Приложение МААМ

Конспект НОД по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте «Звук [Т] и буква «Т»

Светлана Овчинникова
Конспект НОД по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте «Звук [Т] и буква «Т»
▼ Скачать + Заказать документы

Ф. И. О : Овчинникова Светлана Владимировна

Должность : Учитель – логопед

Образовательное учреждение : МДОУ д/с «Березка»

Группа : подготовительная

Раздел программы : речевое развитие.

Тип : закрепление полученных знаний.

Вид : подгрупповое.

Тема : Звук и буква «Т»

Задачи :

1. Познакомить детей с буквой «Т»

2. Закрепить умение выделять звук «Т» в начале и конце слов.

3. Уточнить понятие «звук» и «буква».

Публикация «Конспект НОД по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте „Звук [Т] и буква „Т“» размещена в разделах

4. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

5. Совершенствовать навык звукового и слогового анализа и синтеза.

6. Развивать общую и мелкую моторику, память, внимание.

7. Воспитывать аккуратность, доброту, взаимопомощь и любовь к окружающему миру.

Оборудование : Компьютер, проектор, музыка, презентация, зеркала, цветочная поляна, цветок с символикой, символы звуков, буквы, домик со звуком и буквой, карточка с домиками, Улиткины дорожки, карточки для индивидуальной работы, разрезанная буква «Т», подложка для выкладывания буквы «Т», пластилин, фасоль, фломастеры, карандаши, пособие «Город звуков», книга, письмо.

ХОД

1. Организационный момент

Дети под музыку входят в зал. Наталкиваются на большую книгу.

Ребята, давайте посмотрим, что это за книга. (открывают ее). Ребята, - это необычная, волшебная книга. Посмотрите, в ней лежит письмо из города Звуков и маленькое зеркало. Давайте прочитаем письмо и узнаем, что жители города Звуков пишут нам и зачем отправили зеркало. Хотите узнать, что они нам пишут? Тогда слушайте.

2. Сообщение темы через постановку проблемы

Нам ребята помогите!

Вы пропажу нам найдите

Звукоед зашел вчера,

Чтоб позавтракать с утра.

Звуки съесть он захотел

И один какой – то съел.

Были точка, ток и туфли –

Стали очка, ок и уфли.

Была туча, был топор –

Стали просто уча, опор

Догадались или нет,

Что отведал Звукоед?

Кто догадался, какой звук съел Звукоед? (Т) Молодцы! Ребята, а если Звукоед постоянно будет завтракать звуками и съест все звуки, что может случиться? (Мы не сможем слышать, говорить, общаться друг с другом) Поэтому мы обязательно должны помочь, но прежде чем отправится на помощь жителям города звуков, нам самим нужно вспомнить все, что мы знаем о звуке «Т» и познакомиться с буквой «Т»

3 Активизация имеющихся знаний

Вот для чего нам жители города Звуков отправили зеркала

Возьмите зеркала и произнесите звук «Т»

- Как у нас расположены губки, зубки?

- Где находится язычок?

- Мы можем петь звук «Т»? (Нет)

- Значит звук «Т» какой? (Согласный)

- Какой у звука «Т» характер? ( У него твердый характер : он строго стучит : «ТТТ»)

- Где у нас живут твердые согласные звуки? (В домиках с синей крышей)

- Положите руку себе на горлышко. Дрожит оно или нет?

- Значит звук «Т» еще какой? (Глухой)

- Ребята, будет на его крыше звенеть колокольчик? (Нет)

- Как мы обозначаем звук «Т»? (Молоточком).

- В какой из 5 домиков мы поселим звук «Т»?

- Почему?

4. Фонетические упражнения

Игра «Молоточек стучит»

А сейчас давайте поиграем в игру «Молоточки стучат» чтоб хорошо запомнить, как звучит звук «Т» (резкие махи сомкнутыми указательными и средними пальцами правой руки).

5. Основная часть

Вот мы вспомнили все, что знаем о звуке «Т» и можем отправиться в Город звуков на помощь жителям в поисках звука «Т». Полетим в город звуков? (Да)

Тогда давайте скажем волшебные слова : «Вокруг себя обернись и в городе звуков окажись». (Презентация)

Вот мы с вами и в Городе звуков. Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы сможем вернуть звук «Т» в его город. Думаю, если мы дружно примемся за дело, то обязательно справимся со всеми испытаниями приготовленными Звукоедом. Давайте пожелаем друг другу успеха.

Желаю

Успеха

Большого

Везде и во всем

Удачи тебе на занятии.

Ребята, а кто к нам всегда приходит на занятие? (Гном Звездочет). Ребята, сегодня он не смог прийти к нам на помощь, так как улетел на другую планету, но отправил нам звезды – подсказки, по которым мы сможем найти и пройти все испытания Звукоеда.

А. Игра «Поймай звук»

Чтобы узнать первое испытание, приготовленное Звукоедом, нужно найти желтую звезду - подсказку. Кто пойдет и найдет данную звезду? Вот и звезда давайте посмотрим, какое на ней спрятано задание.

Ребята, в волшебном городе летает много звуков. Если услышите звук «Т» хлопайте в ладоши (ловите его) и произносите звук «Т»

Т, М, Т, Р, К, Т, Т, Б, В, П, З, Т.

А сейчас зовите звук «Т» к себе, услышав его в частях слов, то есть в слогах и кивайте головой

ТА, БО, РЫ, ТУ, ЛА, ТКА, СЛО, СТЫ, ТВО, БРО

Молодцы, справились с первым заданием. Не смог нас запутать Звукоед.

Б. Игра «Улиткины дорожки»

Ребята, мы только в начале пути и чтоб нам пройти дальше в поисках звука «Т» нам нужно найти следующую, синюю звезду – подсказку. Кто найдет данную звезду? Давайте посмотрим, что тут приготовил Звукоед.

Ребята, сейчас нам нужно определить, где в совах спрятался звук «Т». В этом нам помогут «Улиткины дорожки». Я вам буду произносить слова со звуком «Т», а вы внимательно слушайте слова и положите символ звук «Т» на соответствующую «Улиткину дорожку».

ТАНК, БАНТ, БИЛЕТ, ТОК, САМОЛЕТ

Молодцы, справились и с этим заданием. Не смог нас запутать Звукоед.

В. Работа с индивидуальными карточками.

Но испытания наши не закончились и нужно идти дальше, а для этого нам нужно найти красную звезду – подсказку. Кто найдет данную звезду? Вот и звезда с заданием.

Ребята, посмотрите, перед вами карточки с изображенными на них предметами.

• Назовите, что изображено на ваших карточках?

• Сфотографируйте картинки, переверните карточку и назовите картинки по памяти.

• Теперь переверните карточку и назовите картинки со звуком «Т» в начале слова, обведите данные картинки коричневым фломастером.

• Сейчас назовите картинки со звуком «Т» в конце слова. Обведите данные картинки синим фломастером.

• Какие картинки остались? Почему?

Молодцы, прошли еще одно испытание.

6. Физминутка

Вот мы с вами и на середине пути. Нам нужно отдохнуть и набраться сил.

Звукоед любит заниматься физкультурой. Нам нужно от него не отставать, чтоб стать ловкими и быстрыми.

Любит Звукоед зарядку,

Упражняться по порядку :

Руки в стороны и вверх,

Снова в стороны и вниз.

Наклонились, распрямились,

Наклонились, распрямились!

Одну ногу вверх подняли

И немного помахали.

Машем мы ногой другой,

А теперь и головой!

Звукоеду погрозим :

«Мы тебя ведь победим!»

7. Знакомство с букой «Т»

Молодцы, ребята, а про букву – то мы и забыли.

Звуки мы с вами слышим и произносим. Звук «Т» живет в своем домике – букве «Т», которую мы видим и пишем, но Звукоед ее испортил.

Нехороший Звукоед,

Он наделал много бед!

Звуки он заколдовал,

Букву «Т» он разорвал.

Звукоеда обхитрим,

Букву «Т» соединим.

(Логопед из деталей собирает букву «Т»)

А. Закрепление зрительного образа буквы

• На что похожа буква «Т»? (Молоток, швабру, гриб)

• Давайте построим букву «Т» из пальчиков.

Вот стоит одна ладошка,

На нее поставим плошку.

Что здесь вырос за грибок?

Это буква «Т», дружок!

• А сейчас напишите букву «Т» у друг друга на спине.

Молодцы, красивая буква «Т» у вас получилась.

8. Звуковой анализ слогов и слов.

А. Игра «Ромашка»

Ребята, что вы слышите? (Включается запись порывистого ветра и в этот момент появляется «разорванная» ромашка). Пойдемте, посмотрим, что там происходит. Ребята мы с вами вышли на поляну цветов. Вам не кажется, что цветы здесь какие-то странные. Злой волшебник Звукоед заколдовал цветы, если расколдовать цветы, то мы отправимся дальше в путь. Расколдуем цветы? Для этого мы должны соединить лепестки ромашки с серединкой и прочитать, что там написано.

А

У Т О

И

Б. Анализ слога «ОТ»

А сейчас давайте пройдем на свои места и выложим с помощью символов слог «ОТ» чтобы Звукоед больше не смог заколдовать цветы.

• Сколько у нас звуков в слоге «ОТ»?

• Сколько гласных звуков?

• Назовите?

• Сколько согласных звуков?

• Назовите?

• Какой первый звук?

• Какой второй?

• Выложите слог «ОТ» из символов, лежащих у вас на столах.

В. Анализ и синтез слова «Кот»

Вот мы и расколдовали цветок и защитили его от злого волшебника, но он продолжает «чинить» нам препятствия и сломал слово, отгрыз первый звук в слове. Если вы к слогу «ОТ» в начало добавите нужный звук, то угадаете, какое слово испортил Звукоед и почините его.

• Сколько слогов в слове «кот»

• Сколько звуков в данном слове?

• Назовите их по порядку.

• Сколько согласных звуков?

• Назовите?

• Сколько гласных звуков?

• Назовите?

• Какой звук стоит перед Зв. «Т» ?

• Какой звук стоит после звука «О» ?

Молодцы догадались, какое слово испортил Звукоед, и починили его, выложив его с помощью символов гласных и согласных звуков. А теперь под символами звуков напечатайте слово кот при помощи букв, и тогда Звукоед больше никогда не сможет ломать слова.

Г. Работа с индивидуальными карточками

А сейчас давайте напечатаем букву «Т» в наших карточках, чтоб никогда ее не забывать. Молодцы.

Вот мы и преодолели все препятствия Звукоеда и нашли звук «Т» с его домиком буквой и сейчас нам нужно вернуть на его улицу в городе звуков (Презентация «Город звуков», № 1 слайд). На какой улице в городе звуков будет стоять домик звука «Т»? Почему вы так решили? Молодцы. (Презентация «Город звуков», слайд № 2) Вот, ребята, мы и победили Звукоеда и вернули звук «Т» в его город, а теперь нам нужно возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова : «Вокруг себя обернись и в детском саду окажись». (Презентация)

9. Итог занятия

Какой звук мы сегодня искали?

Какой это звук?

Как мы решили его обозначать?

Где у нас живет звук «Т» в городе Звуков?

Поощрение детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Кубики для звукового анализа слова». Дидактическая игра для детей 5–7 лет«Кубики для звукового анализа слова». Дидактическая игра для детей 5–7 лет Задачи: 1. Формировать умение у детей выполнять звуковой анализ слова. 2. Развивать умение определять гласные, твердые и мягкие согласные.

Дидактическая игра по развитию навыков чтения, звуко-буквенного анализа, внимания «Подбери имена»Дидактическая игра по развитию навыков чтения, звуко-буквенного анализа, внимания «Подбери имена» Дидактическая игра "Подбери имена". Для детей 5-7 лет. Способствует развитию навыков чтения, звуко-буквенного анализа, внимания и развитию.

Дидактическая игра «Звуковое домино» по формированию навыков выполнения звукового анализаДидактическая игра «Звуковое домино» по формированию навыков выполнения звукового анализа Сегодня вашему вниманию я представлю игру на формирование навыков выполнения звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста. Игра.

Дидактические игры для формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков звукового анализа и синтеза словДидактические игры для формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков звукового анализа и синтеза слов Исходным процессом при обучении детей письму и чтению является звуковой анализ и синтез слов. Многие дети испытывают затруднение при расчленении.

Игры для развития слогового анализа и синтеза, звукового анализа и синтеза, формирование лексико-грамматических категорий Хорошая речь–важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа 1 слайд. Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Носова Анастасия Александровна. Тема моего выступления Игры и упражнения для развития.

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Грамоте учиться всегда пригодится»Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Грамоте учиться всегда пригодится» Грамоте учиться всегда пригодится. Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе. Программные задачи:Учить детей интонационному.

Открытое логопедическое занятие по обучению грамоте и формированию навыков звукового анализа и синтеза «Волшебный сундучок» .

Пособие «Разноцветные мячи» для формирования навыков слогового анализа и синтеза слов для детей старшего дошкольного возрастаПособие «Разноцветные мячи» для формирования навыков слогового анализа и синтеза слов для детей старшего дошкольного возраста Вариант первый Логопед объясняет детям правила игры. Сегодня у нас в магазине будут продаваться разноцветные мячи. Я буду продавцом,.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте «Звук [Т] и буква «Т»
Опубликовано: 7 ноября 2015 в 07:33
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте «Звук [Т] и буква «Т»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Овчинникова (УИ 369092) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД