Гульфира Оразбаева
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие по России» с использованием технологии «синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности для детей с ТНР
«Путешествие по России»
с использованием технологии «синквейн»
Автор:
Воспитатель
ОразбаеваГульфира
Ялмагомедовна,
муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
учреждение
«Детский сад № 96 «Капельки»,
Красноярский край,
г. Норильск
Конспект интегрированного занятия
«Путешествуем по России»
Программное содержание: дать детям определённый уровень знаний о своей стране - России, о своей малой родине - Крайнем Севере; расширить знания детей о коренном населении - малочисленных народах Севера, с их образом жизни и бытом; устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания; обогащать словарный запас за счет слов чум, нарты, тундра, развивать познавательную активность, пространственное мышление и воображение, умения анализировать, обобщать, делать выводы. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Оборудование и материалы: карта России, картинки «Народы Севера», каюр, управляющий оленьей упряжкой, чум, радуга, северное сияние.
Для опыта: таз с водой, кусочек сливочного масла, бумажные полотенца.
Для рисования: восковые мелки разного цвета на каждого ребенка, акварельные краски, кисточки, альбомные листы.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем их.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, во время путешествия будем составлять синквейны. Первый синквейн мы составим о нашей Родине.
- А как называется наша страна? (Россия). Какая наша страна? (большая)
Она тянется с востока на запад и с севера на юг. В ней много рек, озёр, морей, лесов и гор; разнообразен растительный и животный мир. Послушайте очень красивое стихотворение о нашей родине, его написал Владимир Степанов.
Чтение стихотворения и показ на карте России
В. Степанов «Необъятная страна»
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
-Как вы понимаете выражение «необъятная страна»? (наша страна очень большая)
- Что мы можем увидеть из иллюминатора самолета? (леса и города, необъятные просторы, моря и горы)
В: Страна у нас большая, красивая и сильная. В ней живут разные национальности. Россия – многонациональная страна. Все народы населяющие Россию, дружные.
Попробуем сочинить синквейн про нашу родину Россию.
1. Россия
2. Какая? (большая, огромная, необъятная, любимая, красивая, могущественная, процветающая, многонациональная, сильная)
3. Что делает? (чему нас учит) оберегать, защищать, любить, жить,
4. Фраза (Моя любимая страна Россия)
5. Ключевое слово (Родина)
Воспитатель: Ребята, Россия это наша Родина. Но у каждого человека есть и малая Родина, это место, где человек родился и вырос.
Услышав следующее стихотворение, вы поймете, куда мы отправимся дальше.
Воспитатель читает стихотворение А. Кымытваль «На коньках по океану»
На коньках по океану
Мы катаемся зимой,
Если только нет бурана
И не гонят нас домой.
Ни фонариков весёлых,
Ни скамеек на катке…
В синей дымке ледоколы
Проплывают вдалеке.
Но зато для детворы
Светят с берега костры:
Беседа по содержанию: Ребята, как вы думаете, о каком крае идёт речь в стихотворении? Где живут эти ребята, что могут кататься на коньках по океану? (Ответы детей)
В. Конечно, там, где холодно так, что замерзает, даже океан. На крайнем Севере. О каком океане говорится, вы догадались? (ответы детей) Верно, ребята, Северный Ледовитый океан омывает эти края (показывает на карте).
На всей этой территории простирается тундра. Мы с вами, ребята, живем на севере Красноярского края. И город Норильск расположен на полуострове Таймыр, недалеко от Северного Ледовитого океана. Это и есть ваша малая Родина.
Как вы думаете, близость океанов и северных морей сказывается на погоде? (да)
- Так какая погода на Севере, в тундре? ( слова признаки: морозная, холодная, студёная, суровая, лютая, вьюжная)
Я хочу вам предложить послушать фрагмент шумового эффекта
- Что он вам напоминает? (Пургу)
- Как пурга проявляет себя? Что делает? ( слова действия: летит, завывает, засыпает, заносит, воет, бушует, метёт)
На территории нашего Красноярского края проживает много разных северных народностей: долганы, нганасаны, ненцы и энцы. (Выкладывает картинки народов Севера)
Но их по какой – то причине называют малыми народами, малочисленными.
Ребята, а вы догадываетесь почему? (ответы детей)
Конечно, потому что численность этих народов очень маленькая, вместе всего 300 тысяч.
Все северные народы ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Это значит, что они не живут на одном месте, а постоянно передвигаются. И помогают им в этом, в первую очередь, олени и собаки. Их запрягают в лёгкие сани – нарты, так они перевозят разобранные жилища и вещи своих хозяев. Управляет такой упряжкой – каюр. А делает он это при помощи длинного шеста – хорея (воспитатель вывешивает изображение каюра управляющего упряжкой)
- Среди северных народов есть и охотники, и рыболовы и оленеводы (воспитатель вывешивает изображение на доску)
Одни народы разводят большие стада оленей для получения мяса, молока, шкур.
Другие – охотятся на песца, медведя, моржа, а оленей используют как транспорт. Олени очень быстро бегают, не проваливаются в снегу.
Третьи, отличные рыболовы – они ловят такую рыбу как чир, муксун, нельму.
Давайте немного разомнёмся.
Динамическая пауза «В тундре»
Тундра, тундра, низкий лес. (приседают)
Снег до самых, до небес! (Подняться на носочки)
Правит нартами каюр
Мчит он к чуму своему. (вытянуть руки вперёд, ладонями вниз, присесть; подтянуть руки к груди, выпрямиться, сжимая кулаки)
Нарты полные добра, (Подняться на носочки, вытянуть руки вверх, в стороны
Будет рада детвора! (хлопают в ладоши)
В: Ребята, придумаем синквейн – стихотворение о народах Севера
1. Энцы, ненцы, долганы, нганасаны
2. Какие? (Выносливые, малочисленные)
3. Что делают? (охотятся, ловят (рыбу, разводят (оленей)
4. Ненцы, нганасаны, долганы, энцы – живут в тундре.
5. Народы Севера
В: Ребята, сейчас предлагаю вам отгадать загадки, и узнать что- то интересное.
Загадка
Шкуры, жерди. Строим дом.
Помогают все кругом.
Применив смекалку, ум
В тундре возвели мы. (чум)
(воспитатель вывешивает на доску изображение жилища - чум)
В: Ребята, в таких жилищах проживают народы севера.
Эвенки, ненцы живут в чумах из жердей (стволов деревьев, покрытых оленьими шкурами. Посреди чума разжигается костёр, для приготовления пищи и обогрева, дым от костра выходит через специальное отверстие в центре чума.
Игра «Кто быстрее построит чум»
В: Сейчас вы будете строить чум, только не из жердей, а из палок.
Командам раздаётся по пять гимнастических палок, кусок ткани, чтобы укрыть чум сверху, и по мотку скотча. Детям нужно собрать палки в пучок и вверху закрепить скотчем, поставить на пол и развести палки-жерди в разные стороны. Сверху укрыть тканью - чум готов.
В: Ребята, а теперь давайте поговорим о животных Севера.
- Каких животных Севера вы знаете? (дети перечисляют)
Отгадайте синквейн-загадку.
Первая загадка:
1. Кто это?
2. Белый, мохнатый,
3. Охотится, плавает.
4. Самый крупный хищник.
5. Животное
(Вывешивается картинка «Белый медведь») Кто это? Назовите внешние признаки.
Как передвигается? Чем питается? Какой медведь? Опишите? (Белый, неуклюжий, большой, мохнатый и т. д.)
Словесная игра: «Составь слова»
У медведя толстые лапы —. , короткие уши —. , длинная шерсть —. , широкие лапы —. .
— Среди хищных зверей Севера самым крупным является белый медведь. Тело покрыто белой длинной шерстью. У него стройное туловище, удлиненная шея, небольшая вытянутая голова. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть предохраняют от переохлаждения и позволяют долго находиться в воде. Подошвы лап покрыты длинными жесткими волосками, поэтому медведь не скользит, взбираясь на льдины. Белый цвет делает его незаметным на фоне снега, льда, это облегчает ему охоту за тюленями. Чутье у медведя очень тонкое, и он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. В начале декабря у медведицы рождаются медвежата. Питается медведь рыбой, тюленями, моржами.
- А как вы думаете, почему животные Севера не мёрзнут в лютую стужу? (животные имеют толстый слой подкожного жира, он помогает сохранить тепло и густая шерсть, а у птиц много перьев, они носят, перьевые рубашки” и им не страшен мороз.)
Опыт «Почему медведю не холодно в воде?»
- Давайте проведем опыт. Вот у нас тазы с водой. Опустите в воду руку. Что произошло с рукой? (Ответы детей). Вытрите руки. А теперь руку намажем сливочным маслом и опустим в воду и вынем. Рука мокрая? Почему? (Ответы детей). Слой масла защищает руку от воды. Так и у медведя. Подкожный слой жира и густая шерсть защищает медведя от воды и холода, он может долго находиться в воде.
Физминутка: «Кто на Севере живёт?»
По ледяной пустыне
Медведица идёт (Идут по кругу вперевалочку медленно.)
За нею медвежата
Торопятся вперёд (убыстряют шаг.)
Трещит мороз жестокий (Обнимают себя руками.)
Повсюду снег и лёд (Повороты с вытянутой рукой вправо влево.)
По полынье холодной (Идут делают гребни руками.)
За нерпой морж плывёт
Бегут спешат олени (Руки скрестив над головой «рога».)
Им виден путь едва (Бегут, высоко поднимая колени.)
Над ними тихо кружит (Бегут маленькими шажками, руки в стороны.)
Полярная сова.
В: Вторая загадка:
1. Что это? (Северное сияние)
2. Красивое, Необычное, разноцветное
3. Сверкает, Озаряет, Удивляет
4. Мне нравится наблюдать за ним.
5. Природное явление.
Самое удивительное на севере это северное сияние.
- На что оно похоже? А чем отличается от радуги? (Ответы детей).
Юрий Шестопалов
Что за чудо - чудеса,
Загорелись небеса!
И горит, пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Никого за тучей нет,
Не пекут там хлеба
Это - свет
Холодный свет
,Северного неба”
- Что вы можете рассказать о Северном сиянии? Что делает Северное сияние? ( слова действия: блестит, сверкает, серебрится, сияет, переливается, искрится, светится)
- Догадались, что мы будем рисовать? (ответы детей)
В: Чтобы нарисовать Северное сияние, нам понадобятся восковые мелки и краски, кисточки, листы, расположенные горизонтально. Сначала нужно разделить лист на землю и небо, провести линию ниже середины листа. Верхняя часть - небо, здесь рисуем северное сияние восковыми мелками короткими движениями вправо-влево до линии горизонта. Нижняя часть-вода, льдина. Здесь нарисуем акварелью, синим цветом. Рисуем полярное сияние восковыми мелками: кладем мелок боковой стороной и начнем широко тушевать “туда-сюда”, не отрывая мелок от бумаги, добавляем желтого цвета, тушуем так, чтобы мелки смешивались – накладываем слегка один цвет на другой, и т. д. Цвета не на одном уровне, они могут быть на разной высоте, где-то вверх, а где-то вниз. Полярное сияние можно увидеть только глубокой ночью. Поэтому все пространство листа нужно покрыть темно-синим или темно-фиолетовым цветом акварельными красками. И вы увидите, как воск отталкивает краску и проявляется северное сияние. Можно нарисовать белого медведя Умку, любующегося Северным сиянием.
(самостоятельная деятельность детей)
Итог занятия : анализ детских работ.