Ирина Елизарова
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Дикие звери севера и юга»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Дикие звери севера и юга".
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Социализация".
Автор: воспитатель Елизарова Ирина Станиславовна, МБ ДОУ ЦРР ДС "Звёздочка" г. Кондопога.
Программное содержание:
1. Уточнить и углубить представления детей о климатических и природных условиях крайнего севера и юга; диких зверях севера и юга (белый медведь, северный олень, морж, тюлень; жираф, слон, бегемот, лев, зебра, особенностях их внешнего вида, питания. Расширять представления детей об особенностях приспособления зверей севера и юга к окружающим их условиям обитания.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Дикие звери севера и юга“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
2. Развивать умение детей делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи (почему звери севера не могут жить на юге, а звери юга - на севере).
3. Способствовать обогащению словаря детей, развитию доказательных форм речи.
4. Формировать умение детей работать в команде: умение договариваться, работать сообща.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между сверстниками.
Материалы и оборудование: модели-фишки (снежинки, солнышко, карточки-модели (постановка проблемы, её решения; особенности севера и юга, особенности внешнего вида, питания зверей, картинки с изображением диких зверей севера и юга, кусочки поролона (толстый, тонкий, таблица с животными севера и юга для голосования.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, энциклопедий, чтение художественной литературы, познавательные беседы с детьми о животных, продуктивные виды деятельности, дидактические игры.
Ход занятия:
- Воспитатель невзначай находит рисунок, подзывает к себе детей, на рисунке юг и север, звери перепутаны.
- Смотрите, ребята, какой рисунок я нашла. Что на нём изображено? (дети перечисляют). А что на рисунке не так? Может ли быть такое на самом деле? Давайте представим, что звери все-таки поменялись местами. Вдруг такое когда-нибудь произойдёт. Смогут ли звери севера жить на юге, а юга - на крайнем севере? Вот в чём вопрос? (модель - знак вопроса). Чтобы найти ответ, что нам с вами надо сделать? (подумать, поразмышлять, спросить у взрослых, отправиться в путешествие). Нам надо вспомнить и поговорить об особенностях северной и южной погоде, о растениях, которые там растут; о том, как звери приспособились жить на севере и юге и доказать, что они поменяться местами не смогут (обращаем внимание на модели).
- Для этого мы разделимся с вами на 2 команды севера и юга. Возьмите себе по 1 фишке (снежинки, солнышко) и определите в какой вы команде (снежинка - север, солнышко - юг). Команды подойдите к своему столу и встаньте вокруг него.
- Ребята, давайте вместе вспомним правила работы в команде (дети высказываются) : обсуждать нужно всем вместе, нельзя грубить и обижать товарища, если его мнение не совпадает с твоим, нужно уметь договариваться, общее мнение будет высказывать кто-то один, команды внимательно слушают друг друга.
- Вы готовы найти ответ на вопрос, вы любопытные ребята?
Ф/п "Любопытные ребята смотрят влево, смотрят вправо,
Выше всех и дальше всех, ждёт нас с вами лишь успех".
- Ребята, перед вами много разных карточек - моделей. Эти модели помогут нам вспомнить и рассказать о севере и юге. Подумайте, вспомните, какие там погодные и природные условия, какая там растительность и из предложенных карточек выберите те, которые относятся к севере и югу и разложите их на своём столе.
- Теперь давайте проверим, как выполнили задание. Команда "Севера" расскажите нам о погодных и природных условиях, о растениях (дети рассказывают: солнце светит мало, не греет, всегда холодно, идёт снег, дуют холодные ветра, вокруг много снега и льда, вода в водоёмах холодная, растений очень мало, они низкие, невысокие) - воспитатель обобщает ответы детей: там очень холодно, вокруг снег и лёд, мало растений.
- Команда "Юга" расскажите нам о юге (жарко, светит яркое солнце, идут дожди, дуют теплые ветра, могут быть горы, есть горячий песок, в водоёмах вода тёплая, очень много разных растений - деревья, травы) - обобщение: на юге - жарко, яркое палящее солнце, очень много разных растений).
- На севере и юге живут разные звери, а какие - попробуем изобразить в игре.
Ф/п "Изобрази зверей юга и севера"
"Один, два, три, повернись и в животное превратись:
- в сердитого льва,
- оленя с огромными красивыми рогами,
- жирафа, который тянется за листвой,
- белого медведя, который бродит по холодной льдине.
- Молодцы, ребята, замечательно изобразили зверей, а вот, что вы о них знаете, мы сейчас и поговорим.
- Следующее задание командам - из предложенных здесь картинок выберете себе тех зверей, которые живут на юге или на севере и отнесите их на свой стол (воспитатель добавляет на столы модели питания, модели внешнего вида и проверяет выполнение задания).
- Самое главное в жизни любого живого существа - это питание (выставляются модели)
- Среди зверей севера и юга есть травоядные, которые питаются растительной пищей и хищные, которые питаются мясом других животных. У вас на столах есть модель питания, положите к этим моделям травоядных и хищных зверей. Команда "Севера" - какие звери у вас травоядные (северный олень, да он питается мхом - ягелем, лишайниками. Команда "Юга", а у вас, кто травоядный - слон, жираф, бегемот, зебра. Как вы думаете, ребята, каким зверям - северным или южным труднее будет с поиском пищи? (северным). А почему? (растительности мало). Хищники юга? (лев). Лев питается мясом других зверей. Хищные звери севера? (белый медведь, морж, тюлень). Морж и тюлень питаются рыбой и морскими животными, а белый медведь - рыбой, мясом других зверей.
- Воспитатель предлагает детям отдохнуть.
Ф/п "Белый медведь"
"Ходит, бродит по торосам
Белый мишка с чёрным носом.
Ну и ну, вот так махина,
Как под ним не треснет льдина.
Он пловец очень ловкий,
Вот что значит тренировки,
Он ныряет каждый день,
Берегись его тюлень"
дети садятся за столы
- Ещё для зверей важно, чем покрыто их тело. А чем оно может быть покрыто? (ответы детей - кожей,мехом, шерстью, жиром -выставляются модели)
- Как вы думаете, ребята, у каких зверей - северных или южных будет более густой, плотный мех с длинными волосками? Почему? (дети высказываются, воспитатель обобщает - северных - у белого медведя, у северного оленя, это помогает им спастись от холода, а у южных - не такой толстый мех, волоски короткие, чтобы зверям было не так жарко - зебра, лев, жираф).
- Назовите мне зверей севера, у которых только кожистый покров, без меха - тюлень, морж; а южных - бегемот, слон.
- Под кожистым покровом, под мехом у каждого зверя есть слой жира (показать на поролоне - толстом и тонком). Только у северных зверей - он толстый, он помогает им выжить в холодных условиях, плавать в ледяной воле; а у южных - тонкий, чтобы не так было жарко.
- А теперь возьмите каждый себе картинку со зверем и выходите на свободное место.
(картинки с изображением животных парные)
Повторяйте за мной:
Моты-моты-моты - ой, смотрите, бегемоты.
Афы-афы-афы - жуют листики жирафы.
Жи-жи-жи - удивили нас моржи.
Один, два, три - зверя в пару ты найди.
- "Уважаемые звери", меняемся местами. Северные парами проходят на юг, а южные парами - на север (сядьте, пожалуйста, парами за столы).
- А теперь, ребята, пришло время доказать, почему звери севера не смогут жить на юге, а южные - на севере. У каждого из вас в паре свой зверь, подумайте, вспомните о нём, обсудите и докажите, что он не может жить в других условиях.
даётся время на обсуждение, воспитатель подходит затем к парам, опрашивает детей
- Мы нашли ответ на наш вопрос (к модели - вопросительного знака добавляем восклицательный знак.
На занятии мы попробовали поменять местами зверей севера и юга, но это только фантазии. По-настоящему звери не покинут своих родных мест, к ним они привыкли, приспособились, даже, если там очень холодно или жарко.
- Ребята, сегодня мы поговорили только о зверях. Но ведь ещё на юге и севере есть птицы и рыбы, разные насекомые. Я предлагаю вам взять свои фишки и разместить их на таблице рядом с тем животным, о котором вам хотелось бы узнать ещё больше (подводим итог голосования - с каким животным будем знакомиться первым.