бережного отношения к зимующим птицам
Ход занятия:
Организационный момент
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Я улыбнусь вам и вы улыбнётесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
Основная часть
Воспитатель:
Ребята, послушайте загадку:
Ветви белой краской разукрашу
Брошу серебро на крышу вашу
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем о зиме. Какая она?
Дети: Она снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, суровая, красивая.
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что зима снежная. Почему?
Дети: Зима снежная, потому что выпало много снега.
Воспитатель: А какой снег?
Дети: Липкий, белый, блестящий, мокрый, холодный.
Воспитатель: А каким словом можно назвать зиму ласково?
Дети: Зимушка.
Воспитатель: Назовите зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Снежок». (Дети становятся в круг и передавая «снежок», называют признаки зимы).
Воспитатель: Ребята, послушайте ещё одну загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Полетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица)
Воспитатель: Да ребята, зима красивое время года, но и очень трудное и суровое.
С наступлением зимы многие птицы покидают родные края. Они улетают в теплые страны. Как называют этих птиц?
Дети: Эти птицы называются перелетными.
Воспитатель: Однако, немало птиц остается зимовать вместе с нами
Воспитатель: Скажите, какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Каких птиц называют зимующими, мы узнаем, когда отгадаем загадки.
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей.)
Воспитатель: Воробей. Это маленькая бойкая птичка коричневато-серого цвета. Весной они питаются мошкам, комарами, гусеницами и тлями, летом и осенью они клюют зернышки и семена растений. Воробьи являются самыми известными птицами, предпочитающими гнездиться рядом с людьми. Этих птиц легко узнать по пестрому оперению и задорному чириканью. Воробьи очень драчливые и не могут сидеть на месте. Любое событие сопровождают переполохом, шумными звуками и чириканьем.
В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел.)
Воспитатель: Дятел. У дятла пестрое черно-белое оперение. Самец украшен яркой шапочкой. Часто в лесу можно слышать «барабанную» дробь. Это дятел ударяет клювом по стволу дерева, выдалбливая дупло или добывая из-под коры насекомых. Дятел очень умная птица. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из коры. Дятел вытаскивает насекомых, приносящих вред дереву.
Поэтому дятла часто называют лесным санитаром. Его прямой острый клюв помогает добывать из-под коры деревьев жуков-короедов и гусениц, которых он слизывает длинным языком, покрытым липкой слюной.
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
Воспитатель: Сорока. Сороку в народе часто называют белобокой за белые бока, а голова, крылья и хвост сороки черные. У сороки длинный ступенчатый хвост. Сороки очень умные и любопытные птицы. Голос сороки - резкое стрекотание.
Сороки известны любовью к блестящим предметам. Все, что находят тащат в свое гнездо. Они очень нужные и полезные птицы. Спасают деревья от жуков и личинок.
Покрупнее воробья,
Вам встречаюсь часто я.
Я со стаею летаю,
Всюду крошки подбираю,
Семечки люблю клевать
И с подружкой ворковать.
За свой нрав миролюбивый
Называюсь птицей мира. (Голубь)
Воспитатель: Голуби, пожалуй, самые распространенные городские птицы. Они мирно соседствуют с человеком. Часто можно видеть, как люди кормят голубей с ладони. В далекие времена люди приучили этих птиц доставлять почту. К лапке привязывали письмо, свернутое трубочкой и отпускали птицу. Голуби всегда возвращались домой к своему хозяину. В настоящее время известно большое число видов голубей. Те, которые обитают в городе, называют «сизарями», за красивое сизое оперение.
Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения и ягоды. Питаются тем, что найдут.
Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона.)
Ворона. Грудка и спина у вороны серые, а голова, крылья и хвост - черные. Вороны всеядные птицы. В случае опасности вороны собираются в большие стаи и прогоняют врага. Эта птица умеет каркать, но может и воспроизводить другие звуки: смех человека, лай собак. Ворона очень умная, ловкая и находчивая птица!
Воспитатель: А есть птицы – гости. Их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого Севера. В их родных краях зимой очень сильные морозы. Птицам кажется, что у нас тепло. И корм есть.
Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой желтой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят!
Всем известны эти птицы,
Называются … (Синицы)
Воспитатель: Синичка - небольшая птичка с ярким контрастным оперением.
Брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная с белыми щечками. Летом синички питаются насекомыми и семенами растений. А зимой синичек можно увидеть на кормушках в городских парках. Зимой любят лакомиться несоленым салом и семечками. Птица очень подвижная, всем интересуется, ни минуты не сидит на месте. После морозной зимы песенка синички похожа на звон колокольчика - первый признак приближения весны!
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)
Воспитатель: С наступлением первых заморозков прилетают снегири. Грудка у снегирей ярко красного цвета. Снегири совершенно не боятся холода. Даже в самые суровые зимы эти птицы бодры и активны. Снегири гнездятся на деревьях, преимущественно в хвойных лесах. Кормятся ягодами, выедая из них семена, а мякоть плодов выбрасывают. Особенно заметны снегири зимой. Сидят они стайкой на деревьях, как красные спелые яблоки. Снегири – дружные и общительные птицы. Если кто-нибудь из стаи попал в ловушку, остальные спешат на помощь.
Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают,
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки,
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись,
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
Воспитатель: Ребята, а знаете как птицы переживают зимние холода?
Птицы к зиме меняют оперение на более теплое и густое. Между перышками у птиц – воздух. Он не пропускает к телу птиц холод и задерживает тепло. Поэтому в сильные морозы птицы предпочитают меньше двигаться, сидят нахохлившись, плотно прижавшись друг к другу. В такие минуты они похожи на пушистые шарики. Часто можно наблюдать, как птички стоят на одной лапке. Таким способом они греются.
Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещинах коры, в щелях домов и заборов, отыскивают плоды и семена растений, шишки. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к домам людей за помощью. И мы может помочь птицам.
Воспитатель: А чем мы можем помочь птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать.
Воспитатель: Что для этого нужно сделать?
Дети: Кормушку.
3. Упражнение «Накорми птиц»
(Воспитатель выставляет на доску картинки с изображением снегиря, синицы, голубя, воробья, дятла, ягод рябины, хлебных крошек, семечек, зёрен, семян шишек и просит детей накормить птиц).
Дети:
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.
Пальчиковая гимнастика
«Птички зимой»
Прилетайте, птички!
«Зовущие» движения пальцами обеих рук.
Сала дам синичке.
«Режущие движения» одной ладони по другой.
Приготовлю крошки,
Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб.
Хлебушка немножко.
Тереть подушечки пальцев друг о друга.
Эти крошки – голубям,
Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью.
Эти крошки – воробьям.
Тоже самое с левой ладонью.
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
Тереть ладонь о ладонь, катая из хлеба макароны.
Игра «Определи на ощупь» (В мешочках лежат семена подсолнечника, тыквы, зёрна пшеницы, ягоды рябины, шишки).
Игра «Опиши птицу»
Воспитатель: Теперь я спрячу картинки, а вы угадайте, о какой птице я рассказываю.
Красногрудый, ленивый, малоподвижный. (Снегирь).
Желтогрудая, тонкая, юркая, весёлая. (Синица).
Красноголовый, большой, умный. (Дятел).
Непоседа пёстрая, самая болтливая. (Сорока)
Игра «Верю – не верю».
Если утверждение правильно, то дети отвечают: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечают: «Не верю».
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У сороки длинный чёрный хвост.
- Ворона очень болтливая птица.
- Дятел – лесной доктор.
- Снегирь – красногрудый.
Итог занятия
Воспитатель: О ком мы сегодня говорили? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей.)