МААМ-картинки

Конспект занятия в подготовительной группе «Этнокультурное воспитание дошкольников путем приобщения к народным обычаям»

Люция Филипова
Конспект занятия в подготовительной группе «Этнокультурное воспитание дошкольников путем приобщения к народным обычаям»

Тема: «Путешествие в прошлое» (час познания)

Цель:

Формировать интерес к познанию жизни наших предков.

Задачи:

Развивающие:

• Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

• Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Обучающие:

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Этнокультурное воспитание дошкольников путем приобщения к народным обычаям“» размещена в разделах

Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа. Формировать представление о прошлом нашей Родины.

• Расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании.

Обогащать словарный запас существительными: печь, колыбелька, чугунок, ухват, изба, сундук, рушник.

определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый.

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания.

Материалы и оборудование:

мультимедийный проектор, презентация с фотографиями, аудиозаписи с русской народной музыкой, старинные предметы обихода: прялка, коромысло, лавка, чугунки, ухваты, домотканые дорожки, вышитые рушники, скатерть, самовар.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы.

Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением русских домов, деревень; одежды, домашней утвари и обихода славян. Рассматривание русских узоров, орнаментов. Экспозиция «Русская изба» в краеведческом музее.

Ход занятия:

Дети становятся в круг, произносят слова с движениями.

Встанем рядышком, по кругу, (образуют круг)

Скажем "Здравствуйте!" друг другу (кланяются друг другу)

Нам здороваться не лень: (грозят пальцем)

Всем "Привет!" и "Добрый день!" (машут руками)

(садятся на стульчики)

Воспитатель : Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Она называется…

Дети: Россия!

В. : Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас? Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше?

Д. : Русь

В. : Хотите узнать, как жили люди в Древней Руси? Предлагаю вам отправиться в путешествие по прошлому. Закройте глаза и послушайте старинную музыку (дети закрывают глаза). (В это время воспитатель выставляет на сцену старинные предметы обихода: прялка, коромысло, лавки, чугунки, ухваты, домотканые дорожки, вышитые рушники, скатерти, самовар).

В. : Откройте глаза, осмотритесь вокруг. Представьте, что мы с вами попали в прошлое наших предков. Вы видите предметы русской старины, наших предков. Наши предки называли себя славянами

От них ведет начало русский народ. Откуда же могло взяться это название? Подумайте, на какое слово оно похоже.

Д. : «Слава».

В. : Значит, славяне – это славный народ. А еще они называли себя словенами, т. е. понимающими слово, речь.

В. : Посмотрите, ребята, в каких домах жили наши предки

Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе

«Семья сильна, когда крыша одна» – так считали наши предки славяне. Все вместе под одной крышей жили – деды и отцы, внуки и правнуки.

А теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего строили дома?

Д. : Из дерева, бревен.

В. : Правильно. А знаете ли вы, как назывался такой дом?

Д. : Дом из бревен назывался избой.

В. : Ребята, а что вы видите в избе на первом месте, что сразу бросается в глаза?

Д. : Печь.

В. : Печь всегда ставилась напротив входа и занимала почти пол избы.

«Печь – наша мать родная», – говорили в старину. Для чего нашим предкам

нужна была печь?

Д. : Она обогревала избу, на ней готовили еду.

В. : И не только для себя, но и для домашней живности. В народе печь называли «кормилицей», «матушкой». Пищу готовили в больших чугунах. В печке было очень жарко, и чугун руками взять было нельзя. Был специальный предмет, которым можно это сделать. Назывался он – ухват

Игра «Перенеси чугунок» (предложить детям по очереди перенести чугунки ухватами).

В. : А еще на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. На печи можно было спать (слайд 10).

Для этого делалась специальная лежанка – полати, деревянные настилы, сооружаемые под потолком. На полатях можно спать, так как печь долго сохраняет тепло. С печью была связана вся жизнь наших предков. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ ее стал традиционным для народных сказок. Какие вы знаете сказки, в которых говорится о волшебной печи?

Д. : «Гуси лебеди», «По щучьему велению»

Игра: «Найди знакомую сказку» (дети находят иллюстрации с определенной сказкой)

В. : Рядом с печкой висела люлька с младенцем. Как вы думаете, почему?

Д. : Чтобы малышу было тепло, комфортно.

В. : Ребята, а вы знаете, что деревянными были не только избы, но и всё, что было внутри избы. Давайте попробуем назвать эти предметы.

Д. : Стены, пол, потолок, лавки, полки, стол, посуда, ложки, сундук, люлька.

В. : Дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась лесными богатствами. Как вы думаете, а где наши предки брали все эти предметы обихода?

Д. : Делали своими руками.

В. : Долгими зимними вечерами крестьяне резали миски и ложки, долбили ковши,

ткали,вышивали, плели лапти, туеса, корзины. Всё делалось тщательно, с любовью.

В. : Что еще интересного вы увидели в избе, чего не встретите в обычной

жизни?

Д. : На стене висит полотенце

В. : Да, полотенце висит, как украшение. Вы знаете, как оно еще называлось в старину? Рушник. Почему его назвали рушником? Потому что им вытирали руки.

(Воспитатель показывает детям вышитый рушник).

В. : Рушники украшали узорами. Как вы думаете, для чего это делали?

Д. : Для красоты.

В. : Узор был не только украшением, но и оберегом. Что значит слово

«оберег»?

Д. : Это предмет, который защищал и охранял людей от бед, защищал от болезней.

В. : Рассмотрите внимательно узоры, которыми наши предки украшали рушники.

В. : На что похожи эти узоры?

Д. : На солнышко, птичек, цветочки, листочки, веточки…

В. : Вы правы, наши предки взяли узоры у природы.

В. : Но не только рушники украшались узорами, но и одежда наших предков красивыми узорами.

Осталось ли на этих картинках, что - то непонятное, незнакомое вам? Из чего наши предки строили дома? Как эти дома назывались? Зачем славянам нужна была печь? Для чего украшали рушники? Как называется предмет, которым вынимали из печки чугунок? Вот мы и вернулись из прошлого в наш родной детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Я очень рада! Впереди нас ждут новые приключения.

Публикации по теме:

Семинар «Сохранение национальных культур. Этнокультурное воспитание дошкольников» МБДОУ «Инжавинский детский сад «Берёзка» СЕМИНАР 9.12.2016 г. Тема: «Сохранение национальных культур» Цель: воспитание гражданина.

Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством приобщения их к традициям и быту казаковВоспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством приобщения их к традициям и быту казаков Познавательный макет "На Кубани мы живём" воспитатель МБДОУ №9 "Золотой петушок" г. Тихорецка Серова Марина ВладимировнаПредоставленный.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения детей к национальной культуре Нравственно патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения детей к национальной культуре. Казакова Наталья Николаевна Воспитатель.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к традициям и быту кубанских казаков ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к традициям.

Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям края, села» Педсовет на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям края, села». Цель:.

Родительское собрание «Этнокультурное воспитание» Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой.

Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям» Семинар для педагогических работников «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям».

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к историко-культурным» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к историко-культурным традициям русского народа Эта тема стала.

Статья: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к историко-культурным традициям» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к историко-культурным традициям русского народа Эта тема стала.

Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Инструктор по физической культуре Сальникова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Этнокультурное воспитание дошкольников путем приобщения к народным обычаям»
Опубликовано: 13 февраля 2018 в 10:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «Этнокультурное воспитание дошкольников путем приобщения к народным обычаям»» (включая файлы) размещена пользователем Люция Филипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД