Получи документы

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Домашние животные и их детеныши»

Анна Новикова
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Домашние животные и их детеныши»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе

1 часть. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Тема:

«Домашние животные и их детеныши»

2 часть. Звуковая культура речи: «Дифференциация звуков С-Ш в словах»

Новикова Анна Викторовна

учитель-логопед

2019

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

Публикация «Конспект занятия в подготовительной логопедической группе „Домашние животные и их детеныши“» размещена в разделах

- развивать лексико-грамматические представления у детей по теме «Домашние животные»;

- активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Домашние животные»;

- закреплять названия диких животных, их характерных внешних признаков, мест обитания и питания;

- учить детей правильному произношению и различению звуков;

- упражнять в произнесении слов со звуками С и Ш различной трудности.

Коррекционно-развивающие задачи:

- закреплять умение образования уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;

- развивать навык употребления падежных окончаний и образования предложно-падежных конструкций;

- развивать навык словоизменения при согласовании прилагательных с существительными;

- развивать связную речь детей;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

- закреплять умение пользоваться силой голоса, плавностью речи;

- развивать фонематические процессы.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-учить отвечать на вопросы логопеда словосочетаниями, короткими и распространенными предложениями при наличии наглядной опоры;

-учить отвечать на вопросы полными предложениями;

- прививать любовь к природе, животным;

- воспитывать желание оберегать животных.

Коррекционно-речевые задачи:

-исправлять недостатки произношения детей в процессе занятия.

Структура (части и предполагаемое их время)

Организационный момент - 3 мин.

1часть – «Домашние животные и их детеныши»-18 мин.

2 часть – ЗЗР «Дифференциация звуков С-Ш в словах» 7 мин.

Итог занятия – 2 мин.

Общее время: 30 мин.

Резервное время (1-3 минуты)

Контроль за усвоением детьми программного содержания

Организационный момент

- Упражнения: «Путешествия», «Ветерок», «Давайте погреемся» - наблюдение за выполнением действий

1часть

1. сказка «Домашние животные» - показ слайдов, беседа, опрос.

2. Физкультминутка - наблюдение за выполнением движений

3. Д\И «Кто кем раньше был?» - опрос

4. Д\И «Чей хвост? Чья голова» - опрос

5. Д\И «Кто как говорит» - опрос

6. Д\И «Один-много» - опрос

7. Д\И «Кому что?» - опрос

2 часть

1. Артикуляционная гимнастика- показ, наблюдение, самоконтроль.

2. Уточнение правильной артикуляции, характеристика звуков С и Ш – показ, самоконтроль, опрос.

3. Д\И «Повтори за мной» - наблюдение выполнения, самоконтроль.

4. пальчиковая гимнастика – показ, наблюдение за выполнением.

5. Д\И «Собери картинку» - опрос

6. Работа над предложением – опрос, самоконтроль.

Итог занятия – опрос

Организация детей

Организационный момент

- Упражнения: «Путешествия», «Ветерок», «Давайте погреемся» - свободное размещение в группе

1 часть

1. сказка «Домашние животные» - сидя за столом.

2. Физкультминутка – стоя на ковре

3. Д\И «Кто кем раньше был?» - стоя вокруг стола

4. Д\И «Чей хвост? Чья голова» - стоя у доски

5. Д\И «Кто как говорит» - стоя вокруг стола

6. Д\И «Один-много» - стоя у мольберта

7. Д\И «Кому что?» - стоя вокруг стола

2 часть

1. Артикуляционная гимнастика- сидя за столом

2. Уточнение правильной артикуляции, характеристика звуков С и Ш – сидя за столом

3. Д\И «Повтори за мной» - стоя у доски.

4. Пальчиковая гимнастика – сидя за столом.

5. Д\И «Собери картинку» - стоя вокруг стола

6. Работа над предложением – сидя за столом.

Итог занятия – сидя за столом

Оборудование: столы, стулья, доска, мольберт, магнитофон, компьютер, мультимедийная установка.

Демонстрационный материал: картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей, картинки к играм, картинки профилей артикуляции звуков С и Ш, презентация со слайдами «Домашние животные», аудиозапись «В мире животных»

Раздаточный материал: зеркала.

Предварительная работа: изучение согласных звуков: С-Ш, упражнения артикуляционной гимнастики.

Содержание (ход) Методы и приемы

Организационный момент (показ презентации) (Слайд№2)

Логопед : - Ребята, а вы хотите сегодня отправиться в гости к бабушке Шуре и дедушке Савелию – На ферму? (да, хотим) Звучит музыка «В мире животных»

Логопед : - Тогда собираемся в путь! Ферма находится за этим лесом. (Слайд№2)

Упражнение «Путешествие»

Мы вошли все с вами в лес

Сколько здесь вокруг чудес!

Посмотрели вправо, влево

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу!

Прыгнем через лужицу…

Голова не кружится?

А теперь мы наклонились,

Потихоньку опустились.

Снова встали и пошли –

Наша Ферма впереди!

Логопед : - Ребята, а вы слышите, какой сильный ветер дует в лесу?

Упражнение «Ветерок»

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо!

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше! Дети произносят звук [с] громко

Дети произносят звук [ш] громко

Дети произносят звук [с] тихо

Дети произносят звук [ш] тихо

Логопед : - Ребята, в лесу стало холодно. У меня замерзли руки, лицо. Давайте погреемся!

Упражнение «Давайте погреемся»

Ручки растираем

И разогреваем,

И лицо теплом своим

Нежно умываем! Дети потирают ладони.

Хлопают в ладоши.

Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз.

1 ЧАСТЬ

1. Сказка «Домашние животные» (Слайд№4)

Логопед : - Молодцы, ребята. А вот мы и пришли на Ферму к бабушке и дедушке, а вы хотите узнать, какие животные живут на ферме? (да) Тогда послушайте сказку (Слайд№5)

Давным-давно жил человек. Пришла однажды к нему кошка и говорит:

- Возьми меня к себе жить.

- А что ты умеешь делать? – спросил человек.

Ребята, как вы думает, что рассказала кошка о себе? (кошка ловит мышей, крыс, различных грызунов). Кошка чистоплотна, постоянно «умывается». О своих детях, которые рождаются слепыми, заботиться и выкармливает их своим молоком.

- А как называю деток кошки? (котятами)

Подумал, подумал человек и разрешил кошке жить рядом с ним. Но однажды кошка привела кого? Отгадайте!

Проживает во дворе,

В личном доме-конуре,

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает. (Собака) (Слайд№6)

Логопед : - А что ты умеешь делать? – спросил человек. А какую пользу приносит собаки человеку? (Собаки помогают на охоте, спасают людей на пожарах, в горах, на севере их запрягают в упряжки и они перевозят грузы.)

Подумал, подумал человек и поселил собаку жить… куда? (конуру). (Слайд№7)

Логопед : - Скажите, а что любит, есть собака? А кошка? (молоко, рыбу, мясо) Логопед : - А молока то у человека и нет. Кого же нашла кошка? Отгадайте!

Живёт она у нас в хлеву,

Жуёт сено и траву,

И молоко попить даёт.

Кто её мне назовёт? (Корова) (Слайд№8)

Логопед : - Что можно приготовить из молока? (ряженку, сметану, кефир, творог) Куда поселил человек корову? (в коровнике) (Слайд№9)

Логопед : - А коровника у человека и нет. Стал человек его строить. Тяжелые бревна таскает человек, устал. И вот привела кошка КОГО?

Я копытами стучу, стучу

Я скачу, скачу.

Грива вьётся на ветру.

Кто это? (Конь) (Слайд№10)

Как вы думаете зачем? (конь помогает человеку перевозить тяжелые предметы)

Шерсть у лошадей бывает разной масти. Из конского молока делают напиток – кумыс.

Где человек поселит коня? (на конюшне) Логопед : - Пришла зима. Вышел человек на улицу, кругом бело, а на крыльце кто-то лежит:

Как у зайца длинное ухо,

Сам – комочек пуха.

Прыгает не очень ловко,

Но любит морковку. (Кролик) (Слайд№11)

Логопед : - Задумался человек, чем же ему может пригодиться кролик?

А как вы думаете? (Из шерсти вяжут шапки, носки, варежки.) Логопед : - Чем же его надо кормить? А куда поселить? (в крольчатник) (Слайд№12)

Чьи-то маленькие ножки

Носят шубку по дорожке.

Шубка к нам во двор идёт –

Во дворе она живёт.

Пусть вокруг и снег, и лёд,

Шубка мёрзнуть не даёт.

Шубка греет, словно печка…

Носит шубку ту - … (Овечка) (Слайд№13)

Увидела кошка, что у человека нет валенок, и привела барана, овцу и ягненка. А зачем? (Из шерсти можно вязать носки, кофты, валять валенки.)

Логопед : - Понравилось человеку жить рядом с животными, и однажды он сам привел КОГО? ОТГАДАЙТЕ

Она не бурёнка,

Но всё же пока

Даёт ежедневно

Кувшин молока.

Ей дай только волю –

Семь дней не пройдёт –

Повсюду с деревьев кору обдерёт. (Коза) (Слайд№14)

А зачем? (Самое вкусное и полезное молоко – козье.) А где он поселит козу? (В сарае. (Слайд№15)

Логопед : - Однажды видит человек – лежит кто-то в луже:

Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка.

А на ней щетинка.

Кто это? (поросенок (Слайд№16)

Логопед : - У всех животных туловище покрыто шерстью, а у свинки чем? (щетиной) Чем питаются свиньи? ( Они всеядные: желуди, ботва, картофелем, клевером.)

Логопед : - Так все животные стали жить с человеком и приносить ему пользу.

Логопед : - А как можно их назвать, одним словом? Это, какие животные? (домашние) (Слайд№17)

А почему их называют домашними? (потому что животные живут рядом с человеком, который за ними ухаживает)

2. Физкультминутка.

Логопед : - Ребята, а кто познакомил человека с животными? (Кошка.) Давайте поиграем с вами с ней!

- Ребята, давайте встанем из-за стола и построимся в полукруг. Слушайте меня внимательно и делайте, как я.

Сесть на корточки, похлопать себя по животу, встать, потянуться и погладить руками живот.)

Села кошка под кусточек,

Сыра скушала кусочек,

Встала кошка, потянулась,

Ее шерстка развернулась.

3. Д\И «Кто кем раньше был?»

(см. Приложение №1)

А сейчас я с вами поиграю.

Скажите, взрослые животные раньше были кем? (малышами, детёнышами).

Коза (кем была раньше) – козленком

Кошка – котенком

Собака – щенком

Корова – теленком

Кролик – крольчонком

Овца – ягненком

Лошадь - жеребенком

4. Д\И «Чей хвост? Чья голова?»

(Приложение №2)

– Овечья голова, овечий хвост. Это овца.

– Коровья голова, коровий хвост. Это корова.

– Свиная голова, свиной хвост. Это свинья.

– Лошадиная голова, лошадиный хвост. Это лошадь.

– Собачья голова, собачий хвост. Это собака.

– Кошачья голова, кошачий хвост. Это кошка.

5. Д\И «Кто как говорит?» (Приложение №3)

Логопед : И получился у человека целый скотный двор, на котором жили какие животные? Домашние. С утра просыпается человек, а все животные по-разному подают голоса. Я буду показывать животных, а вы изобразите их голоса.

Кошка - мяу. Что делает? (мяукает)

Собака - гав. Что делает? (лает)

Лошадь - и-го-го. Что делает? (ржет)

Баран - бее. Что делает? (блеет)

Корова – му. Что делает? (мычит)

Свинья – хрю. Что делает? (хрюкает)

6. Д\и «Один много» (Приложение №4)

Логопед : Животных на скотном дворе обычно много.

Кошка – много кошек.

Собака – много собак.

Лошадь – много лошадей.

Кролик – много кроликов.

Овечка – много овец.

Корова – много коров.

Поросенок – много поросят.

7. Д\И «Кому что?»(Приложение №5)

Давайте покормим наших домашних животных.

Молоко дадим (кому) кошке.

Косточку дадим (кому) собаке.

Сено дадим (кому) лошади, корове, овечке.

Морковку дадим (кому) кроликам.

Овощей дадим (кому) свинье.

2 ЧАСТЬ

1. Артикуляционная гимнастика.

Как язычок ездил в деревню.

Однажды Язычок решил поехать в деревню. Он запряг лошадку, сел в телегу и медленно поехал по дорожке (упражнение «Лошадка» в медленном темпе: улыбнуться, цокать язычком). В деревне Язычок навестил маму-свинью, возле которой тихо - мирно спали десять маленьких розовых поросят (упражнение «Лопатка» : рот открыт, положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5. Вдруг Язычок услышал, как кто – то зевнул и около будки заметил лохматую собаку (зевнуть 3-4 раза). Неподалеку ходил кот Василий, он испугался проснувшейся собаки и тотчас выгнул свою серенькую спинку (упражнение «Кошка сердится» : язык упирается в нижние зубы и выгибается дугой изо рта).

Язычок, навестив животных, довольный поспешил обратно домой.

Сообщение темы:

Логопед : мы в гостях у дедушки и бабушки. Вспомним, как их зовут? С каких звуков их имена начинаются? Дедушка Савелий, бабушка Шура. Какой первый звук в слове Шура? (Ш) А в слове Савелий? (С)

- Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться различать звуки (С) и (Ш) в слогах, словах.

2. Уточнение правильной артикуляции, характеристика звуков С и Ш:

А) сходство:

- А чем звуки С и Ш похожи? Какие это звуки?

-С и Ш – согласные звуки.

- Ребята, поставьте руку под горлышко и произнесите «С», а затем «Ш». Горло дрожит?

- Не дрожит.

- Значит С и Ш какие согласные звуки?

- С и Ш – глухие согласные звуки. (хором)

Б) различия:

- Правильно, молодцы, ребята! А чем эти звуки отличаются?

Как мы произносим звук «С»?

- Когда мы произносим звук «С» - губы улыбаются, язык опускается вниз к нижним зубам, воздух идет холодный.

-Давайте вместе произнесем хором звук «С», руку поставим перед ртом.

-А как мы произносим звук «Ш»?

- Когда мы произносим звук «Ш» - губы округлены, язык поднимается вверх к верхним зубам, форма языка напоминает «чашечку», воздух тёплый.

- Давайте вместе произнесем звук «Ш».

В) Узнавание детьми профилей артикуляции звуков С и Ш (приложение №6)

-(Показ профилей артикуляции звуков С и Ш.)-Покажите где рисунок произношения звука «С»? Покажите где рисунок произношения звука «Ш»? Почему ты так думаешь?

3. Д\И «Повтори за мной»

СА – СО - СУ

ША – ШО – ШУ

СА – ША

СО – ШО

СУ – ШУ

ШО – СО

ШУ - СУ

СА-ША-СА

СО-ШО-СО

СУ-ШУ-СУ

Ша-ша-ша – наша кошка хороша

Са- са-са – кошку за нос укусила оса

Шо-шо-шо - кошке нехорошо

Ос –ос- ос – возле кошки много ос

Ши-ши-ши – осы хороши

Сы- сы –сы – возле кошки нет осы

4. Пальчиковая гимнастика.

Давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

Су-Джок.

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья- поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

А я довольна своими ребятами!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

5. Д\И «Собери картинку». (Приложение №7)

Логопед : - А сейчас мы немного разомнёмся. - Раз, два, три – картинки собери! ( Разрезные картинки: собака, свинья; лошадь, кошка)- Дети называют получившиеся картинки.

Какой звук ты слышишь в словах собака, свинья?- Звук С. Какой звук в словах лошадь, кошка?- Звук Ш.

Собака, свинья, лошадь, кошка – кто это? – домашние животные.

6. Работа над предложением.

Кошка, макушка, на, ушки, У (У кошки ушки на макушке)

Кошка, усы, длинная, У (У кошки длинные усы)

Кусает, не, собака, своих. (Собака своих не кусает)

Сова, видит, собака, сук, на (Собака видит на суку сову)

Итог занятия

Ребята, что мы делали сегодня на занятии?

- Считали животных.

- Вспоминали о том, какую пользу приносят домашние животные человеку.

- Называли детенышей животных.

- Отгадывали загадки

- Какие звуки мы сегодня изучали?

- Чем они похоже, а чем отличаются?

- Вспомните и назовите животных со звуками (с) и (ш?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД в средней группе «Домашние животные и их детеныши» Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Домашние животные и их детеныши» (с использованием информационно-коммуникационных технологий).

Конспект открытого занятия по развитию речи «Домашние животные и их детеныши» в первой младшей группе .

Конспект занятия по ФГОС в средней группе на тему «Домашние животные и их детеныши» Образовательная область: «Речевое развитие» (интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.

Конспект занятия по ФГОС «Домашние животные и их детеныши» во второй младшей группе Конспект занятия по ФГОС во второй младшей группе Тема: «Домашние животные и их детеныши»  Образовательная область: «Речевое развитие».

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР 5–6 лет «Домашние животные и их детеныши» Тема: «Домашние животные и их детеныши». Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные и их детеныши». Задачи:.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Домашние животные и их детеныши» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Домашние животные и их детеныши» Цели: обобщение знаний детей о домашних животных.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Домашние животные и их детеныши» Задачи:-учить различать животных и их детенышей; -упражнять в звукопроизношении громко-тихо; -вызвать активные высказывания детей; -формировать.

Конспект занятия по экологии для детей второй младшей группы «Домашние животные и их детеныши» Конспект занятия по экологии для детей второй младшей группы (3–4 года) Программное содержание: Образовательные задачи: • Формировать.

Конспект занятия «Домашние животные и их детеныши» в младшей группе «Буратино» Цели: Продолжать учить детей различать взрослых животных и их детенышей; учить называть и сравнивать их по величине - «большой» и «маленький»;.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Домашние животные и их детеныши» Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Домашние животные и их детеныши». Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Домашние животные и их детеныши»
Опубликовано: 1 сентября 2019 в 12:39
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Домашние животные и их детеныши»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Новикова (УИ 112771) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД