Наталья Ильина
Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме «Путешествие по экологической тропе «Наши друзья — деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область – речевое развитие
Интегрируемые области – физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие
Тип: интегрированное
Возраст: 5 – 6 лет
Форма непрерывной образовательной деятельности : совместная деятельность Форма организации : группа детей
Цель: Решение образовательных задач посредством интереса к объектам живой природы
Программное содержание:
Образовательные задачи :
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме „Путешествие по экологической тропе „Наши друзья — деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- закреплять умение детей узнавать и называть деревья и кустарники на экологической тропинке детского сада
- расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны.
- систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.
-продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке.
Развивающие задачи:
- развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.
- развивать воображение и логическое мышление
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
- воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
Словарная работа:
Существительные: листья, ствол, ветви, корни, кустарник, плоды, шипы, соцветия, клад, отвар, дар, дубрава.
Прилагательные: узкие, округлые, зубчатые, выносливый, закалённый, целебный, прелестный, гладкий, шершавый, белоствольная,
Глаголы: раскручиваются, закручиваются, опадают, распустила.
Предварительная работа с детьми: 1. Разучивание стихотворений о шиповнике, березе
2. Рассматривание иллюстраций кустарников и деревьев
3. Наблюдение за деревьями и кустарниками
4. Разучивание стихотворения «Осень»
5. Продуктивная деятельность : «Осенние деревья»
Методические приё мы:
1. Игровой (использование сюрпризных моментов).
2. Наглядный (использование иллюстрации).
3. Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
4. Поощрение, анализ занятия. Материалы и оборудование:
Письмо детям от хозяина тропы старичка – Лесовичка, шишки сосны и ели для каждого ребенка в корзинке, воронки из пластиковых бутылок на каждого ребенка для игры
Ход непрерывной образовательной деятельности
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо от старичка – Лесовичка.
«Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей экологической тропе, в конце которого вас ждет сюрприз. Вы сможете полюбоваться красотой осенней природы, увидеть старых знакомых, узнать что-то новое и интересное. Желаю вам удачи!
Ваш друг – старичок – Лесовичок.
Воспитатель: Ну что ребята, отправимся в путешествие?
Дети: Да
Воспитатель: Чтобы наше путешествие было удачным и интересным, давайте вспомним и скажем наш девиз
Дети: «Мы в любое время года ходим тропами природы!»
Основная часть.
Воспитатель: Где начинается наша экологическая тропа?
Дети: У ворот садика, около шиповника
Воспитатель: Пойдемте туда.
(Дети с воспитателем подходят к шиповнику, находят послание от старичка – Лесовичка, в нём загадка)
Воспитатель (отгадайте загадку) :
Я кустарником расту,
Цветом розовым цвету.
У меня красны плоды,
А на веточках – шипы.
Плоды летом собирают
И сухими сохраняют,
Чтоб потом их заварить
И отвар целебный пить.
или
Куст с шипами, куст колючий,
Но совсем, совсем не злючий!
Розой он цветет прелестной,
Ягод нет его полезней!
Дети: Это шиповник.
Воспитатель: Как вы догадались, что это шиповник? Расскажите, что вы знаете о шиповнике?
Дети: Шиповник называют дикой розой – это колючий кустарник. Листочки почти округлые с зубчатыми краями. Шиповник цветет очень красиво. Крупные, душистые, красные, розовые или белые цветки по несколько штук собираются в соцветие.
Кустарник цветет, через некоторое время образуются ягоды красного или оранжевого цвета.
Существует легенда о шиповнике. Считалось, что цвет шиповника был когда-то белым. Ласточке он так понравился, что она решила прикоснуться к чудному цветку, но от острых шипов, пронзивших ее, появилась капелька крови и окрасила лепестки.
Шиповник – это лекарственное растение, содержит большое количества витаминов. В начале сентября собирают плоды шиповника и варят из них варенье.
Воспитатель: Давайте вспомним стихотворение про шиповник.
Дети:
Шиповник — для здоровья клад,
Так в народе говорят.
Из шиповника отвар —
Ценный от природы дар.
Воспитатель: Молодцы, много вы знаете о шиповнике. Куда пойдём мы дальше, с каким деревом мы встретимся, вы узнаете из стихотворения:
Он до поздней осени
Весь стоит зеленый.
Значит, он выносливый.
Значит, закаленный.
Дети: Мы пойдём к дубу.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: На дубе листья долго остаются зелеными.
Воспитатель: Как называется место в лесу, где растут одни дубы?
Дети: Место в лесу, где растут одни дубы называется дубрава.
Воспитатель:
В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Воспитатель: (Открывает крышку, показывает иллюстрации, а дети называют приметы).
Приметы
1. Листья дуба скручиваются – к жаркому лету.
2. Листья дуба раскручиваются – иди щуку ловить
3. Много желудей на дубе – к холодной зиме.
Воспитатель: А сейчас прочитайте стихотворение "Осень", написанное на таблице.
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены, что были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит, береза тоже плакала.
Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?
Дети: Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки.
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: Мало солнца, на улице стало холодно.
Воспитатель: Как в любое время года мы можем узнать берёзу?
Дети: Мы узнаем берёзу по белому стволу. Это единственное дерево в мире с белым стволом. За это ее в народе называют белоствольной.
Воспитатель: Посмотрите, какая береза?
Дети: Высокая
Воспитатель: Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?
Воспитатель: Что её так крепко удерживает в земле?
Дети: Корни.
Воспитатель: Для чего дереву нужны корни?
Дети: Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются.
Воспитатель: Какие части дерева вы еще знаете?
Дети: Ствол, ветви, листья.
Воспитатель: Давайте поиграем
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».
Воспитатель: Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки вверх
Воспитатель: Ребята, мы с вами учили стихотворение о березе. Кто хочет его прочитать березке?
Дети:
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.
Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались.
Физминутка «Мы листики осенние»
Мы листики осенние,
На веточках сидели. (Дети приседают).
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (Кружатся на носочках).
И на землю тихо сели. (Приседают).
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил (Кружатся на месте).
И на землю опустил (Приседают).
Воспитатель: Нам пора двигаться дальше. Давайте попрощаемся с березкой.
Какие деревья не изменились с наступлением осени? (Ель, сосна)
Добраться до них нам будет нелегко.
Игра «Тропинка» Дети выстраиваются друг за другом и идут по нарисованной тропинке на асфальте, преодолевая препятствия.
1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг — кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди — большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами наступая на нарисованные камешки)
2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото (на асфальте нарисованы круги)
3) Снова идем спокойно.
4) А теперь через тропинку упали деревья. Ветки во все стороны! Непроходимый бурелом Перешагиваем через него.
5) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
Воспитатель: Вот наши сосны. Ребята, давайте с ними поздороваемся (Гладят и здороваются).
(Под деревьями стоит корзинка)
Воспитатель: Вот еще один привет от старичка – Лесовичка. Посмотрите, что лежит в корзинке?
Дети: В корзине лежат шишки
Воспитатель: Они одинаковые?
Дети: Нет, разные
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Они с разных деревьев
Воспитатель: А с каких они деревьев?
Воспитатель: Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые. Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они. (Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые)
Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть с шишками.
Игра «Кто быстрее передаст шишку»
Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка воронка из пластиковой бутылки. Нужно как можно быстрее передать шишку из воронки в воронку, стоя в шеренге.
Воспитатель: Молодцы, быстро вы умеете передавать шишки.
А чем еще, кроме шишек отличаются ель и сосна?
Дети: Ель от сосны отличается иголками
Воспитатель: По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется… ХВОЙНЫМ.
Воспитатель: Какие хвоинки у сосны?
Дети: Длинные, мягкие, светлые.
Воспитатель: А у ели?
Дети: Короткие, колючие, темные.
Воспитатель: Кто из вас заметил, чем еще отличаются хвоинки?
Дети: Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.
Воспитатель: Вспомните, как расположены ветви у ели и у сосны?
Дети: Сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой и голый.
Ствол у ели прямой, крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли.
Воспитатель: Ребята, а для чего дереву кора?
Дети: Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает.
Игра "Я - дерево"
Выбирается водящий по считалке.
Разноцветный листопад
Позовёт с собой ребят!
Листик – раз, листик – два
Начинается игра.
Ведущий задает водящему вопросы, а остальные играющие должны догадаться, каким деревом он себя представляет. (Береза, ель)
Воспитатель:
- Ты сбрасываешь листья на зиму?
- Какие у тебя листья? (маленькие, большие)
- Какого они цвета осенью?
- Какого цвета у тебя ствол?
- Какая кора на ощупь? (гладкая, шершавая)
- Навещают ли тебя какие-нибудь звери и птицы?
- Какие у тебя плоды?
Воспитатель: Вы очень много знаете о деревьях.
Какую пользу приносят деревья людям?
Дети: Дают нам кислород, чтобы мы дышали, а следовательно жили и за это их надо благодарить и любить
Воспитатель: Понравилось вам встреча с деревьями на нашей экологической тропе? Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
Заключительная часть.
Молодцы, ребята. Вы замечательно справились со всеми заданиями, порадовали меня, и за это я хочу подарить вам раскраски и угостить витаминным чаем из отвара шиповника.