Галина Гутенева
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Полёт в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе.
Тема «Полёт в космос»
Цель: обобщить и закрепить изученный материал по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа, систематизировать знания о космосе.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе „Полёт в космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, подбирать родственные слова; формировать познавательные действия, становление сознания.
Коррекционно-развивающие : развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память, любознательнось и познавательную мотивацию, воображение и творческую активность; закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопросы; упражнять в дорисовывании букв, придумывании предложений с заданным словом.
Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, желание и умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование; слайды, видео; макет ракеты; фонограмма «космическая музыка», «старт космической ракеты»; «голос Абвгдэйца»; «бортовые журналы» - блокноты; слова с пропущенными буквами; лазер для гимнастики для глаз; цветные фломастеры для звукового анализа; разрезные звёзды, слова.
Ход занятия
Вводная часть.
Психогимнастика. – Здравствуйте ребята, скажите, а какое у вас сегодня настроение? И у меня хорошее, радостное, веселое.
– Предлагаю взяться за руки и передать друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, а кто знает, какой сегодня праздник? Правильно. Сегодня 12 апреля День космонавтики!
– А вы хотели бы полететь в космос, когда станете взрослыми?
- Сегодня я предлагаю вам помечтать. (звучит космическая музыка) Представьте, что вы уже взрослые, много знаете и умеете. И вот вам дали разрешение отправиться в полёт. А как вы думаете, на чём можно полететь в космос? Кто согласен с Данилом? Кто - нибудь считает по-другому? Есть ли другие предложения? Тогда предлагаю вам всем вместе построить ракету.
- Все справились? У вас получилось?
- Прежде чем отправиться в полёт, предлагаю вам познакомиться с языком инопланетных цивилизаций, возможно, он нам в полёте пригодится, повторяйте за мной чётко.
(Чистоговорка. Выполняется хором).
Ли – лэ – ла.
Ри – рэ – ра.
Эни – бэни.
Рики – таки.
Шурба – урба.
Синти – бряки.
Дэу – дэу.
Шах – мадэо.
Замечательно!. Теперь мы с вами знаем инопланетный язык.
- Не пора ли отправляться? Вам не страшно, может кто-то передумал лететь в космос?
Слышится голос: «Всем, всем, всем! Отзовитесь, кто меня слышит. Мой космический звездолёт с огромной скоростью пролетает мимо неизвестной планеты. Она большая, круглая, голубая и живая, а кто на ней проживает и как она называется, я не знаю»
Беседа.
– Ребята, а вы знаете, как называется наша планета? А кто живёт на планете Земля, марсиане? Кто же? А как можно назвать жителей других планет? (Ответы детей).
(Слышится звук…. похожий на телефонный звонок)
- Примите видеосообщение. (Видео 1.)
– «Здравствуйте, меня зовут Абвгдеец. Я с планеты Абвгдейки, прошу помощи. Космические пираты захватили нашу планету, повсюду испортили и разбросали буквы. Мы думаем, что только Земляне смогут нам помочь….»
- Представляете какая случилась неприятность. Что же делать им? Ребята, чем мы можем помочь? Кто согласен с Ярославом? (ответы детей)
-Точно, мы сможем помочь, вы же знаете все буквы.
(обращается к Абвгдейцу) Но мы же не знаем, где находится ваша планета.
- «Посылаем по интернету карту и письмо. Ловите» (Слайд 1.)
Ребята, наша ракета не может взлететь, нужно ввести пароль. Пароль написан в письме Абвгдейцев. Ребята, смотрите, это письмо написано невидимыми чернилами. Что же делать? Кто знает, как прочесть письмо с невидимыми чернилами? А хотите я вам покажу! Чтобы прочесть его нужно письмо подержать над свечой.
Опыт:
Педагог подносит письмо к горящей свече (письмо написано соком лимона и высушено). Прямо на глазах у детей на письме появляются буквы: ПУСК.
– Как интересно! Прочитайте, что получилось.
Дети: – ПУСК!
- Чтобы мы не смогли добратся до планеты Абвгдейка космические пираты приготовили много разных испытаний. Ребята вы сможете их преодолеть? Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Чтобы не затеряться в космическом пространстве, мы будем ориентироваться по этой карте.
(Включается карта) (Слайд 2.)
- Как вы думаете, где вам будет удобно разместиться на нашей ракете? Экипаж! Занять места, приготовиться к полету! Начинаем обратный
отсчёт. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 –пуск! (Слайд 3.) (Звук запуска ракеты).
Основная часть.
– Представьте, что мы с вами уже в открытом космосе. Экипаж, на нашем пути наблюдаем созвездия. Сможете ли вы их назвать и определить количество слогов в каждом слове. ( Созвездия: Дракон, Лев, Геркулес, Медведица, Кит, Рыбы).(Слайд 4.)
Дети: – (делят слова на слоги)
– А мы отправляемся дальше.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная… (дыра)! (Слайд 5).
Звуковой анализ слов.
– Чтобы нас не затянуло в эту дыру, необходимо выполнить звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, возьмите космические карандаши. (Анализ слова дыра. Дети называют и характеризуют звуки по порядку)
– Благополучно пролетели мимо чёрной дыры. Половину пути мы уже пролетели, предлагаю немного отдохнуть.
Динамическая пауза. (выполнение движений по тексту) (Слайд 5. «Земля»)
В небе ясном солнце светит,
День летит и ночь летит,
И на землю он глядит,
И на Землю он глядит,
Видит сверху он поля, горы, реки и моря,
Видит он весь шар земной,
Шар земной наш дом родной.
- Вы готовы к следующему испытанию?
-В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект… (комета) (Слайд 6).
Игра «Буква потерялась».
– На хвосте кометы разместились слова, но космические пираты стёрли некоторые буквы. Сможете ли вы добавить недостающие буквы и прочитать слова: телес. оп, солн. е, созве. дие, Гага. ин, астро. ом.
– Почему слово Гагарин написано с большой буквы?
– Верно это фамилия.
- Составьте предложения с этими словами.
– Ну что ж, и с этим заданием мы справились.
- Взгляните на карту, мы приближаемся к планете Абвгдейке. На нашем пути … отгадайте что.
Я плююсь огнём и лавой
Я опасный великан,
Славен я не доброй славой,
Как зовут меня?
Дети (хором) : – Вулкан. (Слайд7)
-Мы пролетаем мимо планеты вулканов. А кто видел извержение вулкана? А хотите я вам покажу?
Опыт: «Извержение вулкана».
В вулкан (сосуд) заранее наполненный до половины ёмкости водой, смешанной с красным пищевым красителем, педагог добавляет несколько ложек уксуса. Дети наблюдают извержение вулкана… Почему огненная лава очень опасна?
- Ребята, посмотрите в иллюминатор. Что нас окружает в открытом космосе? (Звёзды) (Слайд 8).
Зрительная гимнастика. Давайте нарисуем на небе звезду глазами. Для этого глазами следите за лазерным лучом.
–Друзья, как вы понимаете слово звездопад? А ты как думаешь? А ты согласен с (Слайд 9).
– Какое это слово простое или сложное?
– Что такое родственные слова? Подберите родственные слова к слову звезда. (Ответы)
Верно, с этим заданием мы справились,
- Вот мы и долетели до цели. Приготовьтесь к высадке!
-Ребята, представьте, что мы идём по планете Абвгдейка, для того, чтобы победить пиратов, нужно выполнить последнее задание.
Дорисуй буквы. (Возьмите фломастеры. … Рита тебе нужна помощь? Ангелина тебя не затруднит помочь Рите?
(Видео2) «Спасибо Земляне, вы помогли нам, теперь все наши буквы вернулись на свои места. В ракете вас ожидает сюрприз!»
-Пора возвращаться. Экипаж, займите свои места. Начинаем обратный
отсчёт. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 –пуск! (Слайд 3.) (Звук запуска ракеты).
Игра «Составь слова из слогов».
– Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: ЗИ, МА, РУ, КА, РО, ЗА, БУК, ВА, РА, ДУГА, ЛЕ, ТО, УТ, РО, ШКО, ЛА.
Заключительная часть. Дети (хором) :
– Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
– Вот мы и вернулись домой. Как вы думаете, у нас получилось помочь Абвгдейцам?
– Какое задание понравилось больше всего?
– Какое задание показалось трудным?
– Кто занимался хорошо?
- Что вы сможете рассказать родителям? Девочки сегодня порадовали, Рита и Ангелина очень дружно работали.