Наталья Казакова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения детей к национальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения детей к национальной культуре.
Казакова Наталья Николаевна
Воспитатель
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения детей к национальной культуре» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2017
Современное общество на сегодняшний день находится в состоянии глубокого нравственного кризиса. Ценности и традиции прежних времен находятся на стадии исчезновения, в то время, как новые устои еще не сформированы. В сознании людей нынешнего поколения получили широкое распространение почитание материальных ценностей, равнодушие к ближним, эгоизм, индивидуализм, цинизм, агрессивное отношение к окружающим людям,даже к беззащитным животным, неуважительное отношение к старшему поколению и государству и обществу в целом.
Неспроста назрела необходимость возвращения к памяти о вековых традициях, которые складывались в нашем народе, ко всему лучшему духовному и творческому наследию нашего народа. Становятся очевидны колоссальные возможности, которые дает краеведческая деятельность, позволяющая воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах. И каким бы изменениям не подвергалось наше общество, воспитание у подрастающего поколения любви к родной стране, понимания понятий патриот и патриотизм, гордости за Родину необходимо всегда.
Актуальность :
Отсутствие в подрастающем поколении чувства человеколюбия,патриотизма,постепенная утрата семейных традиций, ценностей, обычаев, утрата стремления к изучению родного языка.
Цели :
Обогащение детских представлений новыми, яркими впечатлениями, посредством игры, художественной литературы, фольклора. Накопление у детей знаний о народном искусстве, традициях и обычаях русского и мордовского народов. Закрепление представлений о народном быте и произведениях народно – прикладного искусства.
Приобщение дошкольников к народным играм и национальным игрушкам.
Задачи :
Ознакомление детей с историей родного края, национальным бытом, обычаями и традициями мордовского народа. Формирование чувства национального достоинства и развитие лучших черт национально характера. Воспитание почитания культуры других народов, понимания их ценностей и уважения к ним.
Среди нравственных качеств, которые я стараюсь воспитывать у детей, большое место занимает воспитание доброты и справедливости. «От зла стареешь, от добра молодеешь»- утверждает мордовская пословица. С ранних лет мы учим детей делать людям добро, помогать им. В традициях мордвы было оказание помощи одиноким старым людям в уборке жилища на праздники. Важное место в воспитании дошкольников уделяется воспитанию почтения и уважения к родителям, старшим. «Где уважение, там и любовь», «Людей не почитаешь - себя не уважаешь». Я прививаю детям почтение не только родителей, бабушек и дедушек, но и уважение старших, братьев и сестер, добродушное отношение к гостям и гостеприимство.
В своей работе я опираюсь на следующие учебно – методические пособия :
1. Беляева Н. Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы. Саранск Мордов. гос. пед. ин-т. 2000
2. Валдоня : Программа и методические рекомендации: для ДОУ РМ/ М-во образования РМ. – Саранск: Тип. «Красный октябрь», 2001
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханёва, О. Н. Корепанова и др. – СПб. : «Детство-пресс». 2004
4. Материалы работ городских методических центров. Саранск 2007 Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [ Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва ]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011.
5. Мордовские загадки / Сост Самородова К. Т. Саранск. Мордов. кн. изд-во. 1987.
6. Мордовские народные игры. / под. редакцией Брыжинского В. С. Саранск. Мордов. кн. изд-во. 1996. 16 с.
Формы работы:
Непосредственно организованная образовательная деятельность. Совместная деятельность с воспитанниками. Организация праздников и развлечений на национальные темы. Наблюдения в быту и природе. Экскурсии в детскую библиотеку. Посещение национального уголка «Мордовская изба» при ДОУ. Организация конкурсов детских рисунков и поделок. Просмотр мультфильмов, видеофильмов, слушание музыки, национальных песен. Организация встреч с интересными людьми своего края. Приобщение родителей воспитанников к организации и участию в праздничных мероприятиях, беседы с родителями на темы патриотического воспитания детей.
Одним из приоритетных аспектов воспитания в национальных традициях- является раннее включение детей во все сферы жизни. Дети учатся и воспитываются не столько слушая и наблюдая, сколько участвуя непосредственно. В своей педагогической практике я использую широкий спектр воспитательных методов и приемов. Наиболее действенными считаются личный пример взрослых, строго продуманная организация детей. Народные традиции воспитания имеют демократический характер, который обеспечивает воспитанию преемственность его основных идей, форм и средств. Обращаюсь к традициям воспитания не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли, но и потому, что это наши корни, забывая о которых, мы разрываем связь времени и поколений. Разрабатывая программу воспитания на современном этапе, необходимо учитывать все ценное, добытое трудом поколений, выдержавшее проверку временем.
Анализ результативности:
Дети стали более активно и, осмысленно принимать участие в народных играх, помогать в проведении праздников и забав. С удовольствием исполняют русские и мордовские народные песни, играют на народных музыкальных инструментах. Дети знают и называют предметы русского и мордовского народного быта, их функциональное назначение, способы действия с ними Дети знакомы с произведениями устного народного творчества, используют в активной речи считалки, загадки, пословицы, поговорки, песенки и т. д. Играют в русские и мордовские народные игры, знают и выполняют правила игры. С помощью взрослых и частично самостоятельно творчески отражают в разных видах своей деятельности знания о русской и мордовской народной культуре (рисунки, поделки).
Таким образом вся выстроенная система работы в данном направлении, а именно воспитание нравственно – патриотического сознания у дошкольников посредством приобщения детей к национальной культуре позволяет сформировать у детей доступные, четкие представления о родном крае, о русской и мордовской народной культуре в целом, о значении понятия патриотизм.