Полина Деревягина
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Звуки [Р] и [Р’], буква Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:
- Научиться различать и правильно произносить звуки Р и Рь изолированно, в слогах, в словах сложной звуко-слоговой структуры, предложениях и текстах;
- Научиться выкладывать букву Р из бус;
- Закрепить навыки чтения и печатания слогов и слов с буквой Р.
Оборудование:
Темочки:
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
предметные картинки (рак, рама, радуга, карандаш, барабан, розы, рука, рубашка, кукуруза, куры, шар, арбузы, карта, груши, крыша, зебра, баран, гитара, рыба, тигр, шарф; аквариум, календарь, моряк, пряники, грелка, грибы, орехи, огурец, сирень, редиска, кресло, репа, верёвка, рюкзак, брюки, ребёнок, матрёшка, абрикос, черешня, кастрюля,
наборы для составления схем,
тетради, ручки,
разрезные азбуки.
Ход образовательной деятельности:
Содержание деятельности
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости пришла Фея Бусинка и принесла с собой волшебные бусы. Она живет в волшебной стране Бусоград и там все сделано из бус. А еще она хочет рассказать нам о каких-то предметах, которые есть в ее волшебной стране. Давайте послушаем загадки, найдем на них отгадки и выложим из бус эти предметы.
ЗАГАДКИ.
А) Кто ходит задом наперёд?
Кто в чистой лишь воде живёт?
В норе глубокой он сидит
Усами тихо шевелит
(Рак)
Б) Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится.
(Река)
- Какой первый звук в слове РРРАК? – Р
- Какой первый звук в слове РРРЕКА? - Рь
- Правильно. Сегодня на занятии мы повторим звуки Р и Рь, потренируемся их правильно произносить и различать.
2. Пальчиковая гимнастика.
Птичья гимнастика
Пой-ка, подпевай-ка: Хлопки
Десять птичек — стайка.
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей.
Эта птичка — совушка, Поочередное поглаживание всех пальчиков
Сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка,
Серенькое перышко.
Эта — зяблик.
Эта — стриж.
Эта — развесёлый чиж.
Ну, а эта — злой орлан.
Птички, птички — по домам! Пальчики прячутся за спину
Какие слова со звуком Р или Рь встретились в этой игре? - ВОРОБЕЙ, СВИРИСТЕЛЬ, КОРОСТЕЛЬ, СКВОРУШКА, ПЕРЫШКО, СТРИЖ, РАЗВЕСЕЛЫЙ, ОРЛАН.
- Найдите слова, в которых твердый звук Р спрятался в середине слова? – ВОРОБЕЙ, КОРОСТЕЛЬ, СКВОРУШКА, ПЕРЫШКО, ОРЛАН.
3. Артикуляционная гимнастика.
Вы знаете, ребята, в стране у Феи Бусинки никто не умеет так же как и вы красиво произносить слова Рак и Река, т. к. никто не умеет рычать. А давайте выполним артикуляционную гимнастику и покажем фее, что надо делать, чтобы научиться рычать. А она потом научит жителей Бусограда произносит эти звуки.
Упражнения на звук Р.
4. Игра «Четвертый лишний».
Фея принесла с собой два мешочка, посмотрим, что там спрятано. Но собиралась она к нам в спешке и положила что-то лишнее к себе в мешочки. А сейчас поможем фее найти – что же лишнее у нее лежит в мешочках.
Редиска, земляника, клюква, смородина - редиска
Рысь, жираф, лев, бегемот - - рысь
РРРЕДИСКА – какой первый звук? – Звук Рь.
Какой звук Рь? – согласный, звонкий, мягкий.
РРРЫСЬ – какой первый звук? - Звук Р.
Какой звук Р? – согласный, звонкий, твердый.
Чем похожи и чем отличаются звуки Р и Рь?
Отгадывание по характеристике звуков [Р],[Р’], произнесение, сопоставление.
Уточнение артикуляции звуков Р и Рь.
Теперь Фея точно будет знать все о звуках Р и Рь!
5. Игра «ПОПУГАЙ».
А давайте пропоем ей эти звуки
Воспроизведение слоговых рядов:
ра-ра-ря ря-ра-ря дра-дра-дря
ра-ря-ря ря-ря-ра тра-тря-тря
ра-ря-ра ря-ра-ра кра-кря-кра
и т. д. с буквами О- Ё, У-Ю, Ы-И
Преобразование слогов, слов, игра «Наоборот» :
а) Ра-ря кра-кря акр-акрь рад-ряд шар-шарь
ро- кро - окрь- ров- пар-
ру- кру- укрь- рысь- хор-
ры- кры- ыкр- брак- удар-
6. Различение [Р], [Р’] на слух и в произношении:
Ребята, только Фея Бусинка пока не смола понять: где же мы слышим Р, где Рь и как научиться их различать. Давайте ей поможем. Внимательнно послушаем и если услышим Р, то будем хлопать в ладоши, а если Р, то топать ногами.
а) ра, ря, ро, ре, рю, три, атр, тра, тря, утрь…;
б) треугольник, троллейбус, трамвай, аквариум, прямоугольник, термометр, инструмент, приёмник, конструктор, транспорт, электричество, корреспондент, барометр, архитектор, приключение…;
в) игра «Подарим картинки Роме и Рите» с определением места звуков [Р], [Р’] в словах и объяснением, почему картинка подарена Роме или Рите – 2 команды;
г) составление схем слов по индивидуальным картинкам с использованием бус.
7. Физкультминутка.
«ГУСАК»
Наш гусак встает на зорьке, потянуться;
Он к реке шагает с горки; ходьба вперевалку и далее
Он гусиную зарядку движения по тексту.
Любит делать по порядку:
Для начала - бег на месте,
Крылья врозь, а лапки вместе.
Упражнение для шеи,
Чтоб росла она длиннее.
Упражнение для хвоста,
А потом бултых с моста.
Он плывет на середину:
Чистит лапки, моет спину.
Крикнул селезень: «Кряк - кряк!
Физкультурник наш гусак!»
Какие слова со звуком Р или Рь встретились в этой физкультминутке?
- Со звуком Р – горка, крылья, врозь, упражнение, росла, физкультурник;
- Со звуком Рь – зорька, река, зарядка, по порядку, середина, крикнул, кряк-кряк.
8. Работа с бусами:
Ребята, чтобы наша Фея Бусинка точно не забыла букву Р, давайте поможем выложить ее из бус.
9. Домашнее задание – выучить 1-2 загадки с отгадками на звуки Р и Рь, отгадки нарисовать в тетради.
10. Итог занятия.
- сопоставление звуков [Р] – [Р’];
- припоминание картинок;
- игра на развитие внимания и памяти «Запомни, назови, положи» (6 картинок).
- Ребята, спасибо, Фее Бусинке очень понравилось у нас. Теперь она точно знает как писать букву Р, как правильно произносить звуки Р и Рь и как различать их на слух. А теперь она отправляется обратно в свое королевство Бусоград и научит всех его жителей говорить правильно эти звуки. Ну, а если у нее не получится, то она всегда может обратиться к нам за помощью, правда ребята?