Ирина Федорова
Конспект занятия для подготовительной логопедической группы «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Насекомые»
Цели: расширить представления о мире насекомых. Совершенствовать навыки согласования числительных с существительными и прилагательными, в роде, числе, падеже, умение образовывать притяжательные прилагательные, правильное использование предлогов в речи, составление сложных предложений, развитие навыков разгадывания загадок. Автоматизация звуков в свободных высказываниях.
Ход занятия:
1. Сегодня мы с вами поговорим об очень увлекательном мире маленьких животных, окружающих человека.
Умеем летать, а не птица,
Умеем прыгать, а не конь,
Умеем ползать, но не змея,
Публикация «Конспект занятия для подготовительной логопедической группы „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Догадались? Кто же мы?
Насекомые
Л: Сегодня речь пойдет о насекомых.
Я приготовила вам кроссворд, чтобы его разгадать, надо загадки отгадать
1. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел
(бабочка)
2. Кто они? Откуда! Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
(Муравьи)
3. Долгорукий старичок
В уголке сплёл гамачок,
Приглашает: «Мошки!
Отдохните, крошки!»
Ходит ходок через потолок,
Всем надоедает, здоровью угрожает.
А как осень придёт,
Ещё и кусаться начнёт.
(паук)
4. Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится,
целый день летает,
Всем надоедает?
(муха)
5. Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
(оса)
По горизонтали:
1. Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо …
(стрекоза)
2. Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны (пчела)
3. У кошки есть,
У собаки есть,
А сколько есть -
Никогда не счесть.
(блоха)
4. Словно гвоздик на магнит,
Он на нас бросается –
Без бубенчиков звенит,
Без зубов кусается.
(комар)
2. Упр. Раздели на слоги названия насекомых.
3. Упр. Посчитай, ск. Звуков в слове,
4. Какой по счету звук. ?
5. Употребление предлогов в речи.
Логопед предлагает зарисовать в середине листа цветок
высотой в 10 клеток
нарисовать
бабочку над цветком
муравья под цветком
пчелу в цветке
гусеницу на листке
божья коровка ползет по стеблю
осу за стеблем
Зарисуем схемы предложений с предлогами и проведем к ним стрелки.
Ск. слов в предложении?
6. Физ. минутка
Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!
Раз прихлоп, два прихлоп, снова сделай поворот!
Прыг-скок, улыбнись и в учёного превратись!
7. Упр. «Ответь правильно на вопрос»
(Упр. С мячом. - Употребление существительных в роде и падеже, числе.
Дети встают в круг каждый около карточки с насекомым.
Логопед задает вопрос и бросает мяч.
Кому мяч долетит, отвечает на вопрос полным ответом.
Если ответ не верный – садятся в круг.
Из круга можно выйти в конце игры, ответив на вопрос правильно).
На цветок прилетел кто? (им. п.) - бабочку
На цветке нет кого? (р. п.) - бабочки
Кому ты дашь присесть к тебе на ладонь? (д. п.) - бабочке
Ты любовался кем? (Тв. п.) - бабочкой
О кому ты расскажешь маме после прогулки? (п. п.) – о бабочке
8. Игра: «Запомни и назови, кто и где сидел?»
Ц: развитие зрительного внимания и памяти, умения употреблять пространственные предлоги. (принцип игры «Парочки»)
Детям дают листочки с названиями насекомых, они должны вспомнить, где на поле сидело данное насекомое.
В игре используют 9 – 15 карточек.
9. Упр.»Приключения муравья» Теремкова №4 тема № 7.
10. Игра «Посчитай-ка» (принцип игры «Летел лебедь, считал до.»
11. Итоги.
Занятие № 2 по сказке
В. Бианки
«Как Муравьишка домой спеши
л».[/b]
Цели занятия:
Расширять понятие «насекомые», их пользе и вреде.
Познакомить со сказкой В. Бианки «Как муравьишки домой спешил»,
формировать навыки разгадывания загадок и умения их обосновывать,
развивать слуховое внимание и память, умение находить не точности при пересказе текста,
развивать навыки последовательного пересказа.
Развивать навыки сравнивания с использованием противопоставительных союзов А, Потому что.
Воспитывать бережное отношение к живой природе, любовь к насекомым.
Развивать зрительную память и внимание.
Воспитывать интерес к книге.
Развивающая среда: Карандаши, листы с заданием, карточки с изображением насекомых, сказка В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», дидактическая игра «Каждому свой дом», подвижная игра «Собери семью».
Ход занятия:
Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о насекомых. Познакомимся с новыми насекомыми, о которых рассказывает В. Бианки.
Отгадайте загадки.
Под корой сосны и ели Черен - да не ворон,
Точит сложные тоннели, Рогат – да не бык,
Только к дятлу на обед Шесть ног – да без копыт. (Жук).
Попадает (короед).
Летом много их бывает, На поляне возле ёлок
А зимой все вымирают. Дом построен из иголок.
Прыгают, жужжат над ухом, За травой не виден он,
Как они зовутся?. (мухи). А жильцов в нем миллион. (Муравейник).
Жу-жу, жу-жу, Мы – лесные жители,
Я на ветке сижу, Мудрые строители.
Я на ветке сижу, Из иголок всей артелью
Букву «Ж» все твержу. Строим дом себе под елью. (Муравьи).
Зная твердо букву эту,
Я жужжу зимой и летом. (Жук).
2. Логопед предлагает прослушать аудиосказку В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил
». [/b]Слушайте внимательно и запоминайте, кого о чем просил главный герой.
3. Вопросы по сказке:
1. Что повредил себе Муравьишка? Почему? (ноги).
2. Кто помогал Муравьишке добраться до дома (насекомые).
3. Как зовут насекомых, которые помогли Муравьишке добраться до дома (Жучок-Блошачок, Кузнечик, гусеница, паук, жужелица).
4. До какого препятствия довез Жучок-Блошачок Муравьишку? (до забора).
5. Что напоминают ножки Жучка-Блошачка? (пружинки)
6. Как называется жилище муравьёв? (муравейник).
7. Кто из этих насекомых полезен человеку?
8. Как называют насекомых, которые вредные для человека?
9. Почему гусеница и жужелица – вредители?
10. Какую пользу паук приносит человеку?
11. Какую пользу оказал паук муравьишке?
4. Физкульт-пауза «Помощники Муравьишки»
Л: я буду задавать вам вопросы про насекомых из сказки, а вы должны назвать насекомое и изобразить, как оно передвигается.
Кто жил в лесу?
- муравей
Почему у муравьишки заболели ноги?
Кого первым попросил муравей о помощи?
Почему на пауке муравью не понравилось ехать?
Как муравей перебирался через поле? На ком?
На ком муравей переплывал озеро?
Как помог кузнечик муравью?
5. Вопросы:
1. Назови, одним словом: Муравей, бабочка, кузнечик, стрекоза, божья коровка, муха (насекомые).
2. Кто здесь лишний: мотылёк, паук, колорадский жук, карась, гусеница (карась).
3. Где можно встретить насекомых.
4. Кто из насекомых самый трудолюбивый (муравей).
6. Логопед читает стихотворение: Муравьиный поезд.
Вы живые поезда не видали никогда?
Там, где пеший не пройдет, не проедет конный,
Взад-вперед, взад-вперед катятся вагоны.
Маленькие, черные, юркие, проворные.
Что вагончики везут? Не железо, не мазут.
Щепки да соломинки для своей хороминки.
Вот отстал один вагон, и сейчас же с двух сторон
Два вагона-братца на подмогу мчатся.
Что такое? В чем зацепка? Тяжела вагону щепка!
Взяли два вагончика щепку за два кончика,
Подтолкнули крепко - покатилась щепка!
Эх, вагоны-мураши; до чего же хороши:
Коль придется туго, выручат друг друга!
Е. Серова.
7. Подвижная игра «Собери семью»
Дети встают в рассыпную, подбирая к слову родственные слова, выстраивают паровозик.
8. Физминутка «Паровоз»
9. Игра: «Хвастунишка»
Игра проводится в парах. Дети выбирают по 1 насекомому, разыгрывают спор друг с другом, хвастаясь тем, чего нет или не может другое насекомое. Все предложения составляются с противопоставительным союзом А, или «Потому что».
10. Игра: «Найди ошибку»
Логопед намеренно делает ошибки в последовательности и помощниках муравья. Дети исправляют ошибки.
Например: муравей перебирался через озеро на блошке.
У шагомера длинные ножки.
Муравей укусил Паука, и паук спустил его на паутинке.
11. Игра: «Восстанови расположение»
По принципу игры «Парочки» с 10-15 карточками.
Дети должны вспомнить, где находится их насекомое и назвать между кем оно сидело, если карточки-соседи открыты.
12. Итоги.