Стаценко Людмила Викторовна
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».
Воспитатель: Стаценко Л. В
Цель: Закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи „Закрепление понятий „предложение“, „слово“, „звук“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
• Продолжать учить проводить звуковой анализ слова
• Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове.
• Формировать умение читать слова, делить слова на слоги.
• Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок.
Коррекционно-развивающие задачи :
• Развивать фонематическое восприятие.
• Развивать память и внимание.
• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу.
• Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.
Оборудование: проектор, видео презентация, слайды с картинками на выделение звука, картинки на определения количества слогов, магнитная доска, карточки со словами из пословицы.
Раздаточный материал: карточки с тремя окошками, карточки с изображением круга, цветные и простые карандаши.
Ход НОД:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями и садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, нам пришло ВИДЕО ПИСЬМО. Хотите посмотреть?
Внимание на экран. (Сюрпритзный момент)
Видео. На экране герои получили задание учительницы, составить пословицу о дружбе из слов. Они затрудняются. Просят помощи у ребят.
Воспитатель: Ребята, поможем клоунам?
-Мы с вами знаем, что прямой путь к успеху – ваши чуткие ушки, внимательные глазки и конечно же правильные ответы. Итак, вы готовы справиться с заданиями?
Дети: Да, конечно.
Воспитатель: Посмотрите, на доске спрятаны слова, ( на карточках нарисованы: восклицательный знак, на другой стороне слово) вам интересно узнать какая пословица прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?
1 задание «Загадки»
Воспитатель: Для начала отгадаем загадки:
1. Один мягкий и свистит,
Другой твёрдый и шипит,
Третий вовсе запоёт,
Хоть кто его произнесёт… (звук). (Какие звуки вы знаете)
2. Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
(А чем буква отличается от звука)
3. Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог). (Из чего состоят слоги)
4. Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово).
5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение).
-Мы загадки отгадали, слово первое открываем.
Педагог предлагает открыть и прочитать первое слово.
2 задание «Найди место звука в слове»
Положите перед собой карточку. На ней три окошка, потому что звук в слове может слышаться в начале, в середине и в конце слова. Найдите место звука «А» в слове «пила» (арбуз, мак). Найдите место звука «Ш» в слове «душ» (шапка, кошка). Найдите место звука «Ц» в слове «заяц» (цыпленок, солнце).
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно определили место звуков в словах. Предлагает открыть и прочитать второе слово.
3 задание «Раздели слово на слога»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие интересные картинки!
Назовите, что изображено на экране.
Дети называют (кукла, машина, мяч, пирамида)
Воспитатель: Ребята, из чего состоят слова?
Ответы детей.
Воспитатель: Как узнать, сколько слогов в слове?
Ответы детей: (при помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).
Воспитатель: Правильно, с помощью хлопков определите сколько слогов в слове «Кукла»
• Сколько в слове «мяч» слогов (1, сколько гласных звуков? (тоже 1)
• Сколько в слове «машина» слогов (3, сколько гласных звуков? (тоже 3)
• Сколько в слове «пирамида» слогов 4, сколько гласных звуков (тоже 4)
• Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)
Воспитатель: -Молодцы!
Физкультминутка
Далее проводится игра-физкультминутка «Говори наоборот». Ход игры: воспитатель называет ребенку слово, а ребенок в ответ называет слово с противоположным значением.
веселый – грустный, быстрый – медленный
красивый – безобразный, пустой – полный
худой – толстый, умный – глупый
тяжелый – легкий, трусливый – храбрый
твердый – мягкий, светлый – темный
длинный – короткий, высокий – низкий
горячий – холодный, больной – здоровый
широкий – узкий
Поиграли, отдохнули, а теперь продолжим работу. Мы сейчас во время игры произносили с вами… (слова). Слово необходимо нам для того, чтобы выразить свои мысли, с помощью слова мы воспроизводим нашу речь.
4 задание «Закончи предложение»
Воспитатель: Ребята послушайте, пожалуйста: Пришла весна и наступили теплые денечки. Природа проснулась от зимней спячки. На деревьях набухают почки, пробивается молодая травка, расцветают первые подснежники. Птицы стали петь веселее свои песни. Солнышко стало ласковым, греет и дарит нам хорошее настроение. Март еще может быть холодным, но все равно весна упорно борется с зимой.
Что вы сейчас услышали? (Рассказ) Какие еще жанры литературы вы помните? (сказка, стихи, былины, басни, повести)
– Молодцы. А сейчас скажите, чем рассказ отличается от сказки? (Рассказ – обычно правдивая история, сказка – выдумка)
– Ребята, вы послушали сейчас рассказ о весне. Но ведь рассказ – не просто путаница слов. Из чего же он состоит? (Из предложений) Конечно, из предложений. Вот послушайте:
1. На полянке показались первые подснежники.
2. Подснежники, полянке, на, показались, первые.
– Где здесь предложение, а где простой набор слов? Почему? (Предложение всегда имеет смысл, особую интонацию в конце – паузу)
– Молодцы. Теперь предлагаю вам самим придумать предложение, и сыграть в игру «Я начну, а ты закончи»
1. Растаял снег и…
2. Наступила весна и…
3. Бегут ручьи и…
4. Прилетели птицы и …
Воспитатель: Хорошо, и с этим заданием мы справились. Повторите, что такое предложение (Это слова связанные друг с другом по смыслу). (индивидуальные ответы детей)
- Замечательно, мы можем открыть четвертое слово.
Предлагает открыть и прочитать четвертое слово.
5 задание «Преврати короткое слово в длинное»
Воспитатель: А для того, чтобы открыть следующее слово, я предлагаю встать в круг и поиграть. Я буду бросать каждому из вас мяч и говорить короткое слово, а вы превращать это короткое слово в длинное. Например: кот - котик, во втором слове звуков стало больше, поэтому оно стало длиннее.
-Задание понятно? Игра начинается: мяч-мячик, стол-столик, стул-стульчик, кольцо-колечко, машина-машинка, кукла-куколка, камни – камешки, бумага – бумажка, перо – перышко, серьги – сережки, цапля – цапелька, песня – песенка, лестница – лесенка, ведро – ведерко, дерево – деревце, масло – маслице, окно – оконце, лиса – лисонька, киса – кисонька
-Молодцы дети. Вы правильно придумали длинные слова.
Воспитатель: Вы ребята очень сообразительные. Вы правильно превратили короткие слова в длинные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово.
Открывают и читают пятое слово.
6 задание «Нарисуй букву»
Воспитатель: Ребята, обратите внимание у вас на столе еще карточки. На них изображен круг. Какую букву он вам напоминает? (О) Как вы думаете, в какие буквы можно превратить круг? Правильно, если мы пофантазируем дорисуем элементы, тогда получится другая буква. Сейчас я превращаю вас с волшебных художников! И вы тогда точно сможете обычный круг превратить в яркие, веселые, озорные букв. Раз, два, три, четыре пять начинаем рисовать…. (дети дорисовывают элементы, что бы получилась буква). (звучит музыка, дети рисуют) Ребята, покажите, что у вас получилось. (дети показывают и называют получившиеся буквы)
Воспитатель: Прекрасно. У нас получились такие разные, яркие буквы. Мы можем открыть последнее слово, прочитать всю пословицу.
Предлагает открыть последнее шестое слово, прочитать пословицу.
«Дерево держится корнями, а человек друзьями.»
На экране видео: клоуны благодарят детей, говорят, что они настоящие друзья. Прощаются.
Воспитатель: посмотрите, клоуны очень рады и благодарны, что вы им помогли. А вам самим понравилось помогать клоунам? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение?
И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички!
- Ребята,я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите - смайлики, они разные радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.
А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно не интересно - грустный.
Теперь приглашаю всех в круг
Собрались все вмести в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
До новых встреч!