Анна Николаевна Шмакина
Конспект интегрированного занятия по теме «Насекомые» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
b]Интеграция образовательных областей:
[/b] познавательное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие.
Задачи:
1. Продолжать развивать связную речь детей: умение составлять описательный рассказ из 5-6 предложений с помощью схемы-модели.
2. Формировать лексико-грамматический строй речи: упражнять в согласовании различных частей речи, словообразовании.
3. Развивать фонематический слух, слуховое внимание.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по теме „Насекомые“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
4. Тренировать устойчивость и концентрацию внимания, развивать ориентировку в пространстве, развивать произвольную память.
5. Закреплять и расширять представления о насекомых (название, внешний вид, образ жизни, польза или вред для человека).
6. Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение создавать из пластилина образ насекомого.
Демонстрационный материал: схема – модель описательного рассказа о насекомом, пособие – «домик» с карманами, пособие – «поляна» с 9 клетками и 9 цветами, «пчела» на липкой ленте, игрушка – бабочка.
Раздаточный материал: предметные картинки насекомых, пластилин разных цветов, доски для лепки, дополнительные детали (ватные палочки, бусинки).
Ход занятия:
I.Оргмомент.
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас гости. Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются и садятся на стулья напротив мольберта).
Сегодня к нам в гости прилетела красивая разноцветная бабочка. Но почему-то она грустная. Как нам её развеселить? (Дети предлагают разные варианты)
Давайте поиграем в интересные игры, может быть, тогда бабочка перестанет грустить.
[u]II.Основная часть. [/u]
1. Дидактическая игра «Угадай, кого не стало?»
Перед детьми в ряд расположены картинки насекомых. Дети перечисляют всех насекомых, называют их обобщающим словом. Воспитатель предлагает детям запомнить насекомых, затем закрыть глаза, а сам убирает любую картинку. Дети, открыв глаза, должны угадать, какая картинка убрана.
Воспитатель. Угадайте, кого не стало?
Дети. Не стало бабочки (кузнечика, стрекозы, муравья, шмеля)
2. Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Дети по очереди берут одну из картинок о насекомых, не показывая детям и не называя изображенное насекомое, составляют о нем загадку-описание по схеме-модели.
Ребенок. Это насекомое маленькое, черное, у него шесть ножек, крыльев нет, оно живет в лесу, строит домик из веточек, листиков, палочек, питается вредными насекомыми (гусеницами, личинками).
Дети. Это муравей.
3. Дидактическая игра «Поймай звук»
Воспитатель предлагает детям «поймать звук»: дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть.
Звук (м): комар, оса, муха, муравей, пчела, мошка, кузнечик, мотылек.
Звук (к): гусеница, паук, комар, бабочка, шмель, жук, стрекоза, муравей.
4. Физминутка «Пчела»
(на ковре)
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
А за нею - шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
Дети бегут по кругу на носочках и машут воображаемыми крылышками.
Останавливаются, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых.
Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам.
Вновь бегут по кругу.
Медленно опускаются на ковер.
5. Д/игра «Посели насекомых в домик» (по слогам)
(Дети садятся за столы)
Перед детьми пособие – домик с тремя рядами карманов. У детей на столах – предметные картинки с насекомыми. Дети по очереди подходят к домику и раскладывают картинки в соответствующие карманы: в нижний ряд (1 этаж дома) – картинки, название которых состоит из одного слога (шмель, жук); в средний ряд (2 этаж) – из двух слогов (комар, паук, пчела); в верхний ряд (3 этаж) – из трех слогов (бабочка, кузнечик, стрекоза). Объясняют свой выбор. Воспитатель хвалит детей.
6. Д/и «Назови ласково»
(дети возвращаются на ковер)
Игра проводится с мячом. Воспитатель называет насекомое и бросает мяч ребенку. Задача ребенка назвать насекомое «ласково» и бросить мяч обратно.
Например: комар – комарик
пчела – пчелка
жук – жучок
гусеница – гусеничка
паук – паучок
улитка – улиточка
муравей – муравьишка
шмель - шмелек
7. Дидактическая игра «Сосчитай - ка»
Игра проводится с мячом по кругу. Воспитатель начинает счет и передает мяч ребенку, дети продолжают (от 1 до 10).
Например: один комар, два комара, три комара, четыре комара, пять комаров. (бабочка, шмель, гусеница)
8. Развивающая игра «Пчела на полянке»
Для проведения игры понадобится вырезанное из картона квадратное поле, состоящее из девяти клеток, в каждой клетке – цветок. По клеточкам игрового поля следует перемещать «пчелу» (крепится на липкой ленте). Перемещение «пчелы» с цветка на цветок происходит путем подачи ей команд «Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево» в произвольном порядке. По каждой из этих команд «пчела» перемещается на одну клетку в заданном направлении. Ведущий подает 4-7 команд, за которыми дети должны внимательно проследить глазами, и посадить «пчелу» на соответствующий цветок.
III. Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, вы - молодцы, столько игр знаете! Давайте вспомним, в какие игры мы сегодня играли, что делали?
А бабочка все равно осталась грустной, в чем же дело? Она говорит, что ей грустно, потому что у неё нет подруг-бабочек. Ребята, а вы знаете, откуда берутся бабочки? (Гусеница превращается сначала в кокон, затем в бабочку).
Давайте вот этих гусениц из пластилина превратим в красивых бабочек, чтобы нашей гостье – бабочке было, с кем играть.
(Дети садятся за столы).
Лепка «Как гусеница превращается в бабочку"
Воспитатель объясняет детям последовательность превращения гусеницы из пластилиновых шариков в бабочку, при необходимости оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель. Ну вот, какие у вас получились замечательные бабочки, теперь наша гостья не будет больше скучать, у неё много подруг. Она благодарит вас за помощь и дарит подарки.