симонова евгения
Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для педагогических работников
«Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
Разработала методист –
Симонова Е. А. СП ГБОУ СОШ №1
с. Приволжье детский сад «Теремок»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям народа»
Задачи:
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
1. Выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию дошкольников.
2. Познакомить с многообразием форм, средств и методов ознакомления детей с национальной культурой
3. Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов
Оборудование:
Проектор, презентации №1 «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям», №2 мастер-класс «Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре, используя нетрадиционную технику «пластилинографию»
стулья по количеству участников семинара, 2 стола, 2 флажка, пластилин, стеки, дощечки для лепки, салфетки влажные, трафарет матрешки.
План семинара :
1. Введение в тему семинара. Вступительное слово (Буркеня С. Н. -руководитель СП)
2. Деловая игра «Педагогический экспресс» (Симонова Е. А. - методист)
3. О многообразии форм, средств и методов ознакомления детей с национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности (дискуссия педагогов)
Форма проведения: деловая игра «Педагогический экспресс».
Ход семинара:
Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова -Матусовский М., композитор -Баснер В.)
1 слайд (Название семинара)
Ведущий (методист) читает стихотворение:
Там лазурное небо и снежные горы,
Бескрайних полей золотые просторы.
Закаты как в сказке и звездные ночи,
Рассветы ясны как красавицы очи.
Там свято хранятся традиции предков
И люди плохие встречаются редко.
Там радость так радость! Беда не беда.
Гостям в каждом доме рады всегда.
Там разные нации в мире живут,
Там вечные ценности - знания и труд.
Самая лучшая ты на земле
Родина матушка - слава тебе!
Вступительное слово (Буркеня С. Н. - руководитель СП)
- Задачи по воспитанию нравственного начала у дошкольников решаются во всех видах детской деятельности: в обучающей деятельности, в играх, в процессе труда, в быту, так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Обоснование темы игры:
- Прежде чем приступать к какому-либо делу, всегда нужно быть теоретически подкованным. Поэтому в начале нашей игры нам хотелось бы вам кратко рассказать об организации нравственно-патриотического воспитания в детском саду.
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения.
Это весьма кропотливая работа, должна быть организована систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Ведущий (методист) приглашает педагогов в виртуальное путешествие по маршруту «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
В жюри – руководитель СП – Буркеня С. Н.
Деловая игра «Педагогический экспресс»
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
2 слайд (тема мероприятия)
Ведущий (методист) :
-Уважаемые коллеги, как было сказано выше - одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.
(3 слайд) Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им дорого и близко. Культура родного края должна войти в сердце ребенка, стать неотъемлемой частью его души
А что такое Родина?
- Давайте все вместе встанем в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина»
(Включается спокойная релаксационная музыка. Педагоги встают в круг. Закрывают глаза).
- Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас?
(Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово).
- Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похожи, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов.
- А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей родиной, потому что…». (Слайд 4)
- Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно-значимой.
- Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс». (слайд 5 «цель игры»)
Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Для этого нам нужно определиться с участниками.
(Деление на команды. С использованием эмблем разного цвета)
- Итак, команды готовы, жюри выбрано и мы можем отправляться в путь.
(слайд 6)
Первая станция - 1 конкурс «Разминка»
- Сейчас я буду читать вопросы, а капитаны команд, должны поднять таблички и назвать правильный ответ. За каждый правильный ответ присуждается 1 очко, задание на скорость.
( ответы на слайдах: 7-30)
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны (государство).
2. Символ государства, его суверенитета, установленных размеров и цветов (флаг).
3. Официальная эмблема государства (герб).
4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство (семья).
5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется суверенитетом (страна).
6. Что такое патриотизм? (преданность и любовь к родине, к ее природе, культуре, народу).
7. Что означает духовно-нравственное воспитание? (развитие нравственных качеств личности).
7. а Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители)
7б. Что всегда остается важным для патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Чувство привязанности)
8. Сколько республик входит в состав России? (21).
9. Почему Красная площадь так называется? («Красная» - красивая.)
10. Дата принятия Конституции РФ. (12.12.1993.)
(Слайд 31)
2 станция- 2 конкурс «Проведи параллель»
Каждой команде я сейчас раздам карточки, в которых написаны программные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, участникам необходимо определить к какой возрастной группе относится определенная группа задач и провести соответствующую параллель.
( варианты вопросов:
- Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи. (первая мл. группа)
- Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые). Называет членов своей семьи, их имена. Знает название родного города (поселка). Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
(2 мл. группа)
- Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов семьи. Может расска-зывать о своем родном городе (поселке, селе, назвать его. Знает некото-рые государственные праздники. Имеет представление о российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии.
(средняя группа)
-Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд. Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому. Может рассказывать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет. Знает, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна; что Москва – столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна. Имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы. (Старшая Группа)
- Я думаю, что наши команды справились с заданием и готовы отправиться к следующей станции.
(слайд 32)
3 станция «Вспомни былое»
- Сейчас каждая команда выберет для себя по две карточки, на которой написаны старинные слова и современное его значение. Вам необходимо вспомнить и найти значение каждого слова. На это задание отводиться 2 минуты.
1 Брань - битва
2 Живот - жизнь
3 Касатик - ласкательное обращение
4 Орать - пахать.
5 Палица - дубина с окованным набалдашником.
6 Рать - войско
7 Светлица - светлая, чистая комната
8 Седмица - неделя
9 Чадо - Сын или дочь до 12 лет
10 Булат - Оружие из стали
(слайд 33)
- А сейчас время отправится на следующую станцию, где нас ожидает дискуссия «О многообразии форм, средств и методов ознакомления детей с национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности»
(домашнее задание для всех педагогов - «Изучить различные формы и методы по теме и познакомить участников семинара)
1команда представила мастер-класс «Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре, используя нетрадиционную технику «пластилинографию»
2 команда рассказала о значении музыки в нравственном воспитании дошкольника
Участники команд, выразили свое мнение по поводу эффективного применения данных методов в приобщении к национальной культуре, рассказали о проектном методе, о взаимодействие с родителями по данному вопросу, было предложено провести конкурс «Национальная культура» среди родителей и т. п.
- Наше путешествие подошло к концу, последняя станция осталась позади. Пришло время подведения итогов сегодняшней игры.
Слово жюри. Подведение итогов.
(Слайд 34)
Рефлексия «Все в наших руках»
- Предлагаю вам вспомнить основные задачи нравственно - патриотического воспитания
(все задачи заранее подготовлены- напечатаны на листах) и наклеить их на гранях куба.
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изодеятельность,
художественное слово.
5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения
государственной символики России
6. Задачи патриотического воспитания
(Команды выполняют задание)
- Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам, т. е. воспитание патриотических чувств у детей в наших руках.
Проект решения семинара :
- Принять к сведению информацию, полученную на семинаре.
- Использовать в практической деятельности рекомендации по использованию различных форм и методов приобщения детей к национальной культуре
- К педагогическому совету представить презентации педагогических проектов по патриотическому воспитанию дошкольников.
Литература:
Голицина Н. С. Система методической работы в ДОУ. Часть 2. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 120с.
Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ (методика организации, сценарии, притчи, аффирмации). – 2010. – 176с.
Подрезова, Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ.
Патриотическое воспитание / Т. И. Подрезова. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Справочник старшего воспитателя / авт. – сост. Н. А. Кочетова и [и др. ]. - Волгоград: Учитель, 2013. – 301с.
Другие источники :
https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/01/08/delovaya-igra
russkaya-kultura-kak-sredstvo-patrioticheskogo
https://www.maam.ru/detskijsad/pedsovet-delovaja-igra-prababushkina
shkola-ustnoe-narodno-patrioticheskoe-tvorchestvo-v-vospitani
doshkolnikov.html
ФОТООТЧЕТ
Семинар для педагогических работников
«Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
Задание в кругу «Какой образ вызывает у вас слово «Родина»?»
Мастер-класс «Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре, используя нетрадиционную технику «пластилинографию»