Анжелика Чумак
Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к традициям и быту кубанских казаков
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ
«Воспитание нравственно - патриотических чувств
у детей дошкольного возраста посредством
приобщения их к традициям и быту
Технологичность представляемого педагогического опыта.
И сладко песнь в честь родины поётся,
И кровь кипит, и сердце гордо бьётся,
И с радостью внимаешь звуку слов:
«Я Руси сын! здесь край моих отцов!»
Публикация «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к традициям и быту кубанских казаков» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Кубань
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
И. Никитин
Говорят, что дорога в тысячи миль, начинается с первого шага. Я хочу вам рассказать о своём первом шаге в данной работе (история о старике Николай Алексей Чувилов, председатель совета стариков казачества, гуляя по парку я увидела на скамейке сидит пожилой человек, подумала, что ему плохо, подошла и спросила вам плохо. Он ответил, что нет просто задумался, о нынешней молодёжи, знают ли они историю своей Родины, корни своих предков.
Он рассказал о себе, что он казак и предки его были казаками. Меня это история заинтересовала. Прежде чем начать работу, задала себе вопрос: знаем ли мы свою историю, свои корни?
Я очень благодарна детскому саду, школе, родителям за то, что воспитали во мне чувство патриотизма, гордости за свою Отчизну. Вот и мне очень хотелось бы, чтобы мои воспитанники прониклись чувством любви к малой родине, узнали историю казачества, стали настоящими патриотами.
В каждом уголке Земли, пусть даже в самом небольшом, но по своему неповторимом, есть своя природа, свои традиции и быт, своя история. По данной теме был собран и проанализирован необходимый материал, позволяющий сформировать у дошкольников представление о том, чем славен наш родной край, кто был предками нашей малой родины и познакомить с бытом и традициями казачества, а это всего лишь тысячная доля, «Багажа знаний» об истории, традициях, быте казаков, которые необходимо передать нашим дошколятам.
А начинать непременно необходимо со своих корней того, что близко, знакомо и понятно. Чтобы откладывалась в памяти быстро и с пользой, для этого мы разработали авторскую книгу мини - энциклопедия «По следам истории», через которую у детей дошкольного возраста сформируется нравственно – патриотические чувства посредством приобщения их к традициям и быту
кубанских казаков (Приложение №1).
Чтобы узнать быт и обычаи казачества, надо самим стать казаками, и прочувствовать всю сущность истории, для этого был подготовлен праздник «Посвящение в казачата». Готовились к этому празднику основательно. Разучивали казачьи народные песни, танцы, стихи. Дети произнесли заповеди казачества и получили благословление священнослужителя. В торжественной обстановке в присутствии родителей и казаков дошкольников посвятили в казачата. Как приятно и трогательно было наблюдать за ребятишками, которые старались продемонстрировать атаману свои знания и умения, проявить свои творческие способности, не скрывая чувства радости и восторга. Ещё долго мальчишки вспоминали и рассказывали родителям о том, что они стали настоящими казаками. Проведение данных праздников позволяет детям в полной мере окунуться в историю. Принимая детей в казачье общество юными казачатами, мы вызываем чувство сопричастности, они гордятся своим «званием», рассказывают друзьям, делятся впечатлениями о том, что им «вручили грамоту и пожал руку настоящий казак, а ещё он меня обнял! (Приложение №2).
Чтобы узнать поближе казаков, какими они были патриотами своей Родины была разработана и оформлена авторская книга «Послание в будущее».Данный материал книги поможет ребятам окунуться в историю казачества в ВОВ, ведь казаки были активными участниками ВОВ, настоящими патриотами своей Родины, а самое главное поможет ребятам стать посланниками будущему поколению, послание наших предков дошколята смогут передать будущему поколению и станут настоящими посланниками (Приложение №3).
Мы с ребятами посещали казаков ветеранов ВОВ, пенсионеров и просто старшин нашего поколения, ребята пели песни, танцевали, читали стихи о Кубани и кубанских казаках, а так же получали информацию от старшего поколения об истории нашей малой Родины. Для воспитания нравственно патриотических чувств, был организован агитпоезд, ребята стали активными участниками данного проекта «Уманские казачата» (Приложение №4).
Для полных знаний о казачестве был разработан методический материал НОД для всех возрастных групп дошкольного возраста. Во время проведения НОД по художественному творчеству с детьми мы изготовили сувениры кубанской тематики и дарили их на память. (Приложение №5).
Мы тесно сотрудничаем с казаками Ленинградского казачьего общества, которые помогают знакомить детей с бытом, обычаями и историей казачества. Отметим, что общение с казаками оказывает благоприятное влияние на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей. У нас налажено обратная связь со служителями Храма. Трёх Святителей, так как казачество всегда было связано с православной культурой, ведь казаки это верующий народ. Анализируя успехи внедрения регионального компонента для воспитания нравственно-патриотических чувств, можем отметить, что задачи, поставленные изначально успешно реализуются. Приобщение детей к казачьей культуре способствуют интеграции их в социуме!» Эмоции, испытанные детьми и взрослыми передать просто невозможно, каждый визит неповторим. Улыбки и слова благодарности были сквозь слёзы. Также ребята посещали памятные места и возлагали цветы
(Приложение №6).
Совместно с родителями была создано «Кубанское подворье», которое позволяет окунуться в историю казачества, ребята проводят своё свободное время, поют песни, читают стихи, играют и просто ведут беседы, играют и просто отдыхают (Приложение №7).
По крупице собирая атрибуты казачьей утвари, родители смогли оформить «Комнату казака», которая поможет ребятам окунуться в историю казачества. Ребята любят проводить свободное время, играть, рассказывать друг другу истории, рассматривать утварь казачью, рассматривать кукол манекенов казака и казачку, на время становиться жителями казачьей комнаты (Приложение №8).
С гордостью и честью наши ребята приняли участие юных казачат в казачьем смотре-конкурсе среди школ. Наша группа стала единственным участником дошкольного возраста. Ребята не соревновались, но показали своё мастерство строевого шага. С гордостью, светящиеся от счастья они прошли строем. Когда им вручали диплом об участии, их глаза сияли как маленькие огоньки (Приложение №9).
Ребята часто встречаются с казаками беседуют и в беседах делятся своим идеями. Ребята организовывают и подготавливают праздники, приглашая на них казаков. Совместно делятся знаниями, впечатлениями, возрождают казачьи песни, и исполняют современные (Приложение №10).
Неоспоримое значение, имеет четкое построение предметно-развивающей среды, оформлен казачий уголок и уголок по нравственно – патриотическому воспитанию (Приложение №11).
Вместе с родителями, бабушками, дедушками ребята участвовали в параде 9 мая «Бессмертный полк» (Приложение №12).
Ребятами были разучены заповеди казачества (Приложение №13).
На развлечениях и досугах родители не только присутствовали, но и 0принимали активное участие, исполняя роли. (Приложение №14).
Для систематизации материала по ознакомлению дошкольников с историей казачества разработала перспективный план работы (Приложение №15).
Была создана редакционная команда родителей для выпуска газеты
«Уманские казачата»; (Приложение №16).
Разработанные методический материал дал свои результаты, распространён по интернет ресурсу. С данным опытом делилась на личных сайтах и страницах (Приложение №17)
Разработала методические пособия и получила рецензию «Казачий край, люби и уважай» 2 частях (Приложение №18).
Таким образом, настоящая работа позволяет в доступной и интересной форме, реализовывать воспитания нравственно - патриотические чувства, у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к традициям и быту кубанских казаков. Окончив детский сад, школу, каждый выберет свой путь. Очень важно, чтобы в той – взрослой жизни дети помнили, что за ними – слава казаков, их дела и замыслы. Ведь если терпеливо воспитывать в подрастающем поколении чувство любви и уважения к малой Родине, традициям и быту казачества, то положительный результат не заставит себя ждать в будущем.