Луиза Иванова
План — конспект НОД по образовательной области «Познание» «Как звери в лесу зимуют» в подготовительной к школе группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Образовательные задачи.
Уточнить и расширить знания о жизни диких животных в лесу зимой.
Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образа их жизни.
Закрепить понятия «хищные», «травоядные», «всеядные», продолжать учить детей группировать животных по способу питания.
Развивающие задачи.
Развивать творческое воображение, мышление, умение перевоплощаться в образ определенного дикого животного, передавать его повадки, уметь связно и грамотно рассказать о животном.
Темочки:
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Коррекционно - речевые задачи.
Развивать фразовую речь, умение анализировать содержание вопросов и давать полный содержательный ответ на них.
Учить связно и грамотно рассказывать о животном.
Обогащать словарь детей (хищные, травоядные, всеядные).
Воспитательные задачи.
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Методические приёмы.
• сюрпризные моменты (письмо от лесных зверей, встреча с Каркушей);
• художественное слово (загадки о диких животных, стихотворение «Зимний лес»);
• физкультминутка «Мы сейчас пойдём гулять…»;
• вопросы к детям (Какие звуки вы слышите в зимнем лесу? А как вы думаете, о чём ведут разговор зимой птицы? Каким бывает зимний ветер? Какими словами можно охарактеризовать зимний воздух? и др.);
• дидактическая игра «Кого и куда спрятала зима в лесу?»;
• музыкальное сопровождение (запись из альбома «Времена года» П. И. Чайковского);
• просмотр презентации «Животный мир зимой»;
• гимнастика для глаз «Снежинки»;
• дидактическая игра «Покорми животное»;
• дидактическая игра «Узнай животное»;
• Подвижная игра «Быстро зверя покажи»;
• дидактическая игра «Польза – вред»;
• пальчиковая гимнастика «Волк»;
• дидактическая игра «Собери животное»;
• проблемная ситуация (нужно придумать фантастическое животное, которое сможет победить Кощея Бессмертного);
• Творческая работа «Фантастическое животное».
Материал к занятию: письмо от зверей; ворона Каркуша (игрушка); шапочки зверей; ноутбук; презентация «Животный мир зимой»; таблицы к играм «Покорми животное», «Собери животное»; картина «Зимний лес».
Предварительная работа.
чтение рассказов, стихов, сказок о животных;
изучение лексической темы «Зима»; «Животный мир зимой»;
рассматривание картинок, иллюстраций по темам «Зима»; «Животный мир зимой»;
рисование, лепка, аппликация по теме «Дикие животные»;
отгадывание загадок о животных, составление загадок-описаний;
дидактические игры «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Разрезные картинки»;
составление описательных рассказов о диких животных.
Ход НОД.
- Ребята, сегодня утром ворона Каркуша доставила мне конверт. Нашла я в этом конверте загадки.
Если вы ответ найдёте,
То друзей приобретёте.
Давайте разгадаем эти загадки, тогда мы узнаем, от кого это письмо.
Отгадывание загадок.
Из сугроба на опушке,
Чьи-то выглянули ушки.
И помчался прыг да скок,
Белый маленький зверек! (заяц).
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (медведь).
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет (лиса).
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть (волк).
Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк (белка).
- Так кто же прислал нам это письмо? (лесные звери).
Вам, ребята, интересно,
Что же пишут нам из леса?
Пишут лисы,
Пишут лоси,
Пишут зайцы.
(открывает)
«Ждём вас в гости!
Приходите в лес наш зимний,
Будем с вами мы дружить,
Поиграем и поскачем,
Веселей мы будем жить! Лесные звери».
Интересно, а что же сейчас происходит в лесу? Хотите отправиться туда и посмотреть? (ответы детей).
- Мы сейчас пойдём гулять
В лес, зверушек навещать.
Но этот лес -не просто лес,
Этот лес - страна чудес.
Друг за другом все вставайте,
На прогулку вы шагайте.
(Выстраиваются в колонну по одному и идут друг за другом).
Топ-топ, 1,2,3,
Ты под ноги не смотри,
Голову не опускаем,
Весело идём, шагаем.
Вот мы и пришли. Зимний лес тих и спокоен. Как он преобразился (рассматривают картину «Зимний лес»). Зима укрыла лес пушистым снегом. В лесу свежий воздух и бодрящий морозец.
А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина…
Зверушек и пичужек-
Всех спрятала зима.
А кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу?
Дидактическая игра «Кого и куда спрятала зима в лесу?».
Медведя -(в берлоге); лису-(в норе); волка-(в логове); белочку-(в дупле);
ёжика -(в норе); бурундука -(в ямке); зайца-(под кустом).
Молодцы, ребята, ни разу не ошиблись.
(Звучит музыка)
- Ну-ка, ребятки, тише! Иначе вы не сможете услышать прекрасные звуки зимнего леса (слушают музыку (запись из альбома «Времена года» П. И. Чайковского «Зима»).
- Какие звуки вы слышите в зимнем лесу? А как вы думаете, о чём ведут разговор зимой птицы? Каким бывает зимний ветер? Покажите, как дует сильный зимний ветер (дети надувают щёки и дуют изо всех сил). Покажите, как делают люди, когда на них дует такой ветер (Дети поёживаются, постукивают ногами).А какой воздух в лесу! Какими словами можно охарактеризовать зимний воздух? (свежий, целебный). Каким цветом вы бы его нарисовали? Почему? Ой, а кто же это кашляет?
Каркуша. Ой, ой, ой, устала я, друзья,
Кашель мучает меня,
Помогите, не могу!
Сейчас заплачу: кар-кар-кар
- Кто это? Так это же ворона, которая доставила нам письмо от зверей. Заболела бедная ворона, замучил её кашель.? Ребята, как же помочь Каркуше? А давайте подышим свежим воздухом все дружно, для здоровья это нужно, и ты, Каркуша, тоже подыши целебным воздухом. Дышим глубоко-глубоко. Молодцы!
Каркуша (чихает). Спасибо, ребята, дышать легче стало.
- Очень постаралась зима. Только вот птицам и животным, не уснувшим под песню ветра, трудно и голодно в эти зимние месяцы. Почему?
Я сейчас предлагаю вам посмотреть, как животные проводят зиму в лесу.
Просмотр презентации «Животный мир зимой».
- Пока мы с вами наблюдали за животными, свершилось настоящее волшебство.
Ёлочка развесилась новогодними игрушками. А вокруг него закружились, заплясали снежинки.
Это что за серебринки
И танцуют, и кружат
Так вальсируют снежинки
Веселят наших ребят.
Давайте понаблюдаем за снежинками.
Проводится гимнастика для глаз «Снежинки».
- Ну как, понравился вам танец снежинок? А на лесных жителей интересно было посмотреть? Стало ли вам их жалко? Чем же мы им можем помочь? А я вам предлагаю пригласить животных на обед. Найдите на таблице то, что каждый из них обычно ест и покормите их.
Проводится дидактическая игра «Покорми животное».
- Молодцы, всех зверей покормили. Чем же полакомилось каждое животное?
(Ответы детей). Видите, животные едят разную пищу. Одни – листья, траву, ягоды, кору. Этих животных называют….как? (травоядными). Другие едят себе подобных животных –это (хищники).Есть и ещё одна группа животных. Это те животные, которые едят и растительную и животную пищу. Их называют всеядными. Найдите среди присутствующих на обеде травоядных зверей. Почему вы отнесли их к травоядным? (ответы детей).Кого мы отнесём к хищникам и почему? (ответы детей).Остались медведь и ёж. К какой же группе отнесём их? Правильно, это всеядные животные. Медведь питается ягодами, мёдом, рыбой; ёж- улитками, червями, мышами, ягодами, яблоками. Так на какие же три группы делятся животные по способу питания? (ответы детей).
Попробуйте угадать, о каком животном я говорю.
Проводится игра «Узнай животное».
Косолапый, неуклюжий, осторожный (медведь). Давайте построим цепочку медвежьей семьи: папа-медведь, мама-медведица, детёныш-медвежонок, много детёнышей-медвежата. А теперь покажите, как осторожно, неуклюже ходит медведь.
Трусливый, пугливый… Давайте составим цепочку заячьей семьи: Покажите, как ловко прыгает заяц.
Хитрая. чуткая… Построим цепочку семейства лисы: Покажите, как крадучись ходит лиса.
Сильный, злой… Составим цепочку волчьей семьи: Изобразите, как волк рыщет зимой по лесу.
Шустрая, проворная, хлопотливая… Построим цепочку беличьей семьи:
А хотите сами превратиться в животных? Тогда подойдите сюда, поиграем в игру «Быстро зверя покажи» (одевает шапочки)
- На поляне мы идём
И зверушек узнаём.
Ну скорее, 1,2,3,
Быстро зверя покажи (замирают в позе зверя).
Узнаю медведя, зайца и т. д. Молодцы! А кто из вас хочет рассказать о животном, которое вы изобразили.
(Рассказы детей о лисе, зайце, медведе, белке, еже).
-Молодцы. ребята. Хорошие рассказы у вас получились. А как вы считаете, какие животные приносят больше пользы: домашние или дикие? (версии детей).
Давайте на примере волка определим, чего от него больше, вреда или пользы.
Поиграем в игру «Польза – вред». Сначала вы будете называть полезные качества волков, затем–вредные.
Проводится дидактическая игра «Польза – вред».
Польза Вред
Это красивое, сильное животное; Волчий вой вызывает страх;
Волки регулируют численность более мелких животных; Уничтожает маленьких, беззащитных зверей;
Они санитары, так как уничтожают больных животных; Из-за волков страшно в лес ходить;
Из волчьей шкуры можно шить шапки, шубы. Они быстро бегают, от них трудно спастись
У них хорошее обоняние, поэтому они
по следам могут найти свою жертву.
- Молодцы! А попробуем изобразить злого волка пальчиками.
Проводится пальчиковая гимнастика «Волк».
- Волк серьёзный, грозный зверь,
С недовольной, злою миной,
Зайцу уши натрепал
И ещё пообещал:
То ли будет впереди,
Ну, заяц, погоди!
(Изображают пальцами правой руки волчью морду: ладонь прямая, большой палец поднят кверху (ухо, мизинчик отведён вниз и то сходится, то расходится с безымянным пальцем (открывается пасть волка).
-А Каркуша придумала для вас новую игру. В этих конвертах - разрезные картинки. Вам нужно будет собрать их и назвать животное, которое получилось.
Проводится игра «Собери животное».
- Молодцы, все справились, всех животных собрали. А вот представьте себе, что исчезли все дикие животные на Земле. Их запер в темницу Кощей Бессмертный. Как можно победить его и вызволить животных из беды? Придумайте фантастическое животное, которое сможет победить Кощея Бессмертного и нарисуйте его.
Творческая работа «Фантастическое животное».