Наталья Суслова
Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в художественных произведениях.
Задачи.
1. Развивающая : развивать устную речь, поэтический слух, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
2. Образовательная: упражнять в составлении сложноподчинённых предложений. ; упражнять в образовании и подборе имён прилагательных.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Чтение стихов о поздней осени, Дидактическое упражнение „Заверши предложение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
3. Воспитательная: воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища; воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа, передаваемого в музыке.
Тип занятия. Комплексное.
Форма занятия. Образовательная ситуация.
Продолжительность: 25 минут.
Участники: родители и воспитанники старшей группы, воспитатель.
Возраст обучающихся: 5-6 лет.
Оборудование и материалы: листья деревьев (дуб, берёза, рябина, осина, клён) по количеству детей (засушенные или вырезанные из бумаги с квадратиком двустороннего скотча на каждом); магнитная доска; лист А2 с аппликацией «Ваза»; репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», В. Кубарева «Поздняя осень»; аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года» Октябрь. Осенняя песнь»; мультимедиа; презентация: Слайд1. Портрет И. Бунина. Слайд 2. Портрет А. Толстого. Слайд 3. Портрет А. Майкова. Аппликация «Дерево осенью» на листе А2; листья дерева жёлтого и коричневого цветов по количеству детей.
Предварительная подготовка : наблюдения за живой и неживой природой;
рассматривание репродукций картин об осени; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений, отгадывание загадок; приглашение на занятие родителей для чтения наизусть стихотворений об осени.
Методы и приё мы работы с детьми: наглядные, словесные, практические.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Актуализация знаний. Постановка темы и цели занятия.
- Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить.
Листья с веток облетают.
Птицы к югу улетают.
"Что за время года"? – спросим.
Нам ответят: «Это. (осень)».
- Сегодня мы будем говорить об осени. Выясним, что происходит в природе в это время года. Будем читать стихи, слушать музыку, рассматривать репродукции картин и отмечать, чем красива осень.
II. Основная часть
1. Беседа об осени (характеристика погоды; осенние изменения в природе; осенние месяцы).
- Какое сейчас время года? (осень)
- Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какой сейчас месяц? (ноябрь)
- Значит, на дворе поздняя осень. Что значит «поздняя»? (скоро наступит зима)
- Какая сегодня погода? (ясная или пасмурная)
- Сегодня погода ясная, солнечная.
- Какое сегодня небо?
- Небо голубое или синее-синее.
- Какие краски природа использует, раскрашивая листву на деревьях и кустарниках летом, а какие осенью? (летом листья зеленые, а осенью разноцветные).
- Деревья полыхают желтизной. А что значит «деревья полыхают желтизной»? (На деревьях много жёлтых листьев.)
- Что называют листопадом? (Листопад — это явление природы, когда деревья сбрасывают листву.)
- В какую погоду листочков облетает больше? (В ветреную погоду.)
- Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев. Почему мы говорим «золотистых» листьев? Это какой цвет? (Золотистый — от слова «золото». Золото жёлтого цвета.)
- Если на улице пасмурно или дождливо, то все вокруг становится серым, тёмным, грустным и унылым. Унылый — это какой? (Унылый — грустный, без настроения.)
- Пасмурно — это как? (В пасмурную погоду солнышко прячется, на улице серо, тускло.)
2. Упражнение «Какой у тебя лист?»
Листья падают, кружатся
И у ног моих ложатся.
Я ладошку протяну
И один листок возьму.
А потом другой и третий.
Хороши они, поверьте!
Я от осени привет
Соберу в большой букет! (Галина Ключникова)
- Возьмите каждый по одному листочку. (листья рассыпаны на полу; на магнитной доске лист А2 с аппликацией «Ваза»)
- Встаньте в круг.
- Назовите, лист какого дерева у вас в руке.
- Лист какой?
Лист дуба – дубовый
Лист березы – березовый
Лист рябины – рябиновый
Лист осины – осиновый
Лист клена – кленовый
3. Игровое упражнение «Закончи предложение».
- Я буду задавать вопросы, тот, кто ответил — прикрепляет свой листик на панно. (Добиваться полного ответа)
Листья осенью (что делают) – желтеют и опадают.
Дождь осенью (что делает) – моросит, идет.
Урожай осенью (что делают) – убирают.
Птицы осенью (что делают) — улетают в теплые края.
Деревья осенью (что делают) — роняют листья.
Звери осенью (что делают)— готовятся к зиме, меняют шубки.
Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем) - мы сидим дома.
В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) - чтобы поиграть с друзьями.
На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал) - я взял с собой зонтик.
Когда на улице дождь и ветер (мы что делаем) – мы не выходим на прогулку.
В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) - чтобы погулять.
- Листики все прикрепили. Что получилось? (букет из листьев)
- Мы от осени привет — собрали в большой букет!
4. Дыхательное упражнение «Вдыхаем аромат осени».
- Отдохнуть предлагаю на улице. Раз, два, три повернись и на улице очутись! Как на улице красиво! А какой воздух!
Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.
- Чем пахнет осень? (опавшей листвой, дождём, холодом)
Физкультминутка
По утрам морозы. ( Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх)
В рощах желтый листопад. (Плавные движения над головой влево-вправо)
Листья около березы (Медленно приседают)
Золотым ковром лежат. (делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)
В лужах лед прозрачно-синий. (Встают, плавно разводят руки в стороны)
На листочках белый иней. (Повороты в право-влево, разводят руками)
- Вернё мся в группу: раз, два, три повернись и снова в группе очутись!
5. Работа по репродукциям картин.
- Ребята, перед вами репродукции картин русских художников. Какое время года изображено на картинах? (осень)
- Исаак Левитан назвал свою картину «Золотая осень». Как вы думаете, почему?
- Какая осень? (Красивая, яркая, солнечная, тихая.)
- Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Поздняя осень» Кубарева Вячеслава.
Какую осень вы видите здесь? (Мрачная, холодная, темная, сырая.)
- Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.
6. Чтение стихотворений.
- Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений.
-Прекрасные – это какие стихи?
Мультимедиа портрет поэта, картина осени. Чтение стихотворений на фоне музыки (П. И. Чайковский «Времена года» «Октябрь. Осенняя песнь».)
- Одно из них я особенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас! Иван Бунин «Листопад»(СЛАЙД 1)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
- Иван Бунин пишет, что «лес — точно терем расписной». Как вы себе это представляете? (листья на деревьях, с наступлением осени, поменяли окраску: стали красными, жёлтыми, оранжевыми, каричневыми; Лес- это дом для диких животных — терем. Терем расписной, нарядный, красивый.)
- Чем пахнет осенний лес? (дубом и сосной)
- Как вы думаете, автору стихотворения нравится осень? Почему вы так решили? (Автору нравится осень. Он говорит о ней с восхищением.)
- Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали её. Мама Семёна Дунаева прочтёт стихотворение Алексея Толстого, в котором говорится об осени и о любви. (СЛАЙД 2)
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
- Почему автор говорит «бедный сад»? (Потому, что листва облетела с веток деревьев и деревья смотрятся без наряда бедненько, сиротливо.)
- Какое настроение передаёт нам стихотворение? Почему? (Настроение грусти, тоски. Нет тех летних красок.)
- Послушайте стихотворение в исполнении мамы Софии Першиной. Аполлон Майков (СЛАЙД 3)
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришёл!"
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под тёмной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
- К кому обращаются листочки? (листочки обращаются к родимому лесу) О чём кричат?
-А что произошло с лесом? («Его спеленали могучие сны.»)
- Что с лесом произойдёт весной? (он проснётся и с новой силой заживёт, будет ещё зеленее и красивее)
- Ребята, какое стихотворение вам понравилось? Чем понравилось стихотворение?
- Вы слушали стихотворения, а что вам помогало представить картины осени? (музыка)
III. Итог.
- О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени)
- Что мы делали на занятии?
- Какое задание, упражнение вам больше всего понравилось?
- Где мы можем увидеть, услышать или прочитать об изменениях природы осенью? (наблюдая за природой на улице, читая стихи, слушая музыку, рассматривая картины)
- Кто и что нам может помочь увидеть всю красоту природы в это время года? (поэты, художники, композиторы)
IV. Рефлексия «Осеннее дерево».
(На магнитной доске на листе А2 аппликация «Дерево осенью», заранее вырезанные листочки дерева жёлтого и коричневого цвета по количеству детей.)
- Я предлагаю вам листочки – желтые и коричневые. Если вам понравилось наше занятие, возьмите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево, а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.
Посмотрите, какой дерево у нас получилось!