Светлана Солодилова
Конспект занятия в подготовительной группе «История осветительных приборов»
▼ Скачать + Заказать документы
по формированию целостной картины мира
с элементами познавательно-исследовательской деятельности.
Тема: «История осветительных приборов»
Воспитатель: Бутко
Светлана Алексеевна
Цель: Совершенствование познавательных интересов к объектам окружающего мира через познавательно-исследовательскую деятельность.
Программное содержание (задачи) :
1. Образовательные:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „История осветительных приборов“» размещена в разделах
- познакомить детей с историческими вехами развития осветительных приборов;
- познакомить детей с разнообразием осветительных приборов, их строением.
2. Формирующие:
- формировать интерес детей к истории осветительных приборов; интерес познавательно-исследовательской деятельности; интерес к рисованию нетрадиционными способами; стремление узнавать новое.
3. Развивающая:
- развивать исследовательскую деятельность детей.
4. Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, желание помочь окружающим;
- поощрение проявления активности и творчества.
Индивидуальная работа: во время занятия напоминать детям о технике безопасности при зажигании свеч.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация "Осветительные приборы разных видов", свечи, подсвечники, спички, тарелочки со свечками, стаканы с холодной водой, 1 стакан с горячей водой, свеча в подсвечнике, кусочки свечи для рисования на закрепление темы, краски тёмных оттенков, бумага тонированная, кисти, баночки с водой.
Ожидаемый результат:
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать, делать выводы. Обладает начальными знаниями о социальном мире, истории осветительных приборов, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Ход занятия:
Дети входят в группу, где выключен свет.
В: Ребята, что делают люди, войдя в тёмную комнату?
Д: Включают свет
В: Правильно, сделать это проще простого. Достаточно просто щелкнуть выключателем – и загорается свет. Ребята, а что именно загорается?
Д: Лампочка
В: Верно, электрическая лампочка. Но что же делать, как быть, если нет у нас электрической лампочки?
Д: варианты ответов.
В: Ребята, а вам интересно было бы узнать, как раньше люди обходились без электричества?
Д: да (слайд 1)
В: Сейчас мы с вами совершим путешествие в прошлое, узнаем как жили древние люди. Итак….путешествие начинается…
В: Ребята, а где жили древние люди?
Д: В пещере (слайд 2)
В: Правильно, в пещере (выключается свет, дети рассаживаются вокруг). Мы с вами попали в пещеру древнего человека. Как вы думаете, чем освещалось такое жилище?
Д: Огнём, костром.
В: Молодцы, но как вы думаете, как древние люди разжигали огонь?
Д: варианты ответов (трением камней, палок)
В: Верно, нашим предкам нелегко приходилось. Давайте и мы с вам попробуем разжечь огонь. (слайд 3,4)
В: Почему нельзя трогать огонь руками, как вы думаете?
Д: (варианты ответов)
В: Ребята, а что огонь давал людям, кроме света?
Д: тепло; можно на огне готовить пищу.
В: Правильно, а вспомните, кто находился еще в лесу около людей
Д: дикие животные
В: боятся ли животные огня?
Д: да
В: значит для чего еще служил огонь?
Д: чтоб отпугивать животных.
В: Всё верно. Но огонь горел и освещал лишь небольшую часть пещеры. Стал человек думать, как осветить и ту часть, куда не доходит свет костра. Давайте и мы с вами подумаем
Д: палками, факелами
В: правильно, сначала люди переносили огонь на палках, факелах, но долго ли мог гореть такой огонь? (слайд 5,6)
Д: нет
В: Для факела брали толстую палку, дубину, наматывали на один конец жгуты, пропитанные смолой деревьев. С факелами ходили по улице и прикрепляли их к стенам – так они освещали пещеры.
Часть 2.
В: Время шло, люди научились строить для себя жилище. Дальше наше путешествие приводит нас в крестьянскую избу. Чем здесь освещалось жилище? (слайд 7)
Д: варианты ответов
В: правильно, остались костры, которые люди разжигали в печи. Кроме того, люди стали использовать лучину. Как вы думаете, на какое слово похоже слово «лучина»? (слайд 8)
Д: варианты ответов
В: Лучина – это тонкая деревянная щепка. Лучину делали из берёзы, потому что она горит лучше других деревьев. Один конец лучины закрепляли в специальное приспособление, которое называется светцы, другой конец зажигали. Но как вы думаете, не опасно ли было оставлять горящую лучину. Что могло произойти? Из чего были сделаны избы?
Д: варианты ответов
В: чтобы не случился пожар, под лучину ставили корыто с водой, угольки падали в это корыто и затухали. Как вы думаете, хорошо ли освещала лучина дом? Что может испортится у человека от такого освещения? (слайд 9)
Д: варианты ответов
В: лучина быстро сгорала, удобно ли было такое освещение?
Д: нет
В: прошло ещё много времени и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Вы знаете из чего делали первые свечи? (слайд 10)
Д: варианты ответов
В: оказывается, первые свечи делали из камыша, его обмакивали в растопленное баранье сало. Сало остывало, становилось твердым и когда зажигали свечку – она постепенно плавилась. Ребята, а из чего делают свечи сейчас?
Д: из воска
В: давайте рассмотрим свечу – внутри нее есть фитиль, сделанный из скрученных ниток. Снаружи свеча обволочена воском. Можно свечи делать самим и придавать им разные формы. Как вы думаете, удобно ли освещать помещение свечкой?
Д: можно обжечься, уронить, устроить пожар, свеча дает мало света.
В: свечи ставят в подсвечники по одной или сразу несколько.
Слушаем, что было дальше… люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились делать из нефти керосин (горючая жидкость) и придумали керосиновые лампы. Внутри такой лампы был тоже фитиль, как и у свечи, но закрыто стеклом. Керосиновая лампа горела ярче свечи, но удобна ли была такая лампа? (слайд 11, 12)
Д: могли уронить, обжечься, мог случиться пожар.
В: Прошло много лет… и вот появилось электричество. Русский изобретатель Александр Лодыгин создал совершенно новый удобный способ освещения жилья, а какой способ, отгадайте сами:
Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся
Ярким пламенем зажжется.
Д: лампочка (слайд 13, 14)
В: Правильно, молодцы, ребята. А что освещает электрическая лампочка, давайте вспомним, где мы можем её увидеть?
Д: квартиры, садик, улицы, больницы, холодильник, микроволновка, духовка, игрушки и т. п.
В: ярко ли светит лампочка? Безопасна ли работает лампочка?
Д: варианты ответов
В: какие вы знаете способы включения лампочки?
Д: от выключателя, от хлопка, от движения
В: Какие правила надо соблюдать при включении или при включенной лампочке?
Д: нельзя трогать лампочку мокрыми руками, брызгать её водой, кидать предметы вверх (в люстру, выкручивать включенную лампочку, и т. п.
В: давайте рассмотрим как устроена лампочка: (слайд 15)
- стеклянный баллончик
- металлический цоколь
- тоненькая вольфрамовая нить в виде спиральки. Когда лампочка включается, спиралька нагревается и ярко светит. Теперь в наших домах много разных светильников, какие вы еще знаете? Давайте рассмотрим слайды. (слайд 16,17,18,19,20,21,22,23,24,25)
Д: варианты ответов
В: А теперь я вам предлагаю самим стать ученными и исследовать один осветительный прибор - свечу. для этого нам надо отправиться в лабораторию, одеть спецодежду.
1 опыт:
Ребята посмотрите у вас на столах в тарелочках лежат нарезанные кусочки свечей, потрогайте их руками и скажите какие они на ощупь? (Ответы детей)
Что будет если их положить в воду? (ответы детей)
Вывод: свеча гладкая твёрдая, в воде не тонет.
2 опыт:
Что будет если мы опустим свечу в горячую воду? (Ответы детей)
Посмотрите я в стакан с горячей водой опускаю кусочек свечи. Что с ней происходит? (Ответы детей)
А теперь вытащим её и посмотрим, потрогаем её. Что же произошло со свечой? (ответы детей)
Вывод: свеча стала более мягкой. Под воздействием температур воск становиться более мягким.
3 опыт: Сейчас я зажгу свечу и мы посмотрим что будет происходить. А теперь потушу. Что же с ней произошло? Свеча осталась в прежнем состоянии?
Вывод: Свеча плавиться, когда горит огонь, и быстро застывает когда огонь тухнет.
Ребята, а ведь свеча может быть ещё и материалом для рисования. давайте пройдём за другой стол и я научу вас рисовать свечой.
Посмотрите перед вами лежат жёлтые листы бумаги, на что они похожи? (Ответы детей).
А ещё они похожи на окошки в ночном городе. сейчас мы с вами займёмся волшебством. Посмотрите я свечой нарисую дом и в нем окошки, рядом нарисую фонарь. А теперь возьму тёмно-синюю краску (чёрную или коричневую, и закрашу всё подряд этой краской. Что же у меня получилось? (Ответы детей)
А теперь вы становитесь волшебниками и рисуете свой ночной город.
Итог:
В: Что было интересного? Как вы считаете, для чего мы должны знать историю лампочки? Молодцы! А что мы сегодня исследовали? Чем мы с вами сегодня рисовали? Что вам больше всего понравилось, что больше всего запомнилось?