Ольга Виноградова
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема «Насекомые»
Коррекционно-образовательные цели. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые и пауки» на основе систематизации и обобщения знаний (насекомое, жук, бабочка, муравей, комар, муха, оса, пчела, гусеница, стрекоза, шмель, усы, лапки, крылья, личинка; летать, ползать, жужжать, собирать, жалить; полезный, вредный). Обогащение экспрессивной речи су-ществительными с суффиксами увеличительности и словами-синонимами. Совершенствование навыка составления предложений с однородными сказуемыми. Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по теме „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.
Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно.
Оборудование. Мольберт, магнитная доска, альбом «Мир природы. Насекомые. Серия демонстрационных картин», контейнер с фишками, резиновый мяч среднего размера, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, букет из весенних веток, игрушки-насекомые на «липучках».
Предварительная работа. Наблюдение за насекомыми во время прогулки. Просмотр слайдов с изображениями насекомых. Чтение рассказов и сказок из книги С. Воронина «Необыкновенная ромашка». Разучивание стихотворения упражнения «Жуки» и скороговорки про муху. Упражнение в подборе слов-синонимов и слов с суффиксом -ищ- на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Создание эмоционального положительного фона. Объявление темы занятия. Совершенствование навыка составления предложений с однородными сказуемыми. ]
Логопед приглашает детей в кабинет, где на столе на букете из весенних веток закреплены игрушки-насекомые на «липучках».
-Посмотрите, кто встречает вас сегодня на занятии.
Дети. Это насекомые и пауки.
-. Верно. Сегодня мы начнем разговор о насекомых и пауках, о местах их обитания и жизни весной. А сейчас выберите по одному насекомому и составьте предложение о том, что оно делает. Постарайтесь, чтобы в вашем предложении было два слова, отвечающих на вопрос «Что делает?»
1-й ребенок. Бабочка сложила крылышки и сидит на листке клена.
2-й ребенок. Гусеница изогнулась дугой и ползет по ветке березы.
3-й ребенок. Жук спрятался под листком и наблюдает за бабочкой.
4-й ребенок. Паук плетет паутину и хочет поймать муху.
-Молодцы. Вы отлично справились с трудным заданием
2. Рассматривание картины «Насекомые и пауки». Беседа по картине. [Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые и пауки» на основе систематизации и обобщения знаний. ]
-Давайте рассмотрим картину «Насекомые и пауки» и побеседуем о насекомых. (картина «Насекомые и пауки» из альбома «Мир природы. Животные»).Перечислите насекомых, которых художник изобразил на картине.
Дети. Мы видим жуков, пчелу, мотылька, божью коровку, муравьев, шмеля, бабочек, стрекозу и ее личинок, водомерку, муху, осу и паука.
-Вот как много насекомых! А во время прогулок вы наблюдаете, что насекомых на улице становится все больше. Если в начале апреля вы рассказывали мне, что видели только муравьёв,то сейчас в мае мы уже видим бабочек, стрекоз, муравьев, пчел, ос и шмелей, мух. Почему?
Дети. На улице весна, с каждым днем становится теплее, распускаются цветы, теплее становится вода в водоёмах.
-Весной изменяются природные условия, и насекомые после долгой холодной зимы выбираются на поверхность.
3. Игра «У кого больше фишек?» Обогащение экспрессивной речи словами-синонимами.
-Давайте попробуем сказать о насекомых какие они и что они делают, похожими словами-признаками и словами-действиями. Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете. За правильный ответ получаете по одной фишке. Победит тот, у кого будет наибольшее количество фишек.
У бабочки крылья желтые.. (золотые).
-Бабочка над цветком кружится.. (порхает).
- Жук громко гудит.. (жужжит).
-Шмель собирает нектар.. (высасывает его из цветков).
- Паук строит паутину.. (плетет ее). (И т. п.)
В завершение игры дети считают фишки и определяют победителя.
4. Чтение взрослым рассказа В. Строкова «Насекомые весной». (Развитие речевого слуха)
- Рассказ называется «Насекомые весной».
В мае появляется большинство насекомых. Одни оживлённо вылезают из земли, из коры деревьев- там они пережили долгую холодную зиму,а другие уже летают в воздухе,наполняя его своим жжужанием,стрекотанием. На сырых тропинках можно встретить проворных жужелиц. Над водой и над лугом порхают стрекозы. Летают дневные бабочки. Пчёлы весёлым роем кружат над цветами и деревьями
5. Беседа по тексту. Словарная работа. (Развитие диалогической речи.)
-Когда появляется большинство насекомых? Что сказано об этом в рассказе? Начните ответ со слов большинство насекомых,многие,одни,другие.
1-й ребенок. Большинство насекомых появляется в мае.
-Что сделали одни из них?
2-й ребенок. Одни из них вылезли из земли из коры деревьев.
- Что сделали другие насекомые?
3-й ребенок. Другие летают в воздухе,наполняя его жужжунием
- Какими словами можно заменить слово спрятались?
Дети. Забрались, схоронились.
-. Кого можно встретить на сырых тропинках?
4-й р е б е н о к. На сырых тропинках встретишь проворных жужелиц.
-. Кто порхает над водой и над лугом?
1 –й р е б е н о к. Над водой и над лугом уже не порхают стрекозы.
- Какими словами можно заменить слово порхают!
2-й ребенок. Летают, кружатся, вьются.
6. Повторное чтение рассказа с ориентированием на последующий пересказ. (Развитие речевого слуха, памяти.)
7. Пересказ текста детьми. (Развитие связной речи)
8. Пазлы «Насекомые» (12—16 частей). [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. ]
- Достаньте из конвертов картинки и пазлы. Постарайтесь собрать пазлы.
9. Подвижная игра «Жуки». (Развитие общей моторики и координации движений. Воспитание речевого слуха. Автоматизация звука [ж] в игре)
На полянке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке-
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу
Тихо на ветру качаюсь
Низко –низко кланяюсь
По сигналу взрослого «Жуки» дети поднимаются и начинают бегать по кабинету, расставив руки, как крылья. По сигналу «Дождь» дети должны опустить руки и присесть.
9. Игра с мячом «Жил на свете старый жук». (Обогащение экспрессивной речи существительными с суффиксом -ищ-)
-Сейчас мы с вами расскажем о жуке-олене. Вспомните, как мы образуем слова, обозначающие очень большие предметы.
Дети. Нога — ножища, рука — ручища.
-Верно. Я начинаю предложение и бросаю вам мяч. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. У жука не голова, а. 1-й ребенок.. головища.
-У жука не рога, а. 2-й ребенок.. рожищи.
-У жука не усы, а. 3-й ребенок.. усищи.
- У жука не спина, а. 4-й ребенок.. спинища.
-Отлично!
10. Артикуляционная гимнастика или упражнение "Повтори за мной". (Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация произношения звука [л] в предложении)
Взрослый предлагает детям сесть на ковер прямо и по очереди, четко, правильно произнося звуки, проговорить текст скороговорки:
"Где муха ни летала, а к пауку попала". Дети сами определяют того, кто выполнил задание лучше всех.
11. Стихи о насекомых с показом слайдов.
12. Музыкальный сюрприз «Божья коровка»
13. Рефлексия.
Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, какие задания выполняли, что им было особенно интересно делать. Затем дети сами оценивают, кто работал лучше всех на занятии.