Денисова Зульфия Михайловна
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям края, села»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет на тему : «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям края, села».
Цель: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми, родителями по вопросам патриотического воспитания.
Форма проведения: круглый стол
Участники: педагоги ДОО.
Предварительная работа:
1. Проведение консультации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС».
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мое село, мой поселок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
2. Тематическая проверка «Состояние работы в ДОУ по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
План проведения педсовета :
1. Анализ выполнения решения педсовета №2 - старший воспитатель Денисова З. М.
2. Актуальность темы педсовета. Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО» – старший воспитатель Денисова З. М.
3. Тренинг на создание образа «Родина» — старший воспитатель Денисова З. М.
4. Викторина «Эрудит» — старший воспитатель Денисова З. М.
5. Отчёт воспитателей о работе в группе по патриотическому воспитанию.
5. Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему : «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям края, села». - старший воспитатель Денисова З. М.
5. Решение педагогического совета. - старший воспитатель Денисова З. М.
Ход педсовета:
1. Анализ выполнения решения педсовета №2
Реализацию проектной деятельности считать успешной. Продолжать проектную деятельность в ДОУ.
2. Актуальность темы педсовета :
Любовь к родному краю –
- один из вернейших признаков
любви к своей стране.
К. Г. Паустовский
Актуальность проблемы заключается в том, что любовь к родному краю, к Родине, верность традициям, знания истории и культуры своего народа продолжают оставаться основой системы патриотического воспитания и чтобы воспитать достойного гражданина и патриота нам необходимо сформировать у детей дошкольного возраста чувство преданности к родной земле, гордости за историю своей страны, любви к отчему дому.
В нашем дошкольном учреждении патриотическое воспитание является одним из основных направлений и мы в течении учебного года 2016-2017 работали по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям края, села». В нашем детском саду создана для детей тёплая, уютная атмосфера, каждый день ребёнка наполнен радостью, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье и начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему отечеству.
Приобщение ребёнка к культуре своего народа очень важно, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать культуру своих предков.
Патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, одним из важнейших звеньев системы воспитательной работы и работая над воспитанием гражданственности и патриотизма мы должны в первую очередь заботиться, о том чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы. Чтобы его стремления были направлены на развитие тех качеств и ценностей благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он гражданин свое Родины.
3. Тренинг на создание образа «Родина».
Предлагаю создать образ Родины: Закройте глаза, представьте тот образ, который возникает при слове «Родина» (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д (включается спокойная релаксационная музыка).- У каждого из вас возник свой образ, у кого –то они похожи, у кого –то нет. Давайте выведем своё определение слова «родина», исходя из наших образов. - Давайте подберём родственные слова к слову «Родина».(Родина, род, народ, родители, природа, дородный, борода, родник) (Слова записываются на доске) Интересный факт: Борода – слово родственное «Родине». Доказано, что волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.
Возвращаясь к теме нашего педсовета, можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять. В заповедях бога Перуна сказано: «Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни без остатка…».
Это родовое место мы называем малой Родиной. Наша малая Родина –Мечетлинский край.
4. Викторина: «Эрудит».
1. дайте общее название понятиям.
(средства патриотического воспитания)
- ОКРУЖАЮЩАЯ МЕЗОСРЕДА
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2. добавьте формы организации работы по патриотическому воспитанию.
-СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
-ТЕМАТИЧЕСКАЯ НОД
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ
3. дайте определение понятию.
Исторически принадлежащая данному
народу территория с её природой, населением,
особенностями исторического развития.
(Родина)
4. дайте определение понятию.
Социальное чувство, которое характеризуется
привязанностью к родному краю, народу, его
традициям. (Патриотизм)
5. добавьте недостающие задачи по патриотическому воспитанию :
1. формирование нравственно – духовных особенностей
личности;
2. формирование чувства гордости за свою нацию;
3. формирование почтительного отношения к
национальным и культурным традициям своего народа;
4. формирование либеральной позиции по отношению к
ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
6. создайте правильную последовательность работы
по патриотическому воспитанию.
семья – детский сад – родная улица –родное село - страна, её столица, символика
7. дайте определение понятию.
То, что перешло от одного поколения к другому. Что унаследовало от предшествующих поколений. (Традиции)
8. Доскажите пословицы.
- родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
- что край, то обычай, что народ, то и вера.
- и если есть на свете рай, то это твой родимый край.
- родной куст и зайцу дорог.
- береги землю родимую, как мать любимую.
- человек без родины – соловей без песни.
- на родной стороне каждый камешек знаком.
5. Отчёт воспитателей о работе в группе по патриотическому воспитанию.
6. Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по патриотическому воспитанию» - старший воспитатель.
Согласно годового плана работы МБДОУ д/с «Солнышко» на 2016 - 2017 учебный год в период с 13.02.2017 г. по 21.02.2017 г. комиссией в составе 2-х человек:
- Корекова Г. А. – заведующий, председатель комиссии;
- Денисова З. М. – старший воспитатель, член комиссии;
был проведен тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по патриотическому воспитанию».
Цель: Определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации деятельности по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Содержание контроля:
тематическая проверка осуществлялась по следующим направлениям:
• наблюдение педагогического процесса;
• оценка профессиональных умений воспитателя;
• анализ средовых условий в группе;
• наличие перспективного планирования работы;
• оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.
Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа непосредственно- образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, беседы с воспитателями, обследования материальной базы и развивающей среды в группе.
Проверка показала:
1. Наблюдение педагогического процесса.
В ходе тематической проверки были просмотрены занятия воспитателей Щипуновой В. Л. (старшая группа, Крашенинниковой С. Л. (подготовительная группа) тема «Наша армия сильна, охраняет мир она.» Коженковой В. С. (средняя группа) тема «Будем в армии служить» ,Севастьяновой Л. И., Абдуллиной З. А. (младшая группа) тема «Моя семья». Просмотренные занятия были направлены на знакомство с новым и закрепление пройденных тем.
Анализируя просмотренные занятия можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. Все просмотренные занятия были по обобщению и закреплению пройденных тем. Дети среднего, старшего дошкольного возраста в большинстве знают названия вид войск, военной техники, имеют представление о армии, символике Республики Башкортостан и Российской Федерации, знают фамилию, имя и отчество президента РФ и РБ.
Просмотрено и отражено в планах цикл занятий по патриотическому воспитанию : «Наш детский сад», «День народного единства», ««Моё село, в котором я живу», «Моя семья», «Я и моё имя», «Моя мама лучше всех», «Международный женский день», «Символы РБ», «Моя республика Башкортостан», «Животные Башкирии», «Наша армия», «Народный праздник масленица», «Москва – столица России».
В работе по патриотическому воспитанию проведены следующие мероприятия:
- Праздник «День Республики Башкортостан»
-проведение родительского собрания по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей.
- развлечение «День матери»
-привлечение родителей к участию в оформлении выставки фотографий исторических мест.
- выступление детей с танцем «Умырзая» на Республиканском Фестивале трудовых коллективов, где были удостоены дипломом.
- участие коллектива ДОУ с песней «Цвети Устьикинск», где были удостоены дипломом, благодарственным письмом.
- обучение детей на детских музыкальных инструментах башкирским мелодиям «Попурри».
- посещение районной детской библиотеки.
- проведение целевой прогулки по улицам села, совместно с инспектором ГИБДД.
- экскурсия в пожарную часть.
- посещение краеведческого музея Мечетлинского района.
-выставка поделок детей и родителей «Мастерская Деда мороза»
- организация выставки детских работ: «Село вечером», «Кукла в национальном башкирском костюме», «Моя семья», «С чего начинается Родина», «Наша армия!»
-викторины: «Знаешь ли ты родное село?», «Наша Республика Башкортостан», «Достопримечательности села Большеустьикинское»
«Наша армия сильна»,
- посещение детской музыкальной школы.
-развлечение, посвящённое Дню защитника отечества.
-праздник Масленица.
-участие в районном конкурсе «Масленица», где были награждены подарком.
Анализ НОД показал качественную подготовку к образовательной деятельности, умелую организацию в свободной деятельности, использование разных форм и методов работы с детьми.
Рекомендации:
. Продолжить работу по патриотическому воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровъесбережение).
2. Анализ профессионального мастерства воспитателей.
Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают цели и задачи своей возрастной группы по нравственно-патриотическому воспитанию. В непосредственно-образовательной деятельности и нерегламентированной совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Все педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал. Точно и доступно формулируют вопросы к детям.
Анализ просмотренных занятий показал, что воспитатели активно используют разнообразные приемы привлечения и сосредоточения внимания детей, формы организации детей (работа малыми подгруппами, в паре). Дети на занятиях активны, сохраняют интерес на протяжении всего занятия.
Воспитатели грамотно подбирают демонстрационный и раздаточный материал и рационально его размещают во время проведения занятия.
На высоком уровне построена работа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию у педагогов Щипуновой В. Л., Крашенинниковой С. Л., Коженковой В. С., Абдуллиной З. А., Севастьяновой Л. И., Мухтаровой З. Ф.
Рекомендации:
Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.
3. Анализ средовых условий в группе.
В ДОУ, группах созданы условия по воспитанию нравственных норм, правил поведения, этики, внедрения метода проекта в учебно- воспитательный процесс. В методическом кабинете имеются подборка детской художественной, методической литературы по данной тематике.
Во всех группах в наличии дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. Во всех возрастных группах созданы условия для развёртывания сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Мы - строители».
В игровых центрах имеется вся необходимая атрибутика, некоторые предметы сделаны руками детей и педагогов из бросового материала.
Во всех возрастных группах детского сада педагоги используют дидактические плакаты.
Во всех группах имеются башкирские мини- музеи, накоплен материал по ознакомлению дошкольников с селом, и его достопримечательностями, людьми, которые его прославили; с настоящим и прошлым; с Россией, с РБ культурой, обычаями и традициями, символикой; национальными праздниками. Альбомы: «Столица Башкортостана – город Уфа», «Культура и традиции Башкортостана», «Родное село».
Рекомендации:
Продолжать пополнять материал по патриотическому воспитанию, воспитателям всех групп оформить альбом «Родное село Большеустьикинское».
4. Планирование работы.
В результате проведё нного контроля было установлено: все группы детского сада организуют патриотическую деятельность детей в соответствии с основной образовательной программой ДОУ на 2014-2017 год, разработанной в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с., переработанной в соответствии с действующими ФГОС ДО и рядом парциальных программ. Анализ перспективного планирования показал, что перспективный план составлен с учётом регионального компонента во всех видах деятельности.
Планирование данной работы проводится по темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад" и т. д. Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам.
Воспитателями запланированы ряд мероприятий, который включает беседы: «Как вести себя в группе», «Учимся здороваться, прощаться, благодарить (младшие группы, «Научим Мишку здороваться», «Что такое хорошо, что такое плохо», «О вежливости» (средняя группа, «Мы жители большой страны», «Человек славен трудом». Чтение и обсуждение рассказов известных детских писателей: Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Э. Успенского и др. Заучивание наизусть: 2младшая группа, средняя группа, подготовительная к школе группа. Продуктивная деятельность: «Наши добрые сердца», «Здравствуйте, это я», Решение проблемных ситуаций «Как бы вы поступили…», «Если я дома один» и другие. (подготовительная к школе группа).
Запланированы разнообразные игры, игры- упражнения НОД. Тематика НОД разнообразна: «Мы дружные ребята», «Как можно понять настроение человека», «Моё имя и гражданство», «Я и моя семья». Основная форма проведения НОД- беседа, рассказы педагога, детей, занятия- экскурсии, викторины, интегрированные занятия, презентации проектов «Дружная семейка», «По страницам Красной книги», «Моё село», (старшая, подготовительная группа). Собеседование с педагогами показало, что работа по данной теме осуществляется в процессе занятий познавательного и художественно-эстетического цикла, а также в совместной деятельности с детьми: экскурсии и целевые прогулки; праздники и развлечения; беседы, рассматривание наглядного материала, чтение художественной литературы; дидактические, сюжетно-ролевые игры; продуктивный труд по созданию макетов природных уголков родного края; создание мини-музеев; выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном крае).
Рекомендации:
1. Продолжать грамотно оформлять документацию по воспитательно - образовательной работе;
5. Работа с родителями.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями создаются альбомы «Моя семья», «Мой родной край», «Моё село». Прикосновение к истории вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Анализ результатов проверки по работе с родителями по нравственному воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия - это наглядно- текстовая информация; выставка методической литературы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников; рекомендации для родителей по данной проблеме; рубрика «Читаем детям», родительское собрание «Воспитание культуры поведения у дошкольников»; индивидуальные консультации, беседы. Родители принимают участие в составлении семейных альбомов и газет. Совместно с родителями отмечаются общественные праздники: День Республики; День защитника отечества.
Рекомендации, предложения:
Систематически проводить мероприятия по патриотическому воспитанию совместно с родителями.
Выводы по тематическому контролю.
Проведённый тематический контроль продемонстрировал эффективность воспитательно-образовательной работы в МБДОУ д/с «Солнышко» по вопросу «Состояние работы в ДОУ по патриотическому воспитанию». В образовательном учреждении созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему нравственно-патриотического воспитания детей в целом. Дети старшего дошкольного возраста на достаточном уровне владеют нравственными знаниями, в процессе совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление о нормах и правилах поведения, развитии нравственных чувств и эмоций, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. По результатам тематического контроля видно: предметно - развивающая образовательная среда в группах создана в соответствии с ФГОС ДО. В группах оборудованы специальные зоны: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально- нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад); для детей старшего дошкольного возраста – уголки патриотического воспитания, содержащие материал, по ознакомлению с родным селом, страной, государственной символикой. Прослеживается система в планировании работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.
Работа педагогического коллектива по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено.
Рекомендации:
На основе выше изложенного, предложено:
1. Одобрить работу педагогов во всех группах.
2. Продолжить работу по патриотическому воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровъесбережение).
3. Продолжать грамотно оформлять документацию по воспитательно - образовательной работе;
4. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с
требованиями времени.
5. Продолжать пополнять материал по патриотическому воспитанию, воспитателям всех групп оформить альбом «Родное село Большеустьикинское».
6. Систематически проводить мероприятия по патриотическому воспитанию совместно с родителями.
Срок – до 25.05.2017г. Ответственные – воспитатели всех групп.
7. Решение педсовета :
1. Признать решение педсовета №2 от 18.11.2016. выполненным.
2. Считать реализацию образовательной деятельности по патриотическому воспитанию успешной. Предоставить отчёты о проделанной работе в группах в мет. кабинет.
Срок: до 31 марта 2017г.
3. Продолжать работу по патриотическому воспитанию. Активно применять современные формы и методы в своей работе для повышения эффективности НОД.
4. Пополнять башкирские мини –музеи, уголки, альбомы по патриотическому воспитанию.
Сроки: постоянно.
5. Взять одной из годовых задач на 2017-2018 уч. год следующую задачу:
Формирование чувства любви к Родине дошкольников через приобщение к природе родного края.