Ольга Артемова
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах и познакомить с новыми (свиристель, пищуха, поползень, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитывать чувство любви ко всему живому, обогащать словарь детей (зимующие птицы, кормушка и др., воспитывать чувство коллективизма, выдержки.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Предварительная работа: беседы с детьми о зимующих птицах, рассматривание картинок, отгадывание загадок.
Материалы к занятию : мячик из мишуры («снежок», фонограмма с голосами птиц, магнитофон, макет дерева, картинки птиц, мешочек с семенами подсолнуха, тыквы, зёрнами пшеницы, ягодами рябины, круги из картона, различные зёрна, верёвочки для «пряников», клей ПВА.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима.)
Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
А сейчас поиграем в игру «Снежок». (Дети становятся в круг и передавая «снежок», называют признаки зимы, а если кто-то не назвал признак или повторил тот же самый, заходит в круг и ждёт, когда другие назовут нужный признак зимы.)
Затем звучит фонограмма с голосами птиц.
Воспитатель: Дети, чьи голоса вы слышите? (Птичьи.)
Правильно, это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края? (Перелётные.)
А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, всё под снегом и др.)
А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие птицы.)
А вот необычное дерево, на котором поселилась целая стайка, и птички в этой стайке разные. Они собрались стайкой ещё осенью. Так вместе им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм и на её голос спешат другие. Обыщет стайка всё дерево и снег под ним, и соберёт всё, что можно: попрятавшихся насекомых, семена и плоды.
А сейчас угадайте, какие птицы сидят на дереве?
Игра «Угадай птицу»
1. Всё время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья – белобока, а зовут её …. (Сорока.)
4. Птичка-невеличка, ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается прыжок. (Воробей.)
5. Кто там прыгает, шуршит?
Клювом шишки потрошит?
Голосом речистым, чистым,
«Клё-клё-клё» - поёт со свистом? (Клёст.)
Воспитатель: Посмотрите, какие ещё птицы сидят на дереве? Это пищуха – длинноносая птица. Её назвали так потому, что она всё время попискивает. Поползень – это птица умеет ползать по стволам деревьев не только снизу вверх, но и сверху вниз. Ни одна другая так не умеет. Свиристель – очень красивая птица с большим хохолком на голове. На крыльях и на хвосте заметна жёлтая кайма. Свиристелей можно узнать по голосу. Они издают журчащие трели: свири-ри-ри-ри. Народная примета гласит: прилетели свиристели и морозы засвистели. Свиристели очень прожорливы. Весь зимний день птицы проводят либо отыскивая пищу, либо поедая её. А про какую птицу мы забыли? (Синица.)
Физкультминутка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем,
Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку (дети показывают движение,
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень (прыжки).
Игра «Верю – не верю».
Если утверждение правильно, то дети отвечают: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечают: «Не верю».
- Клесты выводят птенцов зимой.
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У свиристели на голове большой хохолок.
- У сороки длинный чёрный хвост.
- Поползень – это длинноносая птица.
- Для птиц самое страшное зимой – это голод.
- Клесты любят семена шишек.
- Дети как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.) Почему? Зимой всё под снегом, а когда после оттепели наступают морозы, ветки деревьев обледеневают и птицам трудно добывать пищу и т. п.
А как мы можем им помочь в это нелёгкое время? (Нужно птиц подкармливать, для этого нужно мастерить кормушки. Птиц можно подкармливать различными семенами: подсолнуха, тыквы, пшена и др.)
Игра «Определи на ощупь» (В мешочках лежат семена подсолнечника, тыквы, зёрна пшеницы, ягоды рябины, шишки.)
Отгадайте загадку:
Что за стол среди берёз под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка.)
Воспитатель: У кого дома есть кормушки? Какие птицы прилетают к ним? Из чего можно сделать кормушки? (Показ всевозможных вариантов кормушек.)
- Кормушки должны быть удобными. Кормить птиц надо регулярно. Корма должно быть немного.
- Мы тоже с вами можем помочь зимующим птицам, сделать для них угощение – пряники из различных семян.
Но сначала подготовим наши руки.
Пальчиковая гимнастика:
Птичка прилетела (машем кистями рук,
Головкой повертела (пальцы собраны в щепотку, а на другой руке ладонь раскрыта,
Из моей ладошки поклевала крошки (изображают, как клюёт крошки).
Дети готовят «пряники для птиц», наклеивая на круг из картона, к которому приделаны верёвочки, различные зёрнышки.
Воспитатель: а теперь мы эти пряники возьмём с собой на прогулку и развесим их на деревьях.
Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках.
В конце подводится итог занятия.