Татьяна Деветьярова
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Удивительное царство насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип: интегрированное
Вид: путешествие
Форма: подгрупповая
Цель:закрепление и систематизация знаний детей о насекомых.
Задачи:
1. Образовательные:
• закрепить знания детей об общих признаках насекомых, продолжать формировать умение вести диалог, отвечая на вопросы полным предложением;
• уточнить знания детей о взаимосвязи между условиями среды и состоянием живых объектов
• продолжать совершенствовать навыки монологической речи: умение составлять рассказ с опорой на мнемосхему
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе „Удивительное царство насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• расширить знания детей о насекомых;
2. Развивающие :
• развивать творческие способности детей, используя нетрадиционные материалы
• развивать логическое мышление
3. Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение, любовь к природе
• Воспитывать интерес к насекомым
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, схемы развития бабочки, карточки для дидактической игры «Четвертый лишний», прищепки, мишура новогодняя, цветная бумага.
Предварительная работа: беседа о насекомых, составление рассказов о них, наблюдения за насекомыми во время прогулки, просмотр и чтение познавательной литературы, просмотр мультфильм "Невероятные приключения Карика и Вали".
Ход образовательной деятельности:
I. этап: Создание проблемной ситуации:
Дети играют в группе. Звучит музыка «В мире животных», на экране появляется фотография Николая Дроздова и текст «Здравствуйте, дорогие ребята, приглашаю вас совершить телепутешествие в удивительное царство».
Воспитатель: Ребята, известный телеведущий программы «В мире животных» Николай Николаевич Дроздов приглашает нас с вами в царство, но не уточнил – в какое. Как вы думаете, куда нас пригласили (На экране появляется мигающий конверт с надписью «Найди лишнее».Дети находят конверт с заданиями на каждого ребенка.)
В. : Я думаю, это – подсказка для нас. Давайте посмотрим, что находится внутри конверта. (Дети вместе с воспитателем читают надпись на конверте «Найди лишнее».Дети выполняют задание).
В. : Паша, кто у тебя оказался лишним? А у тебя Оля? А у тебя (Ответы детей. Дети называют, кого они выбрали (муха, комар, кузнечик, пчела, таракан, майский жук, божья коровка).
Воспитатель: А как мы этих животных можем назвать одним словом?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Получается, что Николай Николаевич пригласил нас в царство насекомых. Как же так? Какое у нас сейчас время года?
Дети: Осень.
В. : А можем ли мы осенью встретить в природе насекомых? (Ответы детей)
(На экране появляется слайд с осенним пейзажем, который постепенно превращается в летний, на фоне которого Н. Н. Дроздов приглашает детей вернуться обратно в лето: «Дорогие друзья, в этот хмурый осенний день я хочу пригласить вас вернуться назад в теплое лето.»)
В. : Для того,чтобы отправиться в телепутешествие, давайте вспомним, кто такие насекомые. А вспомнить нам поможет карта – схема. Давайте ее найдем в нашей папке со схемами. (Рассказы детей о насекомых с опорой на карту – схему)
Вот как много можно рассказать о насекомых! Молодцы! А кто из вас знает, почему они так называются, «насекомые»? (Ответы детей) Да, насекомые называются так, потому что у них на теле есть поперечные полоски – насечки. Ребята, царство насекомых такое большое, куда же нам идти?
II. этап: Решение проблемной ситуации
(На экране появляется изображение мобильного телефона. Раздается звук входящего сообщения)
В. : Ребята, Николай Николаевич прислал нам SMS-ку. Давайте ее прочитаем.
( Дети читают:«Вас ждут летающие цветы».)
Воспитатель: Что же это за цветы, может быть кто-то из вас уже догадался?
Дети: Бабочки. (На экране – слайд с бабочками)
В. : Да, царство насекомых - действительно уникальное, и для того, чтобы бабочкам стать такими красивыми, им приходится пройти длинный путь превращений. А каких именно превращений, я думаю, вы знаете. (На экране появляется конверт с надписью «Помогите бабочке появиться на свет».Дети находят данный конверт в группе.) Ребята, у каждого из вас есть круг и карточки, на которых изображены этапы превращения бабочки. Начиная с цифры 1,нам нужно разложить карточки в правильной последовательности. (Дети выполняют задание)
(1,2 ребенка рассказывают, как появляется бабочка. Все говорят, какая бабочка у них появилась на свет (капустница, лимонница, павлиний глаз)
В. : У меня тоже появилась на свет очень красивая бабочка, только я не знаю как она называется. (на экране появляется Н. Н. Дроздов и говорит: «А сейчас, ребята, я расскажу вам об удивительной бабочке – Монарх. Бабочки Монархи живут почти год и за свою жизнь успевают совершить невероятное путешествие через весь континент. В конце лета они покидают родные места и летят на зимовку, преодолевая большое расстояние. Там бабочки садятся на деревья. Их так много, что они напоминают оранжевое покрывало. А весной монархи отправляются в обратный путь домой. Вот какие интересные и красивые создания - бабочки.)
В. : Ребята, что интересного для себя вы узнали о бабочке – Монархе?
( На экране появляется телефон и новое сообщение:«Вас ждут в Лесном небоскребе»)
В. : Ребята, а что такое небоскреб (Ответы детей.)Верно, небоскреб – это очень высокое многоэтажное здание, в нем живут или работают люди. Ведь небоскребы находятся в больших городах, а мы с вами путешествуем по царству насекомых. А какие же насекомые строят небоскребы? (Ответы детей)
Правильно, это муравьи. А небоскребы, которые мы можем встретить в лесу называются муравейниками. Давайте с вами рассмотрим муравейник: как он устроен снаружи и внутри, из чего его строят муравьи.
Муравейник муравьи строят из хвоинок, веточек, кусочков коры, травинок, стебельков.
В. : Ребята, муравейники бывают разной высоты. Некоторые муравейники бывают очень высокими — более одного метра.
А как же устроен муравейник внутри? Давайте рассмотрим картину, на которой изображено внутреннее убранство муравейника.
Посмотрите, как много здесь входов и выходов, множество коридоров и маленьких комнат.
Ребята, как вы думаете, чем же занимаются муравьи, как они живут?
(Ответы детей.) Муравьи — это большие труженики, они целый день работают. Представьте только, один маленький муравей порой тащит соломинку больше, чем он сам. Муравьи могут перетаскивать грузы, которые превышают их собственный вес. Поэтому, ребята, муравьев называют сильными животными.
А сейчас, давайте представим, что мы с вами маленькие, но очень сильные муравьи, и немножко поиграем.
Динамическая пауза:
Муравей трудолюбивый Дети шагают на всей стопе
Еле тащит прутик ивы.
Он устал, он изнемог Шагают в приседе
Но другой ему помог
Оба дружно через ельник, Ходят за ведущим «змейкой»
Прутик тащат в муравейник. положив правую руку на плечо
Знает каждый муравей: впереди стоящего товарища
В жизни трудно без друзей,
А с товарищем всегда
Даже горе – не беда Маршируют
В. :Молодцы.
(На экране появляется Дроздов. «Ребята, спасибо вам за это увлекательное путешествие. Надеюсь, оно было интересным и познавательным для вас. До новых встреч!»
В. : Да, ребята. Это действительно было интересное путешествие. Из любого путешествия принято привозить какой-то памятный подарок. Давайте и мы с вами сделаем для себя такой сувенир. С помощью прищепок и цветной бумаги может получится красивая бабочка. (Дети делают бабочку)